Стили православного богословия ХХ века. К оценке трудов архиепископа Михаила (Мудьюгина)
Автор: Протоиерей Константин Костромин
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: История богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья основана на предположении, что богословская мысль оформлялась при помощи языка, образов, общей стилистики и направления мысли господствующего художественного стиля, который соответствующим образом косвенно влиял и на «повестку дня» богословской науки, постановку спорных тем или форму фундаментальных исследований и даже на выводы, которые делал тот или иной автор. Стиль мышления и выражения своих мыслей неодинаков в разные эпохи. Исходя из этого утверждения автором выделены три стиля, которые сменяли друг друга в ХIХ–ХХ вв. и повлияли на изменения в русской богословской мысли, — классика, модерн и постмодерн. В статье обосновывается утверждение, что русская богословская мысль ко времени революции перешла от классического стиля мышления к модерну, продолжив развиваться синхронно с общей культурой в направлении постмодерна в эмиграции. В СССР же она приобрела специфические формы, которые можно охарактеризовать как неоклассику. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) был одним из наиболее ярких богословов эпохи неоклассики. С падением коммунизма в России парадигма мышления стала быстро меняться, что обусловило слабый интерес к трудам классических и неоклассических богословов, в частности архиепископа Михаила.
Богословие, стиль, классика, неоклассика, модерн, постмодерн, архиепископ Михаил (Мудьюгин), сотериология, спасение, догматика
Короткий адрес: https://sciup.org/140220797
IDR: 140220797