Стрессоустойчивость как основа преодоления кризисов молодого поколения
Автор: Семке В.Я.
Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin
Рубрика: Трибуна редактора. Психическое здоровье
Статья в выпуске: 3 (54), 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14295332
IDR: 14295332
Текст статьи Стрессоустойчивость как основа преодоления кризисов молодого поколения
За всеми нашими болезнями стоят наши страхи, беспокойства, алчность, наши обиды и наши антипатии. Избавьтесь от них - и вместе с ними уйдут болезни, которыми мы страдаем.
Эдвард Бак
В современных неспокойных и трудных социально-экономических условиях жизни россиян проблема укрепления психического здоровья населения становится одним из основополагающих факторов жизнедеятельности человека, прежде всего с позиций онтогенетического этапа - детско-подростковый, молодой, зрелый и поздний возрасты. Высокий уровень работоспособности и профессионального долголетия зависит от достижения баланса физического и душевного здоровья, устойчивости к стрессам, успешной реализации личностных планов, удовлетворенности «качеством жизни», социальным благополучием.
Стресс становится для человека все более привычным спутником и фактором внутреннего преобразования, роль которого заметно увеличивается в период возрастных кризисов, конституционально-биологической перестройки организма, обострения психофизиологического неблагополучия, роста труднопреодолимых конфликтных ситуаций - прежде всего на ответственных стадиях формирования характерологической структуры. Рост и фиксация эмоционального напряжения содействуют развитию широкого спектра психосоматических расстройств, многообразных невротических и неврозоподобных картин. С этих позиций стрессоустойчивость индивида определяется как способность преодолевать трудности, подавлять отрицательные эмоции, владеть собою, проявляя должную выдержку и такт. Она выражается комплексом индивидуальных личностных качеств, позволяющих переносить в кризисных условиях значительные интеллектуальные, эмоциональноволевые нагрузки, связанные с неблагополучной микросоциальной обстановкой. Речь идет о проявлениях целой гаммы адаптационных и психодезадаптационных состояний, определяемых нами как ПАС-ПДАС. Подобная линия поведения характеризуется готовностью, продуманностью воспри- ятия любых перемен, умением эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях. Стрессонеустойчивые натуры не склонны к изменению ранее принятых шаблонов поведения, чрезмерно ригидны к внешним событиям. Их установки, суждения незыблемы, а любой намек на неблагоприятное средовое воздействие вызывает затяжной, труднопреодолимый стресс.
Жизнь вне стресса представляется невозможной, а происходящие при нем изменения составляют многокомпонентный ответ организма на психотравмирующее событие; патологическая разновидность стресс-синдрома (дистресс) сопровождается гиперактивацией нейрогумораль-ных систем и может стать патогенным фактором, ярким проявлением психовегетативного симпто-мокомплекса. Стрессоустойчивость рассматривается как необходимая характеристика цело-с т н о г о процесса адаптации, как « момент сопротивления, который проявляет данная система к внешним воздействиям » (В. М. Ген-ковская). Устойчивость проявляется в способности системы стабильно функционировать в условиях перехода из одного состояния в другое, сохраняя свои основные внутренние взаимосвязи. Под этим термином также понимаются частные «составляющие» - эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стрес-срезистентность, фрустрационная толерантность и иные состояния, включающие параметр чувствительности к эмоциогенным раздражителям. По мнению Т. Г. Бохан (2009), стрессоустойчивость следует рассматривать с фун кц и о н ал ь н ы х позиций как характеристику, влияющую на успешность деятельности, и как параметр, обеспечивающий гомеостаз личности, как показатель деятельностный и личностный (отсюда проистекают возрастная специфика проблемных ситуаций и нормативная стрессоустойчивость к ним).
В последнее время в нашей стране возрос интерес к изучению взаимосвязи общественного развития и психического здоровья молодежи. Это связано с непростой ситуацией в экономике и здравоохранении, социально-политической обстановке, что объективно способствует ухудшению здоровья населения. Становление личности молодого человека неизбежно связано с трудовой деятельностью. Она реализуется в семейной, учебной, спортивной, профессиональной сферах. Способность к труду, как источнику и основе существования популяции и отдельного индивида, формируется как социальная функция, определяющая роль человека в обществе. Потенциальные возможности индивида, обеспечиваемые его наследственной предрасположенностью, реализуются в деятельность путем социальной преемственности. Поэтому общественные условия, существующие культурные нормы и традиции являются приоритетными в формировании коллективной психологии, определяющей индивидуальное и общественное психическое здоровье.
