Стратегия адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства
Автор: Ситдикова Гузель Зуфаровна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Статья в выпуске: 4-2 (62), 2020 года.
Бесплатный доступ
Люди разных поколений находят в цифровой среде источники важной для себя информации. Миллениалы и зумеры выросли в цифровом пространстве и научились получать там знания. Цифровизация стала частью бытия, и оно определяет сознание. Многие профессии меняют вектор компетенций под наступающей эпохой глобальной цифровизации. Данная тенденция распространилась и на сферу уголовного судопроизводства. Исследование проблем цифровизации уголовно-процессуальных отношений позволило выявить тенденции использования технологических преимуществ и предложить поэтапную Стратегию адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства. Цель: анализ текущего состояния и трансформации уголовно-процессуальных отношений в цифровой среде, предложение Стратегии адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства в пространстве расширенной реальности. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, моделирования, теоретические методы формальной и диалектической логики, синтеза: образования научных понятий, формулировки закономерностей. Результаты: исследование позволило выявить отдельные аспекты уголовно-процессуальных отношений, правовое регулирование которых с доступной адаптацией к цифровизации позволит повысить эффективность деятельности органов предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела судом.
Киберфизическое пространство, цифровая среда, уголовно-процессуальные отношения, электронный запрос на информацию и сведения, доказательства, электронный документ
Короткий адрес: https://sciup.org/142232949
IDR: 142232949
Текст научной статьи Стратегия адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства
Цифровизация современных отношений в обществе привела к нарастанию «цифрового слоя» между человеческим сознанием и внешним миром. Восприятие объективной реальности происходит через призму цифрового пространства. Для миллениалов («сетевого поколения») и зу-меров цифровое восприятие пространства стало незаменимым инструментом в познавательном процессе. Синтез человеческого познания и искусственного интеллекта приводит к слиянию материального и киберфи-зического пространств, в результате чего объекты цифрового мира приобретают материальную ценность, а материальные объекты преобразуются в цифровой код [1].
Аналогичные тенденции развиваются во многих профессиональных сферах, в том числе в уголовно-процессуальной. Потребность преобразования материальных объектов в цифровые актуальна в досудебном и судебном производствах. Применяются источники сведений, имеющих значение для расследования уголовного дела, представленные в автоматизированных электронно-информационных системах на различных порталах и в цифровой среде правоохранительных и судебных органов. Например, в цифровой среде судебных органов функционирует территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, – Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» (ГАС «Правосудие») 1 .
В цифровой среде МВД России активизирована Федеральная государственная информационная «Система обеспечения предоставления информации МВД России в рамках межведомственного электронного взаимодействия МВД России (ВИС-СМЭВ)». Она предназначена для организации доступа электронных сервисов МВД России в систему межведомственного электронного взаимодействия 2 .
Одной из глобальных цифровых систем государственного масштаба является «Портал государственных услуг РФ». На портале есть раздел «Правосудие, правопорядок», в котором находится информационный массив в виде «Федерального портала проектов нормативных правовых актов», представлена информация государственных правоохранительных органов: Генеральной прокуратуры РФ, Главного управления по вопро- сам миграции МВД России, Конституционного Суда РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Росгвардии, ФСИН и ФССП1.
Большие по объему сведения, имеющие доказательственное значение, сегодня содержатся в электронной среде предприятий и организаций, в вещественных доказательствах на электронных носителях информации. Вместе с тем материалы уголовных дел о тяжких и особо тяжких многоэпизодных преступлениях, совершенных в соучастии, могут исчисляться тысячами листов и иметь множество вещественных доказательств. Доступность адаптивной цифровизации способствует оптимизации «бумаготворчества» в повседневной уголовно-процессуальной деятельности должностных лиц, осуществляющих расследование и судебное разбирательство.
Стратегия адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства начинается со сканирования текущего состояния взаимодействия участников уголовно-процессуальных отношений с целью выявления основных тенденций, формирующих масштабные изменения в цифровой среде правоотношений. Основой базовых преобразований в Стратегии адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства являются выявление тенденций применения новых технологий и требуемых для этого изменений в социальных, технологических, макроэкономических, образовательных и правовых сферах. Перспективные тенденции, выявление и количественные оценки факторов сдерживания доступности цифровых технологий, модернизация процессов позволят обеспечить условия адаптивной цифровизации уголовно-процессуальных отношений.
Факторы сдерживания адаптивной цифровизации в уголовном судопроизводстве заключаются, прежде всего, в целом ряде технологических препятствий. В частности, в низкой доступности телекоммуникационного стандарта связи нового поколения, действующего на основе стандартов телекоммуникаций (5G/IMT-2020), следующих за существующими стандартами 4G/IMT-Advanced, в недостаточном уровне оснащенности должностных лиц органов предварительного расследования, прокуратуры и суда техническими устройствами, предназначенными для получения и обработки информации в цифровой форме. Обеспечение следователей, дознавателей, прокуроров и судей современными стационарными и мобильными цифровыми устройствами, веб-камерами, интернет-планшетами, нетбуками, неттопами, способными функционировать вне рабочего места при производстве следственных или судебных действий, позволит повысить уровень первичных компетенций по работе с цифровыми технологиями и дистанционной работе в цифровой среде.
