Стрим как новый гипермедиажанр

Бесплатный доступ

Актуальность исследования обусловлена изменениями в медиакультуре в связи с новыми технологиями, стимулирующими появление новой гипертекстовой жанрово-стилистической реальности. В статье исследуется недавно возникший медийный феномен - стрим. Он представляет собой открытый коммуникативный поток, существующий в реальном времени, включающий текстовый, видео- и аудиоконтент, организованный информационно-медийной личностью стримера (автора) при активном участии других медийных личностей разных типов; реализуется в прямом интернет-вещании и трансляции, создает многообразие возможностей для любого участника (от комментирования, опроса до соучастия в действии). Стрим возник благодаря инструментально-сервисному подходу к освоению и осмыслению различных актуальных тем в представлении контента. Цель участников этого медиапроцесса - самовыражение и самоактуализация, побуждение к активности и взаимодействию (от личных мотивов до социально значимых). Как гипержанр стрим рассмотрен в лингвистическом и экстралингвистическом аспектах на примере медиадискурса «#дайДудя» с участием А.А. Венедиктова. Исследование стрима как нового и недостаточно изученного феномена современной медиакоммуникации, разработка методики его анализа представляются важными для коммуникативной и когнитивной лингвистики, медиалингвистики, социологии, психологии, дискурсологии, лингвокультурологии.

