Стратегии мифотворчества в романе В. Вулф «Волны»: женские образы
Автор: Трубникова Юлия Юрьевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 2 (26), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются мифотворческие стратегии в романе В. Вулф «Волны» на примере образов главных героинь. Как показывает обзор основополагающих эссе В. Вулф, писательницей предпринимается попытка проследить проявления женского творческого начала в культуре и литературе. «Голос, отвечающий голосу» - то, что оказывается в фокусе внимания британской писательницы. В. Вулф понимает преемственность как неявный диалог, разворачивающийся между женщинами со времени зарождения искусств и ремесел и длящийся на протяжений всей истории культуры. Выявляется широкий пласт аллюзий на мифологические и литературные сюжеты, в которых женская коммуникация проявляется невербальными способами: мифы о сестрах Прокне и Филомеле, о нимфе Аретузе, мифологема природных стихий, матриархальный космогонический миф, аллюзии к образам Офелии, Молли Блум. В. Вулф находит новые смысловые оттенки в известных мифах и сюжетах, чтобы сформировать собственную теорию женского творчества. В романе обнаруживается тенденция к мифологизации творческого сотрудничества В. Вулф с сестрой - художницей Ванессой Белл. Водная стихия рассматривается как организующий принцип мифопоэтической полифонии романа.
Женское мифотворчество, в. вулф, в. белл, "волны", прокна, филомела, символика воды
Короткий адрес: https://sciup.org/14729298
IDR: 14729298
Список литературы Стратегии мифотворчества в романе В. Вулф «Волны»: женские образы
- Брежнева Е. В. «Время внешнее» и «время внутреннее» в поэтике романов Вирджинии Вулф//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. №4. С. 225-231
- Вулф В. Волны/пер. с англ. Е. Суриц//Вулф В. Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Волны. Флаш. Рассказы. Эссе. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008а. С. 469-628
- Вулф В. Дневник писательницы/пер. с англ. Л. И. Володарской. М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2009. 480 с
- Вулф В. О глухоте к греческому слову/пер. с англ. Н. И. Рейнгольд//Вулф В. Обыкновенный читатель. М.: Наука, 2012. С. 25-37
- Вулф В. Орландо/пер. с англ. Е. Суриц//Вулф В. Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Волны. Флаш. Рассказы. Эссе. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008б. С. 307-468
- Вулф В. Своя комната/пер. с англ. Н. И. Бушмановой//Эти загадочные англичанки. М.: Прогресс, 1992. С. 79-153
- Вулф В. Современная литература/пер. К. Атаровой//Вулф В. Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Волны. Флаш. Рассказы. Эссе. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008в. С. 843-850
- Кабанова И. В. Английская проза 1930-х годов: жанровая типология. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. 342 с
- Колотов А. А. Художественная структура романов В. Вулф 20-30-х гг.: дис.... канд. филол. наук. Красноярск, 2000. 214 с
- Коугия Л. А. «Поток сознания» в творческой эволюции Вирджинии Вулф//Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007. №2. С. 216-220
- Максименко Л. А. Homo Cosmicus: феномен «океанического чувства»//Теория и практика общественного развития. 2010. №4. С. 19-25. URL: http://www.teoria-practica.ru/-4-2010/filosofiya/maksimenko.pdf (дата обращения: 19.01.2014)
- Рейнгольд Н. И. Примечания к эссе «О глухоте к греческому слову»//Вулф В. Обыкновенный читатель. М.: Наука, 2012. С. 655-657
- Ушакова О. М. Т. С. Элиот и европейская культурная традиция. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2005. 220 с
- Халтрин-Халтурина Е. В. Поэтика композиции в «биографиях души» Уильяма Вордсворта и Вирджинии Вулф: «моменты видения»//Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 84-113
- Beer S. E. Marvelous Greece: an appreciation of the country and its people. N.Y.: Walker, 1967. 272 p
- Berens E. M. The Myths and Legends of Ancient Greece and Rome. Los Angeles: Mundus Publishing, 2010. 360 p
- Bradbury M. The Modern British Novel. Harmondsworth: Penguin Books, 1993. 542 p
- Fand R. J. The Dialogic Self: Reconstructing Subjectivity in Woolf, Lessing, and Atwood. Selinsgrove: Susquehanna UP, 1999. 241 p
- Goldman J. The Feminist Aesthetics of Virginia Woolf: Modernism, Post-Impressionism and the Politics of the Visual. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 254 p
- Ingman H. Religion and the Occult in Women’s Modernism//The Cambridge Companion to Modernist Women Writers: Kindle Edition/ed. by M. T. Linett. New York: Cambridge UP, 2010
- Lorsch S. E. Where Nature Ends: Literary Responses to the Designification of Landscape. Rutherford: Fairleigh Dickinson University Press; L.: Associated University Presses, 1983. 175 p
- Love J. O. Worlds in Consciousness: Mythopoetic Thought in the Novels of Virginia Woolf. Berkeley: University of California Press, 1970. 268 p
- Marcus J. Still Practice A/Wrested Alphabet: Toward a Feminist Aesthetic//Feminist Issues in Literary Scholarship. Bloomington: Indiana University Press, 1987. P. 79-97
- Mulas F. Virginia Woolf’s The Waves: A Novel of «Silence»//Annali della Facoltà di Lingue e Letterature Straniere dell’Università di Sassari. 2005. Vol. 2. P. 75-94. URL: http://eprints.uniss.it/973/1/Mulas_F_Articolo_2005_Virginia.pdf (дата обращения: 14.02.2014)
- Ronchetti A. Artist-Figure, Society, and Sexuality in Virginia Woolf’s Novels. N.Y.: Taylor & Francis Group, 2004. 232 p
- Scott B. K. Refiguring modernism. In 2 vols. V. 2: Postmodern feminist readings of Woolf, West, and Barnes. Bloomington: Indiana University Press, 1995. 248 p
- The Cambridge Introduction to Virginia Woolf/ed. by J. Goldman. Cambridge: Cambridge UP, 2006. 170 p
- Unsigned review in Times Literary Supplement, 8 October 1931//The Critical Heritage: Virginia Woolf/ed. by R. Majumdar, A. McLaurin. N.Y.: Taylor & Francis e-Library, 2003. P. 263-265
- Warner E. Virginia Woolf, The Waves. Cambridge: Cambridge UP, 1987. 128 p
- Woolf V. The Waves. Ware: Wordsworth Editions Limited, 2000. 190 p