Структура Омского научного этнографического центра и периодизация его истории
Автор: Жигунова М.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: т.XXVI, 2020 года.
Бесплатный доступ
Омск является одним из ранних этнографических центров Западной Сибири, начальный период которого связан с деятельностью ученых Русского географического общества (Ч. Ч. Валиханов, Г.Н. Потанин и др.). В 2019 г. исполнилось 165 лет омской этнографии и 45 лет Омскому научному этнографическому центру. В статье рассматривается история создания в Омске трех основных учреждений этнографического профиля: кафедры этнографии, историографии и источниковедения истории СССР Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (1985 г.), Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (1992 г.), Сибирского филиала Российского института культурологии (1993 г.). Все они входят в структуру Омского научного этнографического центра. Решающую роль в его становлении сыграло открытие в 1974 г. Омского государственного университета, где изначально этнографическое направление в рамках кафедры истории СССР возглавил канд. ист. наук Н.А. Томилов. В 2013 г. Российской академией естествознания Н.А. Томилову было присвоено почетное звание - основатель этнографической научной школы. В настоящее время Омский научный этнографический центр является третьим этнографическим центром России после Московского и Санкт-Петербургского (Ленинградского). В работе выявляются три основных периода истории Омского научного этнографического центра. Первый период - «зарождение и детство омской академической этнографии» (1974-1984 гг.). Второй период - «юность» (1985-1993 гг.). Третий период - «зрелость» (1994-2020 гг.) - связан с активизацией научноисследовательской, научно-организационной, публикационной, просветительской и общественной деятельности омских этнографов, массовыми защитами кандидатских и докторских диссертаций, вхождением в элиту отечественной этнографической науки. В настоящее время 8 выходцев из омской этнографии являются докторами наук, более 50 - кандидатами наук.
Этнографические исследования сибири, н.а. томилов, омская этнография, основные периоды деятельности
Короткий адрес: https://sciup.org/145145142
IDR: 145145142 | DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.748-752
Текст научной статьи Структура Омского научного этнографического центра и периодизация его истории
Омск является одним из ранних этнографических научных центров Западной Сибири. В 2019 г. исполнилось 165 лет омской этнографии и 45 лет Омскому научному этнографическому центру (ОНЭЦ). Первые этнографические исследования осуществлялись в Омске учеными Русского географического общества (РГО) [Захарова, Томилов, 2007, с. 12–25]. Омское областное отделение РГО было учреждено по инициативе генерал-губернатора Западной Сибири Н.Г. Казнакова 30 июня 1877 г. с первоначальным названием «Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества». Истоки омской этнографии лежат в научной деятельно сти двух известных сибирских ученых – Ч.Ч. Валиханова (1835–1865 гг.) и Г.Н. Потанина (1835–1920 гг.). Первым профессиональным этнографом в Омске стала выпускница Московского государственного университета, исследователь народов Азии И.В. Захарова, которая трудилась в Омском государственном педагогическом институте (университете). В советский период этнографические экспедиции проводились также сотрудниками Омского государственного историко-краеведческого музея для пополнения фондов.
Но решающую роль в становлении ОНЭЦ внесло открытие в 1974 г. Омского государственного университета (ОмГУ), где изначально этнографическое направление в рамках кафедры истории СССР (а затем – всеобщей истории) возглавил 33-летний канд. ист. наук Н.А. Томилов. Сам Николай Аркадьевич вспоминает: «Идея создания научного этнографического центра возникла у меня сразу же после переезда в Омск, создания этнографического студенческого кружка и Музея археологии и этнографии». Первым знаковым шагом на этом пути стало открытие осенью 1985 г. по его инициативе специализированной кафедры этнографии, историографии и источниковедения истории СССР в ОмГУ. Из этнографов, кроме возглавлявшего ее Н.А. Томилова, на ней тогда работали О.М. Проваторова (проживающая сегодня в Канаде), М.А. Жигунова, О.В. Кузнецова (проживающая в Чехии), Г.М. Патрушева (переехавшая в Санкт-Петербург), В.В. Реммлер (уехавший в 1990 г. в Краснодар). Кафедра базировалась на 4 этаже второго корпуса ОмГУ в ауд. 403
(пр. Мира, 55а). На тот момент она была третьей среди российских университетов и пятой по Советскому Союзу.
В 1994 г. из состава кафедры отделилась кафедра современной отечественной истории и историографии, и она стала именоваться кафедрой этнографии и музееведения. В 2013 г. после объединения трех кафедр (этнографии и музееведения; музеологии, экскурсоведения и туризма; первобытной истории) кафедра получила свое современное название – кафедра этнологии, антропологии, археологии и му-зеологии. Несмотря на неоднократные структурные изменения и переименования, неизменной оставалась направленность на подготовку профессиональных этнографических кадров.
В первое десятилетие создания ОмГУ наиболее талантливых студентов, специализировавшихся по этнографии, посылали учиться в Московский государственный университет и Ленинградский государственный университет. С этими университетами был заключен официальный договор, согласно которому омские студенты переводились на учебу в Москву или Ленинград специальным приказом. Первым был Андрей Головнёв, который обучался в Мо сковском государственном университете (МГУ) на 3–5 курсах. Вторым стал Вадим Реммлер, который в 1983 г. был направлен в МГУ, но потом перераспределен в Ленинградский государственный университет. На следующий год в Ленинград поехал Александр Селезнёв.
