Стремительный рост цен на продовольствие и катастрофа в Восточной Африке

Бесплатный доступ

В работе рассматривается острая проблема вокруг Восточной Африки, вызванная плохим началом сезона дождей на Африканском Роге, это усугубило опасения, что самая сильная за последние десятилетия засуха может вскоре привести к катастрофическим последствиям, поскольку кризис усугубляется экономическими санкциями, что приводит к росту цен на продукты питания и отвлечению внимания международных организаций, стоимость продуктов питания в регионе уже росла из-за климатических потрясений, нашествий саранчи, конфликтов и тяжелых экономических времен, вызванных пандемией COVID-19. Помимо немедленного доступа к продовольствию и его доступности, существуют опасения по поводу долгосрочного воздействия на производство продуктов питания из-за более высоких цен на топливо и резкого роста стоимости удобрений.

Еще

Восточная африка, засуха, изменение климата, голод, безопасность, мировой экспорт пшеницы, мировые цены

Короткий адрес: https://sciup.org/170195527

IDR: 170195527   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-8-3-183-186

Текст научной статьи Стремительный рост цен на продовольствие и катастрофа в Восточной Африке

Африканский Рог переживает одну из самых сильных засух в новейшей истории. С октября 2020 года не было трех дождливых сезонов подряд, и в марте-мае снова прогнозируется количество осадков ниже среднего. Метеорологи считают, что учащение и интенсивность засух являются результатом каскадного воздействия изменения климата на регион, и особенно на Индийский океан, который нагревается быстрее, чем Атлантический или Тихий океаны. На Африку в целом приходится от двух до трех процентов глобальных выбросов, вызывающих глобальное потепление и изменение климата. ем не менее, континент страдает от самых тяжелых последствий климатического кризиса, включая усиление волн тепла, сильные засухи и катастрофические циклоны, подобные тем, которые обрушились на Мозамбик и Мадагаскар в последние годы. Засуха является одной из самых страшных на памяти живущих и может быть еще более катастрофической, чем голод 2011 года, унесший тысячи жизней. Животноводство гибнет, урожай неурожайный, тысячи детей серьезно недоедают [1, 4].

На Россию и Украину приходится около четверти мирового экспорта пшеницы. Это включает поставку около 90% импортируемой в Восточную Африку пшеницы. На пшеницу приходится треть среднего национального потребления зерновых в Восточной Африке, 84% которого покрывается за счет импорта. Цены на пшеницу выросли на 80% после специальной военной операции России, и ожидается дальнейший сбой. Учитывая размер спроса на пшеницу и зависимость от импорта из России и Украины, Всемирная продовольственная программа прогнозирует, что Судан, Кения и Эфиопия больше всего пострадают от потрясений в мировой торговле пшеницей.

Данная ситуация также повлиял на цену подсолнечного масла, еще одного широко используемого товара. На Россию и Украину приходится почти три четверти мирового экспорта. Наличие этих обстоятельств составляют огромную угрозу для Восточной Африки в современных условиях и определяют актуальность выбранной темы исследования [3, 7].

Рост мировых цен на продовольствие и сырьевые товары в ответ на украинский кризис уже сегодня усугубит голод для 21 миллиона человек в условиях острой нехватки продовольствия. Целых 28 миллио- нов человек по всей Восточной Африке столкнутся с сильным голодом. В связи с тем, что разворачивающийся кризис в Украине привлекает их внимание, существует реальная опасность того, что международное сообщество не отреагирует адекватно на эскалацию кризиса голода в Восточной Африке, пока не станет слишком поздно [5].

Восточная Африка сталкивается с крайне тревожным кризисом голода. В районах Эфиопии, Кении, Сомали, Южного Судана и за их пределами разворачивается полномасштабная катастрофа. Даже если в ближайшее время начнутся дожди, полное восстановление будет практически невозможным, если сегодня не будут приняты срочные меры. От 15 до 16 миллионов человек каждый день просыпаются от острого отсутствия продовольственной безопасности и растущего недоедания в Эфиопии, Кении и Сомали, а некоторые районы Сомали в настоящее время находятся под угрозой голода.

Цены на продовольствие растут во многих пострадавших от засухи районах из-за сочетания макроэкономических проблем, неурожая ниже среднего и роста цен на международных рынках, в том числе в результате ситуации на Украине. Стоимость продовольственной корзины уже выросла на 66% в Эфиопии и на 36% в Сомали, в результате чего семьи не могут позволить себе даже предметы первой необходимости и вынуждены продавать свое с трудом заработанное имущество и активы в обмен на еду и другие предметы жизни. Конфликт в Европе также привел к резкому росту цен на топливо и удвоению стоимости доставки на некоторых маршрутах с января 2021 года [2, 6, 7].

Последствия данной ситуации для мировой продовольственной системы отразятся на всей планете, но самые бедные и уязвимые люди пострадают сильнее и быстрее всего. Рост цен на продовольствие - это сокрушительный удар по миллионам людей, которые уже страдают от многочисленных кризисов, и делает огромный дефицит помощи потенциально смертельным.