Современные социально-культурные тенденции, в частности, ослабление семейных и сосед- ских связей и взаимопомощи, возрастающее чувство отчужденности, утрата идеалов, увеличение материальных запросов и потребительские настроения в обществе, половая свобода и безответственность – все это отрицательно сказывается на формировании мировоззрения взрослеющего поколения.
Кризисные социальные изменения в обществе, повлекшие рост безработицы, инфляцию, подорожание товаров и услуг наиболее сильный удар нанесли социально уязвимым слоям населения, к которым относятся молодые, психически не окрепшие люди. Не всегда имеющие возможность адекватно оценить сложившуюся ситуацию, они оказываются втянутыми в противоправные действия. Рост общественно опасных деяний, группового протестного поведения, охватившего мировое посткризисное пространство, свидетельствует о том, что большинство участников антигосударственных выступлений – молодые люди от 15 до 25 лет.
Помимо социальной и материальной незащищенности причинами увеличения преступлений, совершаемых молодыми людьми, могут быть наличие антисоциал ьного окружен ия, конфликтные отношения в семье. Отсутствие перспектив на будущее способствует формированию психологического кризиса, приводит к внутренней и внешней реализации агрессивных и аутоагрессивных тенденций. К факторам социального риска нарушений психического здоровья молодежи может быть также отнесена девальвация внутренней системы ценностей. Современная парадигма оказания психиатрической помощи населению требует углубленного изучения роли социальных факторов в возникновении, развитии, клиническом оформлении, превентивной работе, а также поиске возможности социальных воздействий, направленных на улучшение качества жизни молодежи.
Социальный прогресс и технические достижения современной цивилизации делают нас менее устойчивыми к воздействию экстремальных природных и социально-средовых факторов. В свою очередь, социальные кризисы придают еще больше активности структурам мозга, отвечающим за успешность нашей социальной адаптации. Это, соответственно, вызывает торможение психофизиологических механизмов адаптации к экстремальным изменениям условий существования. Массовые беспорядки среди подросткового поколения, разгул наркотизации, распущенности, организованной преступности, пугающая духовная опустошенность и утрата нравственных идеалов, принципов, убеждений носят лавинообразный характер и являются причиной роста криминального поведения молодых людей, расширения спектра типов и форм возрастных кризисов.
Если под кризисом подразумевать возникающий в определенном возрасте переход от предыдущего этапа психического развития к следующему, то речь идет о кризисе развития. И. С. Кон (1988) говорит о возрастном нормативном жизненном кризисе, оценивая его как неотъемлемое и естественное звено развития человека, как взрослый цен ностно-см ы слово й кризис. В целом кризисы юношеского возраста не должны допустить остановку, стагнацию в развитии, а сам кризис идентичности становится вехой к радикальному преобразованию целей и способов самосовершенствования.
Имеются многочисленные видовые классификации кризисов, основанием которых служит сложная взаимосвязь презентируемой фабулы кризиса, личностный смысл кризисного состояния, связанного с ведущими потребностями и ценностями личности. Различают экономический, политический, семейный, межличностный, внутрилич-ностный и др. варианты экзистенциального кризиса. В клинико-психологической персонологии экзистенциальный кризис – кризис существования – традиционно описывается как чрезвычайное происшествие в судьбе человека, как особый момент в биографии человека, как феномен, обусловливающий психологические особенности юношеского возраста, а эпидемиологически – как кризис, дающий наиболее высокий процент нарушений психического здоровья (Семке В. Я., 2000).
Понятие экзистенциального кризиса пересекается с понятием «поиск смысла жизни» и понимается: 1) как результат возрастного кризиса; 2) как «философская интоксикация» нормативного возрастного кризиса; 3) как обязательная компонента любого кризиса рефлексирующего индивидуума; 4) как результат негативного выхода из личностного кризиса. Таким образом, проявление возрастных, экзистенциальных и духовных кризисов, нормальное (позитивное) либо патологическое (деструктивное) течение, особенности диагностики коррелируют с проблемой экзистенциального кризиса или шире – с трагедией бытия. В понимании А. А. Бреусен-ко-Кузнецова (2006), экзистенциальный кризис является психическим состоянием, обусловленным онтологически.
Профессиональное самоопределение в процессе обучения в вузе, личностный рост и духовное развитие проходят на фоне формирования самоидентичности, эта экзистенциальная потребность в самопостижении, самопонимании выступает в самовосприятии и самоактуализации. Цель – обнаружить и осознать свою истинную духовную природу рассматривается в психологии как процесс самореализации. Под самореализацией обычно подразумевается са-моосуществление, т. е. психический рост и созревание, проявление скрытых возможностей человека. Этот вид самореализации соответствует самоактуализации (Маслоу А., 1999).
