Структура и распространенность психических и поведенческих расстройств у лиц призывного возраста в Томской области в 2016-2018 гг
Автор: Бохан Николай Александрович, Евсеев Вячеслав Дмитриевич, Мандель Анна Исаевна
Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin
Рубрика: Клиническая психиатрия
Статья в выпуске: 4 (105), 2019 года.
Бесплатный доступ
Цель: изучение распространенности, клинико-психопатологических особенностей психических и поведенческих расстройств у лиц призывного возраста - жителей Томской области в 2016-2018 гг. Обсуждение результатов. В результате обследования 685 призывников, проходивших медицинское освидетельствование в военном комиссариате Томского района Томской области с 2016 по 2018 г., психические расстройства и расстройства поведения выявлены у 93 человек. Структура психических и поведенческих расстройств призывников представлена расстройствами личности и поведения в зрелом возрасте F60-F69 (61,3%), органическими расстройствами F06 (22,5%), умственной отсталостью легкой степени F70 (6,5%), психическими расстройствами и расстройствами поведения вследствие употребления ПАВ F10-F19 (6,5%). Среди личностной патологии преобладали инфантильное расстройство личности (25 чел.) - 43,8% и эмоционально неустойчивое расстройство личности (22 чел.) - 38,6%. С меньшей частотой диагностированы истерическое расстройство (6 чел.), тревожное расстройство личности (3 чел.), расстройство половой идентификации (1 чел.). Зафиксирован высокий уровень призывников с самоповреждающими формами поведения (26,8%).
Призывники, психические расстройства, наркологические расстройства, расстройства личности, органические расстройства, умственная отсталость, алкогольная зависимость, наркомания, несуицидальные самоповреждения, аутоагрессивное поведение
Короткий адрес: https://sciup.org/142222095
IDR: 142222095 | DOI: 10.26617/1810-3111-2019-4(105)-26-33
Текст научной статьи Структура и распространенность психических и поведенческих расстройств у лиц призывного возраста в Томской области в 2016-2018 гг
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обороноспособность государства относится к основополагающим условиям национальной безопасности и определяется состоянием вооруженных сил и поддержанием боевого потенциала, а также научно-техническими, экономическими и демографическими возможностями страны. Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших функций органов государственной власти и управления. Таким образом, проблема здоровья молодых людей призывного возраста актуальна не только для военных ведомств, ответственных за обороноспособность и безопасность страны, но и для государства в целом. По данным различных авторов, показатели состояния здоровья призывной молодежи продолжают ухудшаться и годность к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации в последние годы составляет от 50 до 70% в различных регионах РФ [8, 9, 14, 18].
Состояние здоровья призывного контингента в основном определяется поведенческими факторами, в частности такими как употребление наркотических и психотропных веществ, табака и алкоголя, неудовлетворительная структура питания, малоактивный образ жизни [4, 7, 13]. Психические расстройства, как считают многие авторы, являются одной из основных причин освобождения от призыва на военную службу [10].
Количество призывников с установленным психиатрическим расстройством на протяжении последних лет остается примерно на одном уровне и составляет 35–45% от общего числа направленных на обследование. Большую часть в структуре заболеваемости занимают такие нозологии, как легкая умственная отсталость (20‒30%) и органические расстройства (30‒40%), расстройства личности и наркологическая патология [3, 5, 6, 8, 11, 15, 19].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
В контексте изложенного целью настоящего исследования явилось изучение распространенности, клинико-психопатологических особенностей психических и поведенческих расстройств, послуживших причиной определения негодности к военной службе лиц призывного возраста в период с 2016 по 2018 г.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Проведено обследование 685 призывников, проходивших медицинское освидетельствование в военном комиссариате Томского района Томской области с 2016 по 2018 г. Проанализировано 685 личных дел, 77 медицинских заключений (актов медицинского обследования) и 77 медицинских карт амбулаторного больного. Признаки психической патологии выявлены у 93 человек, из них стационарное освидетельствование в ОГБУЗ «Томская областная клиническая психиатрическая больница» и ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер» прошли 77 призывников. Статистическая обработка данных осуществлялась методами непараметрической статистики с помощью пакета статистических программ «Statistika 6.0», в том числе модулей частотного анализа с использованием критерия хи-квадрат (χ²) и сравнения долей. Различия при р<0,05 рассматривались как статистически значимые.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В результате исследования определена структура психических и поведенческих расстройств призывников, выявленных при проведении военно-врачебной экспертизы (n=93).
