Структура, уровень и динамика киберэкстремизма в Российской Федерации
Автор: Ильиных Н.А.
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Дискуссионная трибуна соискателей ученых степеней и званий
Статья в выпуске: 3 (52), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению структуры, уровня и динамики экстремистских преступлений, совершаемых с использованием возможностей информационно-телекоммуникационных технологий (киберэкстремизм). Исследование основано на анализе материалов судебных решений и актуальных статистических данных. Сделаны выводы о том, какую часть составляют киберэкстремистские преступления в общей совокупности преступлений экстремистской направленности, а также о высоком уровне латентности отдельных киберэкстремистских преступлений. Определены категории населения, представители которых наиболее часто осуществляют публичные призывы к экстремистской деятельности в киберпространстве. Предложены рекомендации по использованию результатов исследования для противодействия экстремизму в России.
Криминология, экстремизм, статистика, информационно-телекоммуникационные технологии
Короткий адрес: https://sciup.org/140301945
IDR: 140301945 | DOI: 10.51980/2542-1735_2023_3_196
Текст научной статьи Структура, уровень и динамика киберэкстремизма в Российