Стратегические приоритеты обеспечения населения услугами здравоохранения
Автор: Кодзоков Р.Л.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 1-4 (88), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена актуальным вопросам формирования новых экономических отношений в здравоохранении, связанных с особенностями ресурсного обеспечения отрасли и предоставления населению медицинских услуг. На основании методов аналитических обобщений и статистического исследования показано, что на протяжении трех десятилетий реформ не только сохраняются, но и усиливаются тенденции недостаточного общего финансирования здравоохранения и падения его инвестиционной привлекательности. Соответственно главной целью исследования стал поиск наиболее эффективной в современных условиях формы интеграции ограниченных ресурсов для развития отрасли. В качестве основного вывода аргументируется целесообразность использования принципов безусловного базового дохода с целевым ориентиром на обеспечение населения медицинскими услугами.
Здравоохранение, медицинские услуги, расходы на здравоохранение, инвестиции, безусловный доход, цифровые технологии
Короткий адрес: https://sciup.org/170203229
IDR: 170203229 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-1-4-108-111
Текст научной статьи Стратегические приоритеты обеспечения населения услугами здравоохранения
В последнее время проблематика реформирования здравоохранения несколько утратила свою практическую актуальность по причинам глобальной пандемии и обострения военно-политической ситуации в мире. Но сама по себе проблема становится все острей по своему содержанию.
Накануне пандемии в конце 2019 года российское Правительство по сути дела официально признало негативные результаты проводимой оптимизации здравоохранения, особенно в части инфраструктуры медицинских организаций и кадрового обеспечения [1]. Это был итог почти тридцатилетнего реформирования отрасли в соответствии с рыночными приоритетами стратегии социально-экономического развития России.
В советский период основным недостатком здравоохранения было использование остаточного принципа финансирования отрасли, что последовательно усиливало ее отставание от мирового уровня. Для преодоления такого положения дел в девяностые годы основное внимание было сосредоточено на введение в практику обязательного медицинского страхования (ОМС) и децентрализацию организации оказания медицинской помощи [2]. Одна- ко введение этих рыночных инструментов не решило главную проблему ресурсного обеспечения, а только привело к замещению части бюджетных средств на взносы работающих граждан.
В следующее десятилетие, так называемые нулевые годы, главной целью реформ стала реструктуризация сети медицинских организаций посредством повышения уровня их автономности и сокращения количества путем частичного укрупнения [3]. В итоге усилились территориальные различия для населения в доступности медицинской помощи.
Для третьего десятилетие реформ отличительной чертой стали новый порядок страхования и функционирования федерального и территориальных фондов ОМС, использование цифровых информационных технологий и введение единых стандартов оказания медицинской помощи. Кроме того, государственные медицинские организации получили право на оказание платных услуг. С одной стороны, в стране сформировалась наиболее распространенная страховая модель здравоохранения, стали задействованными возможности частной медицины и частного финансирования. Но с другой стороны, общие расходы на здравоохранение остались на прежнем низком уровне [4].
На наш взгляд, особое внимание надо обратить не столько на недостаточные общие расходы на здравоохранение, сколько на существенное проседание в инвестиционной составляющей (см. рис.). С точки зрения стратегического развития именно инвестиционная привлекательность отраслей является главным рыночным критерием определения способов и направлений использования ограниченных финансовых ресурсов. Рост инвестиционной привлекательности является важным системообразующим итогом рыночных преобразований. Соответственно нарастание разрыва между уровнем расходов на здравоохранение в ВВП и долей инвестиций в основной капитал отрасли в процентах к совокупным инвестициям означает низкую эффективность ранее проведенных реформ.

■ Общие расходы на здравоохранение в % ВВП
I Доля инвестиций в основной капитал в здравоохранении в % к совокупному итогу
Рисунок. Динамика доли общих расходов на здравоохранение в процентах к ВВП и доли инвестиций в основной капитал здравоохранения в процентах к совокупному итогу инвестирования в РФ в 2000-2022 гг. [7, 8, 9]
В сложившихся условиях показанные на рисунке тренды представляют системное ограничение в процессах формирования остро востребованной суверенной медицины. В новой международной реальности, сложившейся с начала 2022 года и усилившей требования экономической безопасности, как подчеркивалось на Петербургском международном экономиче- ском форуме (ПМЭФ-2022), в части российского здравоохранения сформировалось осознание необходимости формирования базы суверенной медицины [5].
