Стихотворение Вяч. Иванова "Три гроба": источники и символическая структура. Статья первая

Автор: Топорков Андрей Львович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Прочтения

Статья в выпуске: 3 (42), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена источникам, структуре и системе символов стихотворения Вяч. Иванова «Три гроба». Новизна предлагаемого подхода заключается в широком привлечении фольклорных и литературных источников, которыми мог пользоваться Вяч. Иванов. В ходе анализа устанавливается, что отдельные мотивы стихотворения сближают его не только с русскими и белорусскими духовными стихами, но также с украинскими, белорусскими и моравскими колядками и распевцами русских мистических сектантов. Автор приходит к выводу, что образ розы в стихотворении Вяч. Иванова насыщен разнообразными ритуальными, мифологическими, религиозны-ми и мистическими смыслами. Этот цветок символизирует собой страдание и красоту, смерть и преодоление смерти, рождение и воскресение, Богородицу и Ее сердце, Хри-ста и Его распятие. Роза представляет собой атрибут античных розалий и райского сада, креста и тернового венца. Голубь, выпорхнувший из лепестков распускающейся розы, знаменует собой рождение Христа и присутствие Святого Духа. Лежащие в гробницах персонажи напоминают тех умерших, которых участники римских розалий приглашали в свои дома, а само стихотворение - заклинание, призванное пробудить усопших ото сна.

Еще

Вяч. иванов, духовные стихи, символизм, богородица, роза, голубь, а.н. веселовский

Короткий адрес: https://sciup.org/14914633

IDR: 14914633   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2017-00013

Список литературы Стихотворение Вяч. Иванова "Три гроба": источники и символическая структура. Статья первая

  • Топорков А.Л. Духовные стихи в русской литературе первой трети XX века//Русская литература. 2015. № 1. С. 17-20.
  • Бессонов П. Калеки перехожие. Т. 1. Вып. 3. М., 1861. С. 578-580, № 130;
  • Доценко С.Н. О фольклорных источниках стихотворения Вячеслава Иванова «POΣAΛIA TOΥ AГIOΥ NIKOLAOΥ»//Русская литература. 2006. № 3. C. 108-114.
  • Топорков А.Л. Источники «Повести о Светомире царевиче» Вяч. Иванова: древняя и средневековая книжность и фольклор. М., 2012. С. 311-418;
  • Топорков А.Л. Духовные стихи в русской литературе первой трети XX века//Русская литература. 2015. № 1. С. 5-29.
  • Иванов Вяч. Cor Ardens. Ч. 2. М.: Скорпион, 1912. С. 208;
  • Веселовский А.Н. Избранное: на пути к исторической поэтике. М., 2010. С. 308.
  • Лаппо-Данилевский К.Ю. Труды А.Н. Веселовского и бакинские лекции Вяч. Иванова по поэтике//Александр Веселовский: актуальные аспекты наследия. Ис-следования и материалы. СПб., 2011. С. 96-110.
  • Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М., 2004. С. 100-101.
  • Традиго А. Иконы православной церкви: образы. Сюжеты. Символы/пер. с итал. М., 2010. С. 125.
  • Федотов Г. Стихи духовные: русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 52;
  • Фадеева Л.В. О визуальных основах одного фольклорного мотива. Гробница в храме//Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 1. С. 264-289. DOI 10.22455/2500-4247-2017-2-2-264-289.
  • Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода. М.; СПб., 2001. С. 158.
  • Маштакова Л.В. «Существование» числа: числовая символика в книге Вяч. Иванова «Rosarium»//Известия Уральского федерального университета. 2015. № 2 (139). (Сер. 2. Гуманитарные науки). С. 200-204.
  • Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым/2-е доп. изд. подг. А.П. Евгеньева и Б.Н. Путилов. М., 1977. С. 201, 9, 141.
  • Шейн П. Белорусские народные песни. СПб., 1874. С. 392, № 724.
  • Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-русский край, снаряженной Русским географическим обществом. Юго-Западный отдел. Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. Т. 3. Народный дневник, изданный под наблюдением Н.И. Костомарова. СПб., 1872. С. 353, № 82А.
Еще
Статья научная