Стратегия адаптивной информатизации уголовного судопроизводства в Российской Федерации предполагает разработку и одновременное проведение организационных, технологических и технических преобразований по ряду приоритетных направлений.
Первым этапом Стратегии адаптивной информатизации является обновление компьютерной базы, которой оснащены дознаватели, следователи, сотрудники органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, прокуратура и судебные органы. Расстояние от центра административно-территориального образования до места нахождения правоохранительного или судебного органа во многих регионах снижает качественные и количественные характеристики компьютерного и программного обеспечения структурного подразделения государственных правоохранительных или судебных органов и персонального рабочего места дознавателя, следователя, прокурора или судьи.
Для реализации следующего этапа Стратегии адаптивной информатизации уголовного судопроизводства требуются приемлемые финансовые инвестиции в техническое обеспечение рабочих мест должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, прокурорский надзор и правосудие. Предоставление для работы качественных и современных компьютеров, планшетов, нетбуков, неттопов, Macbook, IBM-совместимых устройств и других многофункциональных компьютерных систем потребует одновременной работы по модернизации серверов и обеспечения высокоскоростной и доступной интернет-связи.
В 2020 г. неожиданной для всех стала пандемия и возникшая в связи с ней необходимость организации условий для удаленной работы во многих предприятиях, учреждениях и организациях. Большая нагрузка легла на средства, обеспечивающие мобильную и телекоммуникационную связь. Массовая востребованность средств телекоммуникационной связи в повседневной удаленной работе приводила к перегрузкам сети, не рассчитанным на подобные объемы, внезапным отключениям, в результате чего были случаи потери важных данных и информации, подготовленных документов, ошибочной пересылки их третьим лицам, нарушения конфиденциальности сведений.
Третьим этапом Стратегии адаптивной информатизации уголовного судопроизводства является решение проблем доступности «больших данных» (Big Data) и создание условий расширенной реальности (XR).
Локальность сетевых ресурсов органов МВД РФ, Прокуратуры РФ, федеральных судов общей юрисдикции, судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов ограничена нормативными актами этих ведомств и обоснована необходимостью соблюдения государственной тайны, конфиденциальности служебной информации, защиты персональных данных.
Вместе с тем в повседневной работе должностных лиц органов предварительного расследования, прокуратуры и суда востребованы правовые базы данных, справочно-правовые системы, акты судебного толкования, судебная практика. Помимо этого в процессе доказывания от своевременности получения служебной информации, находящейся в электронной среде организаций и предприятий, зависит качество расследования и рассмотрения уголовного дела с соблюдением принципа разумного срока.
Предусмотренная уголовно-процессуальным законом и устоявшаяся правоприменительная практика направления запросов о сведениях, которые имеют значение для раскрытия и расследования уголовного дела, не использует в полной мере возможности информатизации общественных отношений. Так, при расследовании и рассмотрении уголовных дел по вопросам, касающимся производственных и технологических процессов, установленных нормативов, закрепленных за участками работы ответственных лиц, контрольно-отчетной документации, органам предварительного расследования, прокуратуры и суда необходимо направлять письменные запросы, срок исполнения которых влияет на сроки расследования. Полагаем, информатизация общественных отношений по взаимодействию с должностными лицами предприятий и учреждений позволит повысить эффективность расследования.
Одной из эффективных мер, направленных на обеспечение своевременного доступа должностных лиц органов предварительного расследования, прокурора и суда к необходимой информации, является создание единой формы «Электронного запроса на информацию и сведения»: для правоохранительного органа (ЭЗИС ПО) и судебного органа (ЭЗИС СО). Данный электронный запрос по уголовному делу могут направить по прямому каналу электронной связи руководителю предприятия (учреждения или организации) должностные лица государственных правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокуратуры и суда. Для направления «Электронного запроса на информацию и сведения» предлагаем несколько вариантов отправки и получения своевременного ответа от адресата запро- са в виде электронного сообщения, заверенного электронной подписью руководителя предприятия (учреждения, организации):
-
1) использовать технические возможности портала «Госуслуги» и направлять запрос ЭЗИС ПО или ЭЗИС СО руководителю предприятия или организации, зарегистрированному на «Госуслугах»;
-
2) использовать электронно-информационную систему доступа к базам данных предприятий и организаций Федеральной налоговой службы, предусмотрев в этой системе отдельный канал для правоохранительных и судебных органов;
-
3) создать для органов предварительного расследования, прокуратуры и суда электронно-информационную систему взаимосвязи с предприятиями и организациями, имеющими регистрацию в Единой базе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Правовое регулирование рассматриваемого электронного документооборота необходимо отразить в положениях УПК РФ, для этого внести дополнения в ст. 86.1, предусмотрев процессуальный порядок направления «Электронного запроса на информацию и сведения»: «В ходе уголовного судопроизводства дознаватель, следователь, прокурор и суд направляют должностным лицам предприятий, учреждений или организаций электронный запрос на информацию и сведения через средства телекоммуникационной связи. Результаты исполненного запроса о предоставлении сведений и информации должностные лица предприятий, учреждений или организаций оформляют в виде электронного документа, заверенного усиленной электронной цифровой подписью, и направляют через средства телекоммуникационной связи по месту расследования или рассмотрения уголовного дела в 3-дневный срок».