По частоте распространенности преобладали расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F60‒F69) ‒ 57 чел. (61,3%). Органические расстройства (F06) встречались в 2,7 раза реже ‒ 21 чел. (22,5%). С одинаковой частотой встречаемости зарегистрированы умственная отсталость легкой степени (F70) и психические расстройства и расстройства поведения вследствие употребления ПАВ (F1) ‒ в 6,5% случаев (6 чел.). В единичных случаях в результате освидетельствования диагностированы шизофрения (F20) ‒ у 2 призывников, шизотипическое расстройство (F21) ‒ 1 чел.
Таким образом, расстройства личности занимают первое место среди психической патологии, выявленной в рамках психиатрического освидетельствования. Среди личностной патологии преобладали инфантильное расстройство личности (25 чел.) – 43,8% и эмоционально неустойчивое расстройство личности (22 чел.) – 38,6%, так же диагностированы истерическое расстройство (6 чел.), тревожное расстройство личности (3 чел.), расстройство половой идентификации (1 чел.).

Рисунок 1. Структура психических и поведенческих расстройств у призывников – жителей Томской области, выявленных при прохождении военно-врачебной экспертизы
Органическая патология представлена органическим эмоционально лабильным (астеническим) расстройством вследствие различных причин, связанных с соматической и невроло- гической патологией. Все призывники с умственной отсталостью, выявленной в результате экспертизы, имели легкую степень заболевания. Два случая шизофрении представлены простым типом течения заболевания. Наркологическая патология диагностирована в рамках расстройств, вызванных одновременным употреблением нескольких наркотических веществ (3 чел.), и алкогольной зависимостью (3 чел.)
На основе анамнестических сведений были выявлены социально-демографические особенности призывников. Средний возраст испытуемых, проходивших стационарное освидетельствование, составил 20,8±1,8 года. В исследуемой группе призывного контингента зафиксирован низкий уровень образования - законченного высшего образования не имел никто; 6,5% (6 чел.) на момент обследования учились в высших учебных заведениях, более половины призывников (53,7% - 50 чел.) имели среднее общее образование (9 классов); 9,7% (9 чел.) получили среднее полное образование (11 классов); 19,3% (18 чел.) - среднеспециальное образование; 10,8% (10 чел.) - незаконченное среднее образование (не закончили 9 классов). Самый низкий уровень образования был выявлен у призывников с умственной отсталостью, инфантильным расстройством личности и органической патологией.
Установлено, что основная масса обследуемых воспитывалась в неблагополучных условиях. По типу гипоопеки в условиях сниженных требований и контроля воспитывались 45,8% обследованных, из них 50,2% призывников с расстройствами личности, 18,6% с умственной отсталостью, 16,5% с органическими расстройствами, 14,7% с психическими расстройствами и расстройствами поведения вследствие употребления ПАВ. В бессистемных условиях, для которых характерны частые изменения требований, вызванные изменением фона настроения родителей (с возможным жестоким обращением), воспитывались 18,5% обследованных, из них основная масса призывного контингента так же приходилась на лиц с личностной патологией (57,5%), умственной отсталостью (15,6%), наркологическими расстройствами (16,2%), органической патологией головного мозга (10,7%).
Обнаружено, что более трети обследованных призывников состояли на учете в подразделениях полиции по делам несовершеннолетних (34,5%), из них у большинства проходивших освидетельствование призывников выявлены расстройства личности эмоционально неустойчивого круга (в 80,4% случаев), у 19,6% призывников диагностировано инфантильное расстройство.
Привлекались к уголовной ответственности более трети (36,4%) обследованных, из них у большинства призывников (91 %) было диагностировано эмоционально неустойчивое расстройство личности; с меньшей частотой встречались инфантильное расстройство личности (7%) и наркологические расстройства (2%). Из регистра совершенных правонарушений встречались воровство, грабеж, причинение тяжких телесных повреждений, хранение и употребление наркотиков.
