Стратегии импортозамещения в мировой экономике: уроки для России

Автор: Субхонбердиев Алишер Шербутаевич, Шевченко Алексей Николаевич

Журнал: Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий @vestnik-vsuet

Рубрика: Экономика и управление

Статья в выпуске: 4 (78), 2018 года.

Бесплатный доступ

Исследуется мировой опыт реализации импортозамещающей стратегии; раскрывается суть основных моделей; выявляются те аспекты, которые окажутся полезными в современных российских условиях. Развитие импортозамещающих производств по внутриориентированной стратегии осуществляется с целью освоения исключительно внутреннего рынка страны. С точки зрения национальной экономики, данная стратегия ведет к консервации отставания, прежде всего, в сфере технологического и научно-технического сотрудничества и препятствует появлению в хозяйстве отраслей-локомотивов, способных обеспечить мировой уровень прогресса. Использование обозначенной модели импортозамещения стало направленностью тенденцией развития так называемых новых индустриальных стран Латинской Америки. Другим вариантом реализации импортозамещающей политики может служить стратегия внешнеориентированного импортозамещения, характерной чертой которой является достижение структурных сдвигов в экономике посредством замещения импортных комплектующих и деталей в экспортных изделиях. Реализация импортозамещающей политики, согласно данной модели, предполагает развитие производства национальных товаров на достаточно емком внутреннем рынке с последующим продвижением их на мировой рынок.

Еще

Импорт, импортозамещение, модель, стратегия, внутриориентированное импортозамещение, внешнеориентированное импортозамещение, смешанное импортозамещение

Короткий адрес: https://sciup.org/140244297

IDR: 140244297   |   DOI: 10.20914/2310-1202-2018-4-398-402

Текст научной статьи Стратегии импортозамещения в мировой экономике: уроки для России

в сфере технологического и научно-технического сотрудничества и препятствует появлению в хозяйстве отраслей-локомотивов, способных обеспечить мировой уровень прогресса.

Использование обозначенной модели импортозамещения стало тенденцией развития так называемых новых индустриальных стран (НИС) Латинской Америки. К таким странам относят Бразилию, Аргентину, Мексику, Чили, Парагвай, Уругвай.

Внутриориентированная стратегия им-портозамещения сыграла стимулирующую роль в разработке диверсифицированной государственной экономики, расширении производства важнейших товаров собственными силами. В целях защиты своей экономики от экспансии со стороны Северной Америки в 50–60-е гг. XX в. страны Латинской Америки предприняли ряд мер по снижению цен на продукцию отечественного производства, а удержанные таким образом внутри государства средства направили на модернизацию промышленности.

Концептуальной почвой для реализации предоставленной стратегии послужила доктрина периферийной экономики, созданная группой латиноамериканских научных работников во главе с исполнительным секретарем Финансовой комиссии ООН для Латинской Америки аргентинским экономистом Р. Пребишем. Сообразно предоставленной концепции спрос на продукты развивающихся государств (сырье и продовольствие) имеет невысокую гибкость по доходу в отличие от высокоэластичного спроса на промышленные продукты развитых государств. В длительной перспективе развивающиеся государства неизбежно столкнутся со смещением в худшую сторону критерия обмена.

Выдвинутые данной теорией идеи преодоления экономической отсталости развивающихся стран связаны с проведением импортозамещающей индустриализации и переориентацией развития с внешних рынков на внутренние, что позволяет придать динамику экономическому росту, повысить уровень занятости и жизни в странах региона.

Концепция Р. Пребиша отводит значимую роль государству, а также проведению аграрных, финансовых и институциональных реформ, направленных на ликвидацию социальноэкономической отсталости государств.

Стратегия импортозамещения в латиноамериканских странах реализовывалась в две фазы. В ходе первой фазы усилия направлялись преимущественно на стимулирование внутреннего производства потребительских товаров.

На второй фазе велась поддержка выпуска товаров производственного назначения, прежде всего оборудования. К примеру, в Мексике на протяжении 1940–1954 гг. проводилась ускоренная замена импортных товаров краткосрочного пользования посредством активной протекционистской политики с предоставлением налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям (до 40% от налога на доходы корпорации), вводом высоких таможенных барьеров для импорта конечных потребительских товаров и освобождением от таможенных пошлин ввозимого сырья, машин и оборудования для новых предприятий обрабатывающей промышленности.

Следующей стадией импортозамещения в 1954–1970 гг. стала замена русской продукцией промежуточных товаров производственного назначения, средств изготовления и товаров длительного использования, как правило, за счет взлета собственных инвестиций и государственной поддержки.