Связанный с COVID-19 скачок мировых цен на продукты питания и товары уже подорвал возможности правительств африканских стран с крупной задолженностью решить проблему массового голода, с которой столкнулось их население. Однако введенные санкции будут иметь новые катастрофические последствия, поскольку он уже приводит к росту цен на продовольствие и товары сверх того, что могут себе позволить правительства восточноафриканских стран [3, 7].

Страны Восточной Африки импортируют до 90% своей пшеницы из Украины и России. По мере того, как сбои начинают сказываться на мировой торговле зерном, нефтью, транспортом и удобрениями, цены на продовольствие начинают стремительно расти. В апреле они достигли рекордного уровня. В Сомали цены на основные зерновые более чем вдвое превысили прошлогодние.

В 2010-2011 годах аналогичные скачки цен на продукты питания привели к тому, что еще 44 миллиона человек во всем мире оказались в условиях крайней нищеты, и есть признаки того, что происходящая сейчас инфляция цен на продукты питания будет еще более серьезной [1, 4].

Мир не может снова внушить себе инерцию, поскольку люди вынуждены испытывать крайнюю нехватку продовольствия. Бездействие сейчас было бы аморальным и нарушением гуманитарного императива. Макроэкономические проблемы, усугубляемые внутренней нехваткой зерновых и глобальными потрясениями с поставками продовольствия и топлива, привели к исключительно высоким ценам на продовольствие в большей части региона. Многие сельские и городские домохозяйства сталкиваются с растущими трудностями при покупке достаточного количества продовольствия, особенно в некоторых частях Эфиопии, Судана, Южного Судана, Сомали и Йемена, где домохозяйства подвергаются одновременному воздействию конфликтов и/или погодных потрясений.

Более 13 миллионов человек в Эфиопии, Кении и Сомали были перемещены в поисках воды и пастбищ только в первом квартале 2022 года. Миллионы других бы- ли вынуждены покинуть свои сельскохозяйственные угодья и дома из-за конфликтов, особенно вокруг Эфиопии, где сейчас нуждаются срочная гуманитарная помощь [5, 6]. Цены на основные продукты питания продолжали нетипично расти на большинстве основных рынков Судана в послеуборочный период в феврале 2022 года. Это вызвано низким уровнем урожая основного сельскохозяйственного сезона 2021/22 года, чрезвычайно высокими производственными и транспортными затратами, ограниченным переходящим остатком. запасов с прошлого года, спрос на местное потребление выше среднего, обусловленный низким производством на уровне домохозяйств в дополнение к нехватке и резкому росту цен на импортную пшеницу и пшеничную муку. Цены на зерновые в феврале 2022 года оставались в среднем на 70-80% выше цен февраля 2021

года и на 390-425% выше среднего пяти летнего показателя [4].

В 2022 году ожидаются плохие эконо мические условия, обусловленные низки ми валютными резервами и низкими экс портными поступлениями, что приведет к дальнейшему обесцениванию эфиопского быра (ETB) и высокой инфляции. Это, в сочетании с производством ниже среднего в 2021 году и высокими транспортными расходами, будет продолжать оказывать давление на рынки, способствуя росту цен на продукты питания. Цены на продукты питания на многих рынках на 150 и более процентов выше среднего. Возможно, что цены на продовольствие вырастут даже выше, чем предполагалось, из-за экономических санкций, этот анализ все еще находится в процессе и будет включен в будущую отчетность [3].

Список литературы Стремительный рост цен на продовольствие и катастрофа в Восточной Африке

  • Маглинова, Т.Г. Роль международных экономических организаций в современных условиях // Вектор экономики. - 2020. - № 11 (53). - С. 27.
  • Маглинова, Т. Г. Современные вызовы и угрозы обеспечения глобальной продовольственной безопасности / Т.Г. Маглинова, О.М. Шупило // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-2 (87). - С. 151-154.
  • Двадцати странам мира грозит полномасштабный голод. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://avesta.tj/2022/03/29/dvadtsati-stranam-mira-grozit-polnomasshtabnyj-golod.
  • Грозит ли миру глобальный голод из-за событий на Украине. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/460063-grozit-li-miru-global-nyj-golod-iz-za-sobytij-na-ukraine.
  • ООН предупредила о катастрофическом голоде в Африке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/ 2022/03/28/oon-predupredila-o-katastroficheskom-golode-v-afrike.
  • Сильная засуха может обернуться голодом для 13 млн жителей стран Африканского рога. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.un.org/ru/ story/2022/02/1418012. (Дата обращения 03.08.2022).
  • Karpunina E.K., Yashin S.N., Molchan A.S., Derkacheva E.A., Lisova E.V. Тhe price of pleasure: the challenges and threats of the digital economy // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 111. - P. 363-373.
Еще
Статья научная