Отдельным кластером в военнопсихиатрической экспертизе является аутоагрессивное поведение призывников [8, 12, 16, 17]. Наличие в анамнезе эпизодов аутоагрессивного поведения (несуицидальное само-повреждение) в военно-врачебной психиатрической экспертизе является основанием для направления призывника на обследование в стационар. Согласно B. Walsh [1], несуицидальное самоповреждение - это преднамеренное нанесение себе телесных повреждений, которое не связано с летальным исходом, социально неприемлемое по характеру и реализуемое с целью уменьшить или справиться с психологическим дискомфортом. Эти действия обычно реализуются множеством способов , такими как удары по телу, разрезы или другие повреждения кожи различными предметами, ожоги, создание препятствий для заживления ран [2].
Признаки самоповреждающего поведения зафиксированы более чем в четверти случаев (у 23 призывников - 26,8%) У большинства лиц призывного возраста с аутоагрессивными паттернами поведения (78,3% - 18 чел.) выявлено эмоционально неустойчивое расстройство личности, у 2 человек - умственная отсталость легкой степени, у 3 человек - инфантильное расстройство личности. Самоповреждения наносились в возрасте 15-17 лет. 19 призывников совершили самопорезы предплечий (на момент осмотра в виде многочисленных параллельных рубцов), 3 человека в виде способа аутоагрессии выбрали прижигание сигаретой либо спичками, 1 человек осуществил процедуру «шрамирования». Во всех случаях призывники впервые попадали в поле зрения врача-психиатра только в период прохождения военно-врачебной экспертизы.
Следует отметить, что основная часть психических расстройств (86,5%) выявлена на этапе медицинского освидетельствования в воен- комате. Ранее призывники психиатрической помощи не получали.

Рисунок 2 . Структура основных заболеваний, послуживших причиной освобождения лиц призывного возраста в Томской области в 2016‒2018 гг. от призыва на военную службу
На рисунке 2 представлена структура основных заболеваний, послуживших причиной освобождения у проходивших стационарное освидетельствование призывников от призыва на военную службу.
В течение 3 лет показатели негодности призывников к военной службе демонстрируют высокую распространенность психических расстройств, которые в структуре заболеваний, явившихся причинами освобождения призывников от службы в армии, с четвертого места поднимаются на второе; кроме того, меняется структура соматической патологии. В 2016 г. нозологическая структура заболеваний была представлена следующим образом: болезни костно-мышечной системы (23,4%), болезни системы кровообращения (20%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (19,4%), психические расстройства (12,2%).
В 2017 г. в структуре патологии, приведшей к освобождению от службы в армии, лидировали болезни костно-мышечной системы (20,8%), второе место занимали психические расстройства (15,6%), затем следовали болезни органов пищеварения (11,3%), замыкали четверку ведущих заболеваний последствия травм, отрав- лений и других воздействий внешних факторов (9,1%). Затем следовали болезни системы кровообращения (8,5%), заболевания эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (8,2%), нервные болезни (7,8%), болезни глаза и его придаточного аппарата (7,0%), болезни органов дыхания (6,2%). В единичных случаях встречались заболевания кожи и подкожной клетчатки (4,5%), патология мочеполовой системы (1%).
Согласно результатам военно-врачебной экспертизы в 2018 г., заболевания костномышечной системы по-прежнему оставались на первом месте (22,2%), затем следовали психические расстройства (16,2%), при этом процент их оказался выше, чем в предыдущий двухлетний период (12,2% и 15,6%). Далее следовали с небольшим отрывом болезни системы кровообращения (15,2%) и болезни эндокринной системы, расстройства питания (14,4%).
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования структуры и распространенности психических и поведенческих расстройств у лиц призывного возраста в Томской области в 2016-2018 гг., послуживших причиной освобождения от призыва на военную службу, выявлен высокий уро- вень психической заболеваемости с тенденцией к росту с 2016 по 2018 г.: 12,2% – 15,6% – 16,2% соответственно. В структуре психической патологии неизменно преобладали расстройства личности, органическая патология головного мозга и умственная отсталость.
Признаки самоповреждающего поведения зарегистрированы у 23 призывников (26,8%). У большинства лиц призывного возраста с аутоагрессивными паттернами поведения диагностировано эмоционально неустойчивое расстройство личности (78,3%). Наличие в анамнезе эпизодов аутоагрессивного поведения (несуицидальное самоповреждение) при военно-врачебной психиатрической экспертизе является основанием для направления призывника на обследование в стационар. Большинство психических расстройств (86,5%) выявлено на этапе медицинского освидетельствования в военкомате. Ранее призывники психиатрической помощи не получали.
