Стоический нарратив в журнале "Вера и разум" (1884-1917)

Бесплатный доступ

Предметом исследования выступает представление стоической философии и образа стоиков во влиятельном богословско-философском журнале «Вера и разум», материалы которого составляли значительную часть российской философской периодики о стоиках в конце XIX - начале XX вв. Ввиду конфессиональной ангажированности и особенностей интеллектуальных дискуссий того времени, авторы журнала не ограничились историко-философскими и сравнительно-теологическими изысканиями о философии Стои. «Вера и разум» являет попытку развернуть многоаспектное критическое повествование об отчаянном стоическом настроении, религиозном нечестии стоиков, холодном духе их нравственности, противопоставляя личную мудрость поздних стоиков их школьной аффилиации. Обосновывается предположение, что стоический нарратив, предлагаемый на страницах журнала, имел целью оказать назидательное, мировоззренческое влияние на его аудиторию, продемонстрировать превратный характер стоических учений самих по себе, а также их несопоставимость с истиной христианства.

Еще

Вера и разум, философские журналы, стоическая традиция, стоическое наследие, стоицизм, стоический нарратив

Короткий адрес: https://sciup.org/147243524

IDR: 147243524   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-2-875-887

Список литературы Стоический нарратив в журнале "Вера и разум" (1884-1917)

  • Балановский, А. (1887) “Стоик Эпиктет и его отношение к христианству”, Вера и разум VI, 264–284.
  • Гаджикурбанова, П. А. (2012) Этика ранней Стои: учение о должном, Москва.
  • Говоров, С. (1888) “Моральная философия стоиков в отношении к христианству”, Вера и разум I, 23–50; II, 74–94; V, 225–242; VI, 279–296; VII, 336–352.
  • Гюйо, Ж., авт., Нахамкис, И., Энгельгардт, М., пер. (2007) Стоицизм и христианство. Эпиктет, Марк Аврелий и Паскаль. Москва.
  • Даль, В. И. (1882) Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Второе издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. В 4 т. Москва–Санкт-Петербург. Т. 4.
  • Ермичёв, А. А. (2008) “История русской философии в журнале «Вера и разум»”, Вестник РХГА 2, 143–152.
  • Лебедев, А. П. (1880) “[Рец. на] Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов”, Прибавления к Творениям св. Отцов 26 (1), 183–201.
  • Лосев, А. Ф. (2010) Эллинистически-римская эстетика. Москва.
  • Марта, К (1878) Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи. Москва.
  • Мочалова, И. Н. (2019) “Формирование отечественной историко-философской традиции. Феномен Сократа”, Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология 1, 56–69.
  • “Письма философа Сенеки” (1884), Вера и разум 1, 69–91.
  • Побединский, Н. (1898) “Мысли Л. А. Сенеки о смерти и бессмертии”, Вера и разум, XVI, 133–152; XXII, 409–422.
  • Побединский, Н. (1901) “Мысли о Боге Л. А. Сенеки в их отношению к христианству”, Вера и разум XX, 281–296.
  • Попов, Д. С. (2021) “Религиозная философия Л. Н. Толстого и стоическая традиция”, Религиоведение 4, 144–151.
  • Попов, Д. С. (2020) “Стоический нарратив: к вопросу о стратегиях изучения стоического наследия в западной философской мысли”, Манускрипт 9, 80–87.
  • “Приветствия Преосвященнейшему Амвросию, Архиепископу Харьковскому, по случаю пятидесятилетнего его юбилея” (1894) Вера и разум XXII, 666–672.
  • Руднев, В. (1889) “Император Марк Аврелий в его отношении к христианству”, Вера и разум XIII, 17–36.
  • Руднев, В. (1887) “Император Марк Аврелий как философ”, Вера и разум XX, 385–400.
  • Салимгареев, М. В. (2004) Стоя и стоическое наследие в России (середина XIX – начало XX вв.): дисс. … канд. историч. наук: 07.00.09. Казань.
  • Столяров, А. А. (1995) Стоя и стоицизм. Москва.
  • Столяров, А. А., пер. (2007) Фрагменты ранних стоиков. Москва. Т.3. Ч. 1.
  • Тареев, М. (1895) “Предание о переписке философа Сенеки с апостолом Павлом”, Вера и разум I, 32–48; II,49–43.
  • Комарский, Ф. С., пер. (1898) Фаррар, Ф. В. Искатели Бога. Санкт-Петербург.
  • Феофан Затворник (2010) Начертание христианского нравоучения. Москва.
  • Шахнович, М. М., Тыжов, А. Я., Попов, Д. С. (2019), “Дискуссия о стоицизме в русской мысли второй половины XIX – начала ХХ вв. и история изучения христианства”, Былые годы 3, 1125–1133.
  • Шахнович, М. (2018) “Изучение религии в России в конце XIX – первой четверти ХХ века: от феноменологического описания к критическому исследованию”, Государство, религия, церковь в России и за рубежом 1, 171–195.
  • Таронян, Г. А., пер. (1997) Эпиктет. Беседы. Москва.
  • Ященко, А. (1915) Русская библиография по истории древней философии. Юрьев.
  • Brooke, Ch. (2006) “How the Stoics Became Atheists”, The Historical Journal 49 (2), 387–402.
  • Fisher, W. R. (1985) “The Narrative Paradigm: An Elaboration”, Communications Monographs 52 (4), 347–367.
  • Hadot, P., aut., Chase M., trans. (1995) Philosophy as a Way of Life. Spiritual Exercises from Socrates to Foucault. Oxford, Cambridge.
  • Long, A. (2006) From Epicurus to Epictetus. Studies in Hellenistic and Roman Philosophy. Oxford.
  • Piaia G., Santinelo G., eds., (2011) Models of the History of Philosophy. In 3 vols. Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker. Dordrecht–Heidelberg.
Еще
Статья научная