На наш взгляд, с позиций формирования суверенной медицины, необходимо системно преодолеть вышеотмеченные разнонаправленные тенденции, которые комплексно отражают противоречия как в государственном, так и в рыночном секторах здравоохранения. В данном случае необходимо рассматривать процессы образования и движения ресурсных потоков от граждан и государства к производителям и поставщикам услуг здравоохранения, формирующих активные мотивы инвестирования в отрасль. При этом главной целью является непосредственное обеспечение населения медицинскими услугами.
Эти значительные ресурсы, направляемые в здравоохранение, становятся системным объектом становления и развития множества экономических отношений, выходящих далеко за рамки рассматриваемой отрасли и определяющих параметры общего прогресса в развитии современного человеческого капитала. Более того, по сути дела в данные экономические отно- шения, связанные с медицинскими услугами, уже сейчас вовлечены практически все граждане, будь то работающее и неработающее население, работодатели всех форм собственности и государство.
Соответственно для стратегического развития здравоохранения и полного обес- печения медицинскими услугами всех категорий населения, потребуется создать новое пространство экономических отношений. Учитывая всеобщую и необходимую вовлеченность населения, целесообразно применение основ теории безусловного базового дохода. Ряд ученых уже предлагали и аргументировали эффективность построения всей стратегии социаль- ных преобразований вообще и в здравоохранении в частности, именно на принципах безусловного дохода в его реализации с учетом современных потребительских и целевых параметров [6].
Нашим дополнительным аргументом является новая открывающаяся возможность использования безусловного дохода в условиях развертывания цифровых технологий, позволяющий учитывать решения всех без исключения участников экономических отношений, чего ранее не существовало и ограничивало эффективность этих принципов.
Таким образом, давняя историческая доктрина безусловного дохода обретает новое качественное наполнение на цифровом уровне экономического развития и всеобщности отношений по поводу обес- печения населения качественными услугами здравоохранения в полном объеме. Цифровые финансы, как важнейший инструмент интеграции ресурсов в отрасли здравоохранения, расширяют практические возможности безусловного предоставления средств населению с последую- щим целевым и прямым их использованием для получения медицинских услуг. Со- ответственно уровень расходов на здравоохранение в используемом ВВП и инвестиционная составляющая будут определяться непосредственно населением как платежеспособным потребителем медицинских услуг.
Список литературы Стратегические приоритеты обеспечения населения услугами здравоохранения
- Штурма Я. "Ужасное состояние": власти признали провал реформы здравоохранения // Газета.ru от 03.11.2019 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2019/11/03/12793676.shtml (дата обращения: 20.01.2024).
- Шишкин С. Российская система здравоохранения: трудный путь реформ / НИУ "Высшая школа экономики", 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chp.hse.ru/data/2015/03/11/1094671098/15.01.2015.pdf. (дата обращения 22.01.2024).
- Жижин Н.С. Реформы системы здравоохранения РФ: острые проблемы // Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2017. - С. 184-189. EDN: YGHDTN
- Перхов В.И., Люцко В.В. Макроэкономические расходы на здравоохранение в России и за рубежом // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2019. - № 2. - С. 334-344. EDN: EENWLT
- ПМЭФ-2022: Итоговый аналитический доклад. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://forumspb.com/news/news/pmef-2022-itogovyj-analiticheskij-doklad/(дата обращения 28.01.2024).
- Татуев А.А., Починок Н.Б. Сфера услуг: грядущие системные вызовы // Социальная политика и социология. - 2021. - Т. 20, № 1 (138). - С. 22-34. DOI: 10.17922/2071-3665-2021-20-1-22-34 EDN: FKBMKN
- Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab-inv-okved.htm (дата обращения: 29.01.2024).
- Статистического портала "TheGlobalEconomy": Health spending as percent of GDP. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.theglobaleconomy.com/rankings/Health_spending_as_percent_of_GDP/Europe/(дата обращения: 29.01.2024).
- Информации пресс-службы Счетной палаты РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vshouz.ru/news/analitika/wcs-2691/(дата обращения: 29.01.2024).