Еще

Стрим, стриминг, медиакоммуникация, речевой жанр, гипермедиажанр

Короткий адрес: https://sciup.org/149137936

IDR: 149137936   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2021.2.10

Список литературы Стрим как новый гипермедиажанр

  • Алимов А. А., 2018. Как хобби становится в креативной экономике работой // Экономическая социология. Т. 19, № 3. С. 79-105. URL: https://cyberleninka.ra/article/n/kak-hobbi-stanovitsya-v-kreativnoy-ekonomike-rabotoy (дата обращения: 04.01.2021).
  • Болотнов А. В., 2015а. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности. Томск : Изд-во Том. ЦНТИ. 274 с.
  • Болотнов А. В., 2015б. Третичные медиатексты как отражение информационного эха // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 6 (156). С. 138-142.
  • Болотнов А. В., 2016. Информационно-медийная языковая личность наблюдателя (свидетеля) и ее дискурсивные практики // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 11 (176). С. 35-41.
  • Болычева М. Д., 2018. Стриминговое вещание как феномен современной медиасреды // Комму-никология. Т. 6, № 4. С. 159-169. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/strimingovoe-veschanie-kak-fenomen-sovremennoy-mediasredy (дата обращения: 04.01.2021).
  • Вольф О. А., 2020. Традиции журналистских жанров в новых медиа (на примере прямого эфира, рекомендации и эксперимента) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. № 2. С. 68-72. URL: https:/ /cyberleninka.ru/artide/n/traditsii-zhumalistskih-zhanrov-v-novyh-media-na-primere-pryamogo-efira-rekomendatsii-i-eksperimenta (дата обращения: 04.01.2021).
  • Горошко Е. И., Полякова Т. Л., 2015. К построению типологии жанров социальных медиа // Жанры речи. № 2 (12). С. 119-127. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-postroeniyu-tipologii-zhanrov-sotsialnyh-mediy-1 (дата обращения: 04.01.2021).
  • Давлетшина С. Р., 2017. «Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. № 2 (25). С. 86-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-i-tendentsii-razvitiya-multimediynyh-zhanrov (дата обращения: 04.01.2021).
  • Дадаева Т. М., Сновальникова У А., 2019. Отражение социальных проблем в новых медиа (на примере видеоблога YouTube-канала TrashSmash) // Огарёв-Online. № 9 (130). С. 1-9. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-sotsialnyh-problem-v-novyh-media-na-primere-videobloga-youtube-kanala-trashsmash (дата обращения: 04.01.2021).
  • Ковалев Л. А., 2016. Игровые форматы медиа: типы и жанры // Журналистский ежегодник. № 5. С. 96-97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ igrovye-formaty-media-tipy-i-zhanry (дата обращения: 04.01.2021).
  • Колесниченко А. В., 2019. Востребованность жанров журналистских текстов аудиторией онлайновых медиа // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. № 3. С. 3-22. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ vostrebovannost-zhanrov-zhurnalistskih-tekstov-auditoriey-onlaynovyh-media (дата обращения: 04.01.2021).
  • КорецкийМ. Д., 2020. Трансформация телевизионных жанров на площадке YouTube на примере деятельности Алексея Пивоваро-ва // Медиасреда. № 1. С. 41-44. URL: https:// cyberleninka. ru/article/n/transformatsiya-televizionnyh-zhanrov-na-ploschadke-youtube-na-primere-deyatelnosti-alekseya-pivovarova (дата обращения: 04.01.2021).
  • Лущиков В. А., Терских М. В., 2018а. Видеобло-гинг как инструмент социальной коммуникации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. Т. 4, № 13. С. 47-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/videobloging-kak-instrument-sotsialnoy-kommunikatsii (дата обращения: 04.01.2021).
  • Лущиков В. А., Терских М. В., 2018б. Жанрово-те-матические и языковые особенности видео-блогов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. № 14. С. 57-75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zhanrovo-tematicheskie-i-yazykovye-osobennosti-videoblogov (дата обращения: 04.01.2021).
  • Москвин А. С., Полуян Н. Н., Кушова И. А., 2017. Современная молодежная среда: виртуальный дауншифтинг в повседневной деятельности (на примере молодежи г. Кирова) // Теория и практика общественного развития. № 8. С. 1-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennaya-molodezhnaya-sreda-virtualnyy-daunshifting-v-povsednevnoy-deyatelnosti-na-primere-molodezhi-g-kirova (дата обращения: 04.01.2021).
  • Панюкова С. А., 2018. Научно-популярный стори-теллинг на YouTube-канале // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 1. С. 122-127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-populyarnyy-storitelling-na-youtube-kanale (дата обращения: 04.01.2021).
  • Сергеева О. В., Зиновьева Н. А., 2020. Публичные арены игровых стримов (на примере репрезентации темы коронавируса) // Социология власти. Т. 32, № 3. С. 221-241. URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/pubHchnye-areny-igrovyh-strimov-na-primere-reprezentatsii-temy-koronavirusa (дата обращения: 04.01.2021).
  • Сирмаи Э., 2019. «Много здесь, кто в стриме...». Распространение социальных медиа и девальвация основных средств массовой информации в Венгрии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 5. С. 270-299. URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/mnogo-zdes-kto-v-strime-rasprostranenie-sotsialnyh-media-i-devalvatsiya-osnovnyh-sredstv-massovoy-informatsii-v-vengrii (дата обращения: 04.01.2021).
  • Текутьева И. А., 2016. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. № 11. С. 107-113. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zhanrovo-tematicheskaya-klassifikatsiya-videobloginga (дата обращения: 04.01.2021).
  • Финадеева М. В., 2008. Медиа-жанр: предпосылки когнитивного подхода // Мир науки, культуры, образования. № 2. С. 62-66. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/media-zhanr-predposylki-kognitivnogo-podhoda (дата обращения: 04.01.2021).
  • Чернявская В. Е., 2003. От анализа текста к анализу дискурса: немецкая школа дискурсивного анализа // Филологичекие науки. № 3. С. 68-76.
  • Шестерина А. М., 2020. Модификация архетипических сюжетов в современных аудиовизуальных медиа // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. № 2. С. 169-177. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/modifikatsiya-arhetipicheskih-syuzhetov-v-sovremennyh-audiovizualnyh-media (дата обращения: 04.01.2021).
  • Шмелева Т. В., 1997. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов : Гос. учеб.-науч. центр «Колледж». С. 88-98.
  • Венедиктов, 2020 - Венедиктов А. А. «#дайДудя». 04.03.2020. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=58Gx3crFwKU (дата обращения: 10.01.2021).
  • Венедиктов, 2021 - Венедиктов А. А. «#дайДудя». 06.01.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8ksikIeyWG0 (дата обращения: 10.01.2021).
Еще
Статья научная