По аналогичной модели осуществлялась стратегия импортозамещения в Бразилии. Первая фаза началась в 40-е гг. XX в. с замещения импорта одежды, обуви, продуктов питания. Новым этапом в 1956–1961 гг. стало ускорение развития отраслей, выпускающих средства производства и бытовые товары. Для наращивания спроса на товары долговременного пользования правительство Бразилии предприняло меры по формированию системы дешевого потребительского кредитования. Эти меры позволили достичь на протяжении указанного периода 10% среднегодовых темпов экономического роста, а в отдельных отраслях (производство автомашин и бытовых приборов) – 22%. Норма инвестиций в бразильской экономике увеличилась с 17,6 в 1967 г. до 24,5% валового внутреннего продукта (ВВП) в 1972 г.

Впрочем использование внутриориентиро-ванной стратегии импортозамещения сопровождалось и негативными результатами для экономики. Взлет городских расходов на становление индустрии и совершенствование инфраструктурного обеспечения (электроэнергетики, автодорог, автотранспорта и связи) привел к наращиванию инфляции и зависимости от поступления зарубежных денежных средств. Недоступность конкуренции лишала молодую промышленность стимулов к технологическим и организационным инновациям, падающая капиталоотдача сдерживала скопления. В одно и то же время обострились и наружные трудности: низкий подъем экспорта содействовал наращиванию недостатка платежного баланса, необходимости в новых кредитах. Затянувшийся индустриальный протекционизм обернулся дискриминацией сельского хозяйства.

Другим вариантом реализации импортозамещающей политики может служить стратегия внешнеориентированного импортозамещения, характерной чертой которой является достижение структурных сдвигов в экономике посредством замещения импортных комплектующих и деталей в экспортных изделиях. Реализация импортозамещающей политики, согласно данной модели, предполагает развитие производства национальных товаров на достаточно емком внутреннем рынке с последующим продвижением их на мировой рынок. Согласно теории Хекшера– Олина неравное распределение факторов производства отражается в структуре торговли, каждая страна экспортирует только те товары и услуги, на производство которых она расходует факторы, находящиеся в данной стране в относительном изобилии.

Задача действенной реализации стратегии внешнеориентированного импортозамещения – выявление резервов государственной экономики для формирования моментов, оказывающих помощь до этого малоразвитым многообещающим отраслям. Подобный механизм поддержки не только позволяет заменить аналогичную продукцию на национальном рынке, но и способствует расширению этих отраслей до масштабов формирования возможности экспорта избыточных факторов за рубеж.

Страны Западной Европы и США впервые воспользовались данной стратегией в 1850 г. для поддержки собственной промышленности. Таким образом, начало использования стратегии было заложено еще в середине XIX в., однако наибольшее развитие внешнеориентированное импортозамещение получило в середине XX в. в развивающихся странах, прежде всего, в НИС Азии (Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины). При этом государства Восточной Азии демонстрировали тенденцию более быстрого экономического роста по сравнению с промышленно развитыми странами в полном соответствии с предсказаниями теории конвергенции. Так, начиная с 1960 г. рекордные темпы наращивания ВВП позволили Южной Корее в 1997 г. войти в группу развивающихся стран с высоким доходом. Предпосылкой успеха азиатского государства стала благоразумная налоговая политика, высокий уровень сбережений, стимулирование развития образования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также поддержание развития сельского хозяйства.

НИС Азии при реформировании промышленного производства придавали особое значение освоению научных технико-емких отраслей (автомобилестроение, бытовая электроника, промышленность полупроводников), содействию выпуску соответствующей промышленной продукции с последующим ее экспортом на мировые рынки. Стратегия “догоняющего развития” в азиатских НИС была выражена в реализации так называемой доктрины “стаи летящих гусей”, сформулированной японским экономистом Канаме Акамацу в начале 1930-x гг. Согласно этой доктрине страны постепенно движутся к технологическому развитию, следуя примеру государств, находящихся непосредственно перед ними в процессе развития.

Позже японские экономисты Коджима и Озава добавили в данную теорию фактор прямых иностранных инвестиций и продемонстрировали, как технологическая и финансовая помощь транснациональных компаний может ускорять экономический прогресс в развивающихся странах. Примером благоприятного воздействия иностранных инвестиций является опыт импортозамещающей политики Китая. Основой экономического роста Китая с начала 90-x гг. XX в. стало повышение роли трансферта технологий как стимула для инновационного развития страны: проведена деколлективизация сельского хозяйства, созданы юридические формы для ведения личного бизнеса, на муниципальном уровне принято направление на помощь научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам и на инновационное становление. Осуществление качественных преобразований в экономике Китая на фоне присутствия просторного внутреннего рынка разрешило в короткие сроки добиться оптимизации производственной структуры, увеличить конкурентоспособность государства. Вербование зарубежных вложений целесообразно осуществлять в разумных пределах в качестве инструмента повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.