Список литературы Структура и распространенность психических и поведенческих расстройств у лиц призывного возраста в Томской области в 2016-2018 гг
- Barent W.W. Treating self-injury: A Practical Guide. Second Edition. New York: Guilford Press, 2014: 413.
- Saraff P.D., Pepper C.M. Functions, lifetime frequency, and variety of methods of non-suicidal self-injury among college students. Psychiatry Res. 2014 Oct 30; 219(2): 298-304. DOI: 10.1016/j.psychres.2014.05.044
- Агарков А.А., Скороходова Т.Ф., Погорелова Т.В. Факторы риска психических расстройств у подростков допризывного и призывного возрастов. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011; 4(67): 61-64.
- Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 19(5): 73-78.
- Акимов В.В., Сидорова М.В., Суслина Л.И. Показатели и оценка работы врача психиатра на примере РВК Засвияжского района г. Ульяновска с 2014 по 2016 г. Современные аспекты здравоохранения: достижения и перспективы: Материалы 52-й межрегиональной научнопрактической медицинской конференции. Ульяновск, 2017: 361-363.
- Белогоров С.Б., Долгих В.В., Смирнов Е.Л., Чичкалюк В.А., Атаманюк А.Б., Тунгусов Е.И., Колесникова Е.Н. Здоровье призывников Иркутской области. Сибирский медицинский журнал. 2008; 4: 58-61.
- Бохан Н.А., Воеводин И.В. Аутодеструктивность в формировании аддиктивных и невротических расстройств: суицидальное и рискованное поведение. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2016; 1: 59-65.
- Бохан Н.А., Евсеев В.Д. Мандель А.И. Распространенность психических и наркологических расстройств среди лиц призывного возраста в регионах РФ. Социальная и клиническая психиатрия. 2019; 29 (3); 102-108.
- Булавин В.В., Кальманов А.С., Панюшин К.А., Бровкин С.Г., Работкин О.С., Житников А.Г. Состояние здоровья подростков, допризывников и призывников и организация мероприятий по его укреплению. Военно-медицинский журнал. 2014; 3: 56-58.
- Говорин Н.В., Сахаров А.В., Ступина О.П., Кичигина И.В. Психическое здоровье призывного контингента. Чита: Экспресс-издательство, 2011: 204.
- Евсеев В.Д., Мандель А.И. Распространенность психических и наркологических расстройств среди лиц призывного контингента муниципального образования Томской области. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2018; 3 (100): 40-45. https://doi.org:
- DOI: 10.26617/1810-3111-2018-3(100)-40-45
- Захарова Е.В., Фильштинская Е.Г., Аборина М.В., Мазанкина Е.В. Факторы формирования рискованного поведения молодежи. Тенденции развития науки и образования. 2019; 52 (1): 70-73.
- Калабихина И.Е., Бессонова Е.В., Денисова И.А., Калмыкова Н.М., Эченикэ В.Х. Демографический потенциал военного планирования: человеческий капитал военного контингента. Вооружение и экономика. 2018; 2 (44): 58-67.
- Марков Р.А., Амлаев К.Р. Состояние здоровья юношей призывного и допризывного возраста в России. Астраханский медицинский журнал. 2016; 11(3): 44-52.
- Петрова Н.В. Состояние психического здоровья юношей допризывного и призывного возраста: автореф. дис.. к.м.н. Томск, 2004: 20.
- Сахаров А.В., Говорин Н.В., Ступина О.П., Озорнин А.С., Колчанова Т.Г. Суицидальное поведение среди несовершеннолетних в Забайкальском крае, проблема "групп смерти". Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017; 2 (95): 42-47.
- Таранова Е.И. Семья как фактор, влияющий на формирование аутоагрессивного, суицидального поведения в подростковом возрасте. Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2011; 10: 44-49.
- Ядчук В.Н., Андроненков И.А. Оценка удовлетворенности призывников организацией медицинского обслуживания при подготовке к военной службе. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011; 5: 16-18.
- Яценко К.О., Володина Е.Е., Никитошенко Е.Г., Нифанова Ю.А. Проблема дифференциальной диагностики органического расстройства личности и эмоционально неустойчивого расстройства личности у лиц призывного возраста. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011; 2 (65): 45-46.