Стиль шинуазри в творчестве французского художника-декоратора Жана Пильмана

Бесплатный доступ

Статья посвящена творчеству французского художника-декоратора Жана Пильмана как одного из значимых представителей развития направления шинуазри в рамках ведущего стиля рококо. Рококо приходит на смену барокко и возникает во Франции как камерный стиль, одним из символов которого стала стилизованная раковина. В XVIII веке общеевропейское влияние эстетики шинуазри приобрело широкую популярность благодаря созданию французскими художниками-декораторами особенной манеры псевдокитайского стиля, отличающегося сочетанием изысканных рокайльных линий в соединении с разнообразными экзотичными сюжетами и фантазийными зооморфными существами. Иконография французской манеры в китайском вкусе распространялась не только в результате экспорта готовых изделий в стиле шинуазри и создания множества изобразительных увражей, но и благодаря непосредственному участию самих художников-декораторов в разнообразных проектах при монарших дворах и мануфактурах в ведущих европейских столицах. Многие работы Жана Пильмана, исполненные в разных европейских столицах, не сохранились, но с творческой манерой этого художника возможно тем не менее ознакомиться по сборникам гравюр, дошедших до наших дней. Основываясь на фактическом материале одного из таких сборников, в данной статье автор проводит анализ стилистических особенностей и композиционных приемов, характерных для художественных работ этого мастера в стиле шинуазри. На примере творческого пути Жана Пильмана в Европе прослеживается также общеевропейское влияние французского искусства в развитии стиля шинуазри в XVIII столетии.

Еще

Французское искусство, шинуазри, жан пильман, рококо, художественная европейская эстетика

Короткий адрес: https://sciup.org/147236574

IDR: 147236574   |   DOI: 10.14529/ssh210408

Список литературы Стиль шинуазри в творчестве французского художника-декоратора Жана Пильмана

  • Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. - М. : Искусство, 1989. - 318 с.
  • Саккетти, Л. Прелестное в искусстве / Л. Сакетти // Архитектурный музей Императорской Академии художеств. - 1902. - № IX. - С. 97-100.
  • Sloboda, S. Chinoiserie: commerce and critical ornament in eighteenth-century Britain / S. Sloboda. - Manchester : Manchester University Press, 2014. - 238 p.
  • Dupont-Auberville, M. Art industriel. L'omement de tissus : recueil historique et pratique / M. Dupont-Auberville. - Paris : Edition Ducher et Cie, 1877.
  • Андреева, Е. А. Второе европейское путешествие Петра I и приезд французских мастеров в Петербург / Е. А. Андреева // Quaestio Rossica. -2018. - Т. 6, № 1. - С. 114-129.
  • Андреева, Ю. С. Живопись Филиппа Пильмана в контексте «европеизации» русской культуры / Ю. С. Андреева // Вестник ЮУрГУ. Серия социально-гуманитарные науки. - 2019. -Т. 19, № 2. - С. 79-84.
  • Félix, L. Jean Pillement (1728-1808). Peintre des paysages et des marines / L. Félix. - URL: https://studylibfr. com/doc/550942/j ean-pillement--172 8-1808--peintre-de-paysages-et-de-marines (дата обращения: 25.11.2020).
  • Pillement, J. Invention d'une nouvelle fabrique de soie peinte dans le gout des Indes / J. Pillement // Revue de l'art français ancien et moderne: Cinquième année. Nouvelle archive de l'art français. T. IV. - Paris, 1888. - P. 135-140.
  • Alayrac-Fielding, V. et alii. Rêver la Chine. Chinoiseries et regards croisés entre la Chine et l'Europe aux XVII et XVIII siècles / V. Alayrac-Fielding. -Tourcoing : Edition Invenit, 2017. - 289 р.
  • Клементьев, Е. Г. Художник Федор Власов. Его произведения в Ораниенбауме / E. Г. Клементьев // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. - М.: Наука, 1996. - С. 241-248.
  • Бирюкова, Н. Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков / Н. Ю. Бирюкова. - Л. : Искусство, 1972. - 238 с. : ил.
  • Кючарианц, Д. А. Художественные памятники города Ломоносова / Д. А. Кючарианц. -Л. : Лениздат, 1985. - 174 с. : ил.
  • Бенуа, А. Н. Китайский дворец в Ораниенбауме / А. Н. Бенуа // Художественные сокровища России. - 1901. - № 10. - C. 197-210.
  • Воронов, М. Г. Авдотья Логинова и другие / М. Г. Воронов // Нева. - 1979. - № 6. - С. 219-220.
  • Сясина, Т. С. Китайский дворец. История одного интерьера / Т. С. Сясина // Третьяковская Галерея. - 2017. - № 3. (56). - URL: https://www.tg-m.ru/articles/3-2017-56/kitaiskii-dvore ts-istoriya-odnogo-interera (дата обращения: 02.02.2021).
Еще
Статья научная