Принципиальное различие между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания со своими психологическими трудностями и проблемами связано с их направленностью. Для юношества, студенческого контингента характерно обсуждение проблем, связанных с пониманием внутренней жизни человека как свободы, которая рассматривается ими как сугубо позитивный концепт, олицетворяющий все то, за что они борются и о чем мечтают. Стратегии эффективны, когда направлены на работу с самой проблемой и содержанием возникших противоречий. Конструктивная стратегия – желание изменить что-то в себе или в своей жизни, чтобы ощущать подлинность своего бытия. Деструктивная стратегия содержит: а) непризнание проблемы как таковой; б) признание, но ненахождение способов решения. Возможности преодоления личностного кризиса содержательно зависят от жизненных обстоятельств и саморегуляцион-ных навыков личности, от объективных характеристик ситуации и отношения к ней личности, а формально – от степени выраженности поведенческих реакций.
Экзистенциальные конфликты и кризисы могут возникать как развитие психологического конфликта, личностного кризиса, поиска нового смысла. Экзистенциальный динамический конфликт проистекает из дилеммы ищущего смысла человека, находящегося в не имеющем смысла универсуме. Экзистенциальные кризисные ситуации – это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиском и обретением смысла своего существования. Они могут возникать из кризиса, когда переживаемые человеком проблемы жизнедеятельности начинают затрагивать основы его существования, переходят в « экзистенциальное измерение ». Если возникновение психологических кризисов связывается с нарушениями в самореализации личности, в ее самоактуализации, полноценном функционировании, то экзистенциальные переживания кризиса пробужденной духовности всегда в той или иной мере затрагивают проблему аутентичности существования – потребности человека быть честным и самим собой и «жить своей жизнью». Ощущение не-реализованности возникает тогда, когда человек отказывается от каких-либо возможностей своего существования, ограничивает их, позволяет другим управлять собой, смиряется перед неблагоприятными обстоятельствами, не является автором своего собственного мира, способа жизни, выбора и действия (Жигинас Н. В., Семке В. Я., 2009).
В силу возрастных особенностей и специфики переходного периода жизни общества студенты испытывают определенный гнет экзистенциальных проблем: с одной стороны, они включены в многочисленные потоки информации, в реальность, в переживание своей ценности, с другой – у молодежи наблюдается отказ от собственных экзистенциальных переживаний, задающих целостную картину миру. Этот кризис идентичности, чувство утраты собственной идентичности для студентов-первокурсников представляет собой личностный конфликт, т. е. внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое студентом как значимая для него психологическая проблема. В экзистенциальногуманистических исследованиях американского психотерапевта И. Ялома (1980) представлена проблематика кризисных экзистенциальных ситуаций, порождаемых трансформацией идентичности молодежи, а также приемы и процедуры психотерапевтического вмешательства.
В рамках профилактического превентивного подхода обосновано и активно развивается профилактическое направление в психиатрии на базе фундаментальных научных исследований социальных и психологических основ путей формирования, поддержания и укрепления психического здоровья (Семке В. Я., 1999). Следует признать правомерным отнесение пограничных состояний к наиболее универсальным проявлениям психической дезадаптации, граничащим с нормой, где трудно определить контуры промежуточной зоны между здоровьем и болезнью (включая преходящие, «срывные», стрессовые, невротические реакции, преклини-ческие феномены, адаптационные синдромы, временное ослабление психической устойчивости). Отражая уровень личностного реагирования, они являются неспецифическими феноменами.
Образовательный процесс в высшей школе нельзя отделить от нравственного воспитания будущих специалистов. В настоящее время многими исследователями признается необходимость целенаправленной воспитательной работы со студентами в образовательном процессе. Большая роль в этом принадлежит предметам гуманитарного профиля. Огромное значение в становлении личностного роста студентов в направлении духовности отводится психологии, с этим предметом у студентов непсихологических факультетов всегда связаны большие ожидания. B процессе учебной деятельности многие студенты с психологическими проблемами пытаются их разрешить с помощью преподавателя психологии. Особенно много психологических проблем у адаптирующихся к вузу студентов-первокурсников, что дает основания для мнения о повышенной невротизации первокурсников и необходимости целенаправленной психопрофилактики этого контингента.
Главный редактор В. Я. Семке