Структура минерального мира и перспективы минералогической диатропики
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149128343
IDR: 149128343
Текст статьи Структура минерального мира и перспективы минералогической диатропики
Впечатляющий прогресс в развитии классической минералогии в 19—20 веках, обеспечивший глубокое позна-
«софийской инициативы» по сохранению разнообразия, выдвинутой и развиваемой замечательным болгарским турных типов с учетом выявляющихся природных ограничительных закономерностей (например, Б. В. Чесноков
ние конституции, свойств, генезиса минералов и внесший определяющую роль в обеспечение человечества минеральным сырьем и энергией, в конце прошлого века привел к необходимости синтеза предельно дифференци- рованного знания, к познанию минерального мира во всем его разнообразии и единстве.
Идея исследования структуры минерального мира как сложной системы в статике, пространстве и эволюции начала выдвигаться нами и разрабатывалась сыктывкарской минералогической школой и другими научными коллективами с 70—80 годов прошлого века. Истоки ее исходили из практики топо-минералогических исследований, минералогического картирования, поисковой минералогии.
Одним из важнейших компонентов концепции структуры минерального мира является минералогическое разнообразие, учение о котором мы определили понятием минералогическая диатропика. В последнее время оно интенсивно развивается трудами мирового сообщества минералогов, результаты которых регулярно обсуждаются на собраниях национальных минералогических обществ, на международных съездах, на специальных, посвященных минералогическому разнообразию, сыктывкарских минералогических семинарах, на собраниях так называемой минералогом М. Малеевым.
Вещественную основу минерального мира составляет минеральное вещество, т. е. тот вид материи Вселенной, который в отличие от поля обладает массой покоя и характеризуется диск- ретностью, принимает участие в сложении минералов, находится в кристаллическом (минеральном) состоянии.
Структура минерального мира характеризуется его элементами (индивидами, видами) и взаимосвязями между ними. Общая масса минерального вещества Земли около n.1028, общее число минеральных индивидов в составе только земной коры можно оценить в o.n— n.1031(размер индивидов в более глубоких геосферах определить трудно).
Минеральный мир, пространственные границы которого в общем совпадают с границами литосферы Земли и других, доступных для исследований, космических тел, достаточно сложен (хотя несоизмеримо проще мира живого) и включает более 4 тысяч минеральных видов. Фактурный стержень истории минералогии — это расширение границ минерального мира, открытие новых минеральных видов, пополнение фонда минералов. За последние два десятилетия фонд минеральных видов вырос более чем в 2 раза и продолжает расти. Предел роста неизвестен, но его можно рассчитать из возможных сочетаний химических элементов и струк- оценивал видовую продуктивность по числу входящих в эмпирические формулы элементов). Препятствием в познании структуры минерального мира остается несовершенство минералогической эйдологии, отсутствие строгого понятия о минеральном виде, неопределенность фонда неутвержденных и неназванных минералов, отсутствие рациональной минералогической номенклатуры.
В анализе минерального разнообразия мы сталкиваемся с необходимостью разработки методов его количественной оценки. Особенно актуальной является задача сжатия его инвентаризационной (списочной) информации в систему обобщенных цифровых показателей. Hами была предложена система таких показателей и проведен количественный сравнительный анализ минерального разнообразия большого числа объектов, позволяющий охарактеризовать их минеральную структуру и разобраться в особенностях вещественной и генетической природы.
Анализ структуры и разнообразия минерального мира вместе с данными по онтогении, сингенезу и филогенезу минералов становится основой для выявления общих эволюционных закономерностей, движущих сил эволюции, коэволюции минеральных и биомине-ральных систем.
Академик Н. Юшкин