Общую эффективность проведения им-портозамещения в азиатских странах подчеркивают темпы денежного развития, опережающие латиноамериканские государства. В то время как государства Азии массивно увеличивали благосостояние населения, НИС Латинской Америки оставались на уровне 1973 г. по показателю дохода на душу населения на протяжении последних тридцати лет.

Политика импортозамещения разрешила латиноамериканским НИС создать индустриальный потенциал и разные отрасли: ВВП Бразилии только несколько меньше, чем совместный ВВП НИС Восточной Азии.

Наличие положительных итогов применения как внутриориентированной, так и внешнеориентированной модели обосновывает самодостаточность всякой из обозначенных стратегий и ее выдающиеся качества в стимулировании становления отдельных секторов экономики государства. Составляющие обеих стратегий импортозамещения во всевозможных пропорциональных соотношениях соединяет в себе стратегия смешанного импортозамещения.

Приоритетные направления для последующего освоения наружных рынков определяются в зависимости от располагаемых экономикой ресурсов. В одно и то же время проводится становление наименее ресурсоемкого производства для импортозамещения на внутреннем рынке. Государства, реализующие эту стратегию, воплотят в жизнь импортозамещение комбинированно по внутреннему и внешнему направлениям с делением по разным товарным группам или же высококачественным свойствам продуктов одной товарной группы.

Примером реализации смешанной модели импортозамещения считается экономика Индии. В жесткой конкуренции с английскими продуктами правительство предприняло ряд мер по развитию импортозамещающего производства. Были мобилизованы ресурсы для создания главных секторов экономики, совершенствования экономической инфраструктуры и, как следствие, формирования среды для закрепления личного предпринимательства. По потребительским товарам доля импорта к середине 60-x гг. XX в. не превосходила 4%, по товарам промежуточного спроса – 8% и машинно-технической продукции – 21%. Итогом целенаправленной политики по расширению базы национальной промышленности в Индии стало достижение существенных результатов в развитии фармацевтической отрасли, так называемое “фармацевтическое чудо”. Объем экспорта из страны более чем в 4 раза превышает масштабы закупок фармацевтической продукции из других стран. (До 1970 г. на индийском рынке доминировали транснациональные компании – 85% фармацевтического рынка.)

Черты смешанной стратегии импортоза-мещения характерны для экономики Египта. Ведение импортозамещающей политики в последние 25 лет позволило добиться того, что 90%

Список литературы Стратегии импортозамещения в мировой экономике: уроки для России

  • Сучкова Н.А. Импортозамещение в продоволь-ственном секторе России с учетом мирового опыта//Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. № 2. С. 28-32.
  • Лавут А.А. Поиски латиноамериканской модели//Латинская Америка. 2011. № 2. C. 4-21.
  • Галиева А.Х., Бактымбет А.С., Муканова Т.К. Современное состояние импортозамещения в зарубежных странах//Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. 2013. С. 45-48.
  • Кругман П.Р., Морис О.Ф. Международная эко-номика: теория и политика. Санкт-Петербург, 2003. 757 с.
  • Егорова А.А., Иванова Н.И. Импорт и перспективы импортозамещения на российском рынке автохимии. Саарбрюккен, 2016. 109 p.
  • Bogoviz A.V., Bugaj Y.A., Minenko A.V. Import substitution as the goal of government regulation of agriculture//Agribusiness Sector: Economics, Management. 2016.
  • Baer W. Brazil's Import-Substitution Industria-lization//The Oxford Handbook of the Brazilian Economy. 2018. P. 89.
  • Kryukov I.V. Import Substitution of Technology and Equipment in the Russian Energy Sector//Problems of Economic Transition. 2017. V. 59. № 1-3. P. 58-71.
  • Apokin A., Gnidchenko A., Sabelnikova E. Import Substitution Potential and Gains from Economic Integration: Disaggregated Estimations//Economic Policy. 2017. V. 2. P. 44-71.
  • Watson P., Kay D., Alward G., Cooke S. et al. Evaluating the Extent and Economic Contribution of a Local Food System through an Import Substitution Framework. 2015. 38 p.
  • Galiani S., Somaini P. Path-dependent import-substitution policies: the case of Argentina in the twentieth century//Latin American Economic Review. 2018. V. 27. №. 1. P. 5.
Еще
Статья научная