В 1988 г. в ОмГУ была открыта аспирантура по этнологии (этнографии). В 2000 г. из существовавшего между аудиториями прохода путем перегородки была образована аудитория 403а, ставшая затем ближайшей (и территориально, и тематически) кафедрой музеологии и туризма, готовившей специалистов по новой для университета специальности «Музеология». Примечательно, что весь ее преподавательский состав образовали бывшие ученики Н.А. Томилова: Г.М. Патрушева (заведующая кафедрой), М.А. Жигунова, М.А. Корусенко, Н.В. Кулешова, О.А. Ландик, А.Б. Свитнев.
В 2002–2008 гг. на базе ОмГУ действовал диссертационный совет К.212.179.04 по защите кандидатских диссертаций по специальности 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология», с 2003 г. – докторантура по этнологии. С 2004 г. на кафедре была открыта новая специальность – «Социальная антропология», с 2007 г. в рамках специализации – бакалавриат и магистратура.
12 апреля 1991 г. в Омске был создан Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН , преобразованный в 2006 г. в Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, а в 2018 г. – в Омскую лабораторию археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН. Возглавлял созданный по его инициативе институт Н.А. Томилов (вплоть до 2016 г.).
Первоначально филиал и приемная директора базировались в нескольких аудиториях, арендованных на 5 этаже III корпуса ОмГУ (ул. Андрианова, 28). В 2000 г. пришла радостная весть, что подписано соглашение о выделении здания под Омский научный центр (ОНЦ) СО РАН (Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 26.09.2000 г. № 580-р) по адресу: пр. Маркса, 15. Этот двухэтажный кирпичный памятник архитектуры (1822 г. постройки, 1843 г. перестройки; архитектор Гассельблатт) расположен напротив знаменитого Никольского казачьего собора (памятник истории и архитектуры, 1833 г.; архитектор В. Стасов). Здание принадлежало ранее Омскому/Сибирскому кадетскому корпусу, здесь располагалась его суконная фабрика. А в 1945– 1968 гг. в нем базировалось Омское (Камышинское) танковое училище.
Здание, принадлежавшее ранее Министерству обороны, находилось в аварийном состоянии и требовало капитального ремонта. В силу целого ряда факторов, ремонтные работы были проведены только в 2005–2008 гг., внутренняя отделка и техническое оборудование – в 2009 г. В 2010 г. институт переехал из городка Нефтяников в исторический центр города Омска в отремонтированное здание. Торжественное открытие ОНЦ состоялось 9 февраля 2010 г. во время визита в Омск председателя СО РАН академика А.Л. Асеева. С той поры основное академическое учреждение омской этнографии базируется на втором этаже ОНЦ СО РАН. Сегодня в этом здании располагаются также аппарат Президиума ОНЦ СО РАН, Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Музей народов Сибири, на первом этаже – Центральная научная библиотека ОНЦ СО РАН.
Структура филиала, состав его сотрудников и тематика основных направлений исследований менялись в соответствии с преобразованиями и реформами общероссийского масштаба, а также – конкретными выполняемыми программами и го сударственным заданием. Изна-750
чально в филиале был образован сектор истории культуры русских, возглавляемый д-ром филол. наук, профессором Омского государственного педагогиче ского университета Т.Г. Леоновой. Это усилило вовлеченность омских этнографов в фольклористические исследования, привело к активному участию историков в подготовке и проведению научно-практических семинаров Регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири». В настоящее время коллектив Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН составляет 15 человек, его возглавляет С.Н. Корусенко, бывший ученый секретарь Омского филиала института.
Кстати, в период подготовки этой работы автор выявила интересный факт – в начальный период истории ОФ ИИФФ СО РАН в нем официально работал Д.А. Функ (ныне – д-р ист. наук, заведующий кафедрой этнологии МГУ и директор ИЭА РАН). Как вспоминает сам Дмитрий Анатольевич: «Сей факт отражен в моей трудовой... Сначала я собирался жениться на девочке из Омска и стал искать работу в Омске (в т.ч. и потому, что после приезда в Кемерово с кандидатской степенью работы по профилю что-то как-то не очень было :)). Позвонил Николаю Аркадьевичу, тот обрадованно сказал, конечно же, да, приезжайте! Я приехал, устроился. Но вскоре приехал опять с просьбой уволить меня, поскольку мои отношения с девушкой зашли в тупик. Николай Аркадьевич говорил со мной на очень повышенных тонах (но он прав был, безусловно), и мы решили, что “за это” я напишу ему статью в сборник, а он ее издаст :)».
22 февраля 1993 г. по инициативе Н.А. Томилова (а также Н.М. Геновой, председателя комитета по культуре и искусству Администрации Омской области и К.Э. Разлогова, директора Российского института культурологии, г. Москва) в Омске был открыт Сибирский филиал Российского института культурологии (СФ РИК, преобразованный в 2014 г. в Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева). Изначально филиал базировался на ул. Ленина в помещении общества «Знание», затем переехал на 2 этаж III корпуса ОмГУ (ул. Андрианова, 28).