В уголовно-процессуальных отношениях востребована правовая регламентация расширения источников доказательств, создаваемых и пересылаемых в цифровой среде. В направлении адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства предлагаем внести изменения в ст. 74 УПК РФ, предусмотрев п. 6 в следующей редакции: «электронные документы, заверенные усиленной электронной цифровой подписью» (соответственно, п. 7 – «иные документы»), придав электронным документам, заверенным такой подписью должностных лиц предприятий (учреждений, организаций), самостоятельный правовой статус доказательств.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, заверенная усиленной электронной цифровой подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписан- ному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях. При этом электронный документ, подписанный усиленной электронной цифровой подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью1. Внесение предлагаемых изменений в ст. 74 УПК РФ позволит преодолеть сдерживающий фактор в цифровизации и придать цифровым документам нового поколения юридическую силу.
Предлагаем создать при технической поддержке Государственной автоматизированной системы Единую автоматизированную электронноинформационную систему государственных правоохранительных и судебных органов «Investigation and Justice» («Расследование и правосудие»), которая предоставит широкие возможности информирования лиц, принимающих процессуальные решения по уголовным делам, по вопросам правового регулирования общественных отношений, правоприменительной практики, о судебном прецеденте, наработанных современных методиках расследования отдельных видов преступлений и возможностях судебных экспертиз.
Значительная роль в доступности и адаптации уголовного процесса в цифровой среде отводится образовательным технологиям. Создание цифровой среды обучения нового поколения (NGDLE) позволит сформировать у обучающихся компетенции уголовно-процессуальной и криминалистической деятельности в цифровой среде, научиться планировать, принимать и оформлять процессуальные решения, действовать в расширенной реальности (XR).
Ориентация образовательного процесса на формирование профессиональных знаний, навыков и умений предполагает новые модели обучения – Digital Learning (цифровое обучение). Активное использование цифровых технологий и практики в цифровой среде обучения нового поколения сформируют профессиональные компетенции дознавателя, следователя, прокурора и судьи на ранних этапах обучения, совершенствуют практические умения и навыки на этапах повышения квалификации. В современных уголовно-процессуальных отношениях, развивающихся в цифровом пространстве, при производстве следственных и судебных действий существенную технологическую поддержку могут оказать аналоги цифровых платформ Zoom, Skype, Discord. К тому же изменение подхода к обучению юристов с увеличением образовательных компетенций
IT-специалистов позволит сформировать единое мышление нового поколения практиков, свободно владеющих навыками работы с цифровыми сервисами и впоследствии способных создать аналоги GoogleDocs, AMW board, Zoom, Skype для уголовного судопроизводства.
Цифровизация меняет нашу жизнь, наше мышление, поведение и принятие решений. Вместе с тем правовое регулирование всегда на один или два шага отстает от реальной жизни. Цифровизация – существенная часть прогресса. [2]. Мейнфреймы и Sunway TaihuLight в ближайшем будущем могут стать естественной частью материально-технического обеспечения цифровой среды уголовного судопроизводства. И сегодня надо готовить правовую почву для адаптивной доступности цифровизации и установления юридического статуса результатов работы искусственного интеллекта [3, с. 38]. Предлагать новую стратегию развития правоотношений в цифровой среде уголовного судопроизводства – это рациональное познание будущего с учетом опыта прошлого и реальности настоящего. Новая стратегия в устоявшейся системе отношений может вызвать критическое восприятие ввиду ее технологической новизны, отсутствия профессиональных компетенций в особенной сфере правоотношений – уголовно-процессуальной.
Список литературы Стратегия адаптивной цифровизации уголовного судопроизводства
- Laptev V., Fedin V. Legal awareness in a Digital Society // Russian Law Journal. 2020. Vol. 8, № 1. URL: https://www.russianlawjournal.org/ jour/issue/view/28.
- EDN: JPMUUI
- Radvan M. Guest editor's note on digitalization in law // Brics law journal. 2020. Vol. VII, iss. 2. URL: https://www.bricslawjournal.com/jour/ article/view/330/168.
- Попова А.В., Горохова С.С., Азнагулова Г.М. Теоретико-правовые подходы к определению системы принципов законодательного регулирования искусственного интеллекта на современном этапе развития правового государства // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 3 (57). С. 37-43.