В структуре этого научно-исследовательского института сразу же был создан сектор национальных культур и межнациональных отношений (под руководством Н.А. Томилова), в который были приглашены на работу по совместительству омские этнографы Ш.К. Ахметова, М.А. Жигунова, Т.Н. Золотова, М.А. Корусенко, С.Н. Корусенко, И.А. Селезнева. В этом секторе омские этногра- фы проводили исследования в рамках двух основных направлений: «Национальные культуры: тенденции динамики и современное состояние», «Национально-культурные процессы и пути достижения устойчивого развития в современном мире». С 2005 г. руководство сектором перешло к И.А. Селезневой.
В 2000-е гг. существенно изменился состав сотрудников, появились новые направления в работе: провинциальная культура: опыт, традиции, проблемы исследования; национально-культурные процессы; информационные технологии в культуре. В настоящее время этот институт проводит исследования по следующим направлениям: 1) городская среда: историко-культурные процессы и современное состояние; 2) национальные культуры и историко-культурное наследие народов Западной Сибири. В поле изучения сотрудников СФ РИК попали такие народы, как русские, украинцы, белорусы, сибирские татары, немцы, казахи. Также изучались межнациональные и межконфессиональные отношения, религиозные течения, региональный туристический потенциал [Томилов, Жигунова, 2012]. Вплоть до 2014 г. это учреждение возглавлял Н.А. Томилов, затем – канд. ист. наук И.А. Селезнева (по настоящее время).
Поскольку и кафедру этнографии ОмГУ, и Омский филиал института СО РАН, и Сибирский филиал РИК одновременно возглавлял Н.А. Томилов, то он четко координировал деятельно сть своих сотрудников. Как правило, все научные и научно-практические мероприятия (семинары, конференции, симпозиумы, конгрессы) организовывались и проводились силами сотрудников всех трех учреждений. Кроме того, на обсуждения рукописей диссертаций (как кандидатских, так и докторских) также приглашались все сотрудники. Многие праздничные мероприятия зачастую проводились также совместно, по скольку значительная часть омских этнографов работала в двух или трех вышеназванных учреждениях. В 2013 г. Российской академией естествознания Н.А. Томилову было присвоено почетное звание – основатель этнографической научной школы (сертификат № 00734) [Жигунова, 2014, с. 193].
Научный центр предполагает наличие профильных учреждений, высококвалифицированных кадров, разработанных теоретических концепций и значительный объем эмпирических исследований. Все это в полной мере соответствует Омскому научному этнографическому центру [Томилов, 2011]. О высоком уровне квалификации омских этнографов свидетельствует тот факт, что 8 выходцев из омской этнографии являются докторами наук, более 50 – кандидатами наук. Уникаль- на инфраструктура центра, состоящая из целого комплекса учреждений научно-образовательного, академического, культурологического и музееведческого профиля. В настоящее время Омский научный этнографический центр является крупнейшим этнографическом центром России, третьим после Московского и Санкт-Петербургского (Ленинградского). Решающую роль в его зарождении и становлении сыграло открытие в 1974 г. ОмГУ и связанное с ним появление автора идеи и основателя Омской этнографической школы Н.А. Томилова.
Анализируя историю ОНЭЦ, можно выделить три основных этапа его деятельности. Первый период (1974–1984 гг.) можно назвать «зарождением и детством» омской академической этнографии. Второй период – «юность» (1985–1993 гг.) – связан с основным институциональным оформлением ОНЭЦ и появлением в Омске специализированных этнографических учреждений – кафедры этнографии, историографии и источниковедения истории СССР в ОмГУ (1985 г.), Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН (Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН) (1991 г.), Сибирского филиала Российского института культурологии (Сибирского филиала Института природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева) (1993 г.). Следующий период – «зрелость» (1994–2020 гг.) – связан с активизацией научноисследовательской (в т.ч. теоретической), научно-организационной, публикационной, про све-тительской и общественной деятельности омских этнографов, массовыми защитами кандидатских и докторских диссертаций, вхождением в элиту отечественной этнографической науки. Свидетельством этого является их заметное участие в организации и проведении Конгрессов этнографов и антропологов России в качестве признанных руководителей секций.
Список литературы Структура Омского научного этнографического центра и периодизация его истории
- Жигунова М.А. Омская этнографическая научная школа // Вести. Ом. ун-та. - 2014. - № 3. - С. 193 -195.
- Захарова И.В., Томилов Н.А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX - начала XXI века. Омский этнографический центр. - Омск: Из-дат. дом "Наука", 2007. - 400 с.
- Томилов Н.А. Омский научный этнографический центр и его теоретические исследования // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В.А. Тишкова. - М.: Наука, 2011. -С. 319-336.
- Томилов Н.А., Жигунова М.А. Современный период омской этнографии // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ПАЭТ СО РАН, 2012. - Т. XVIII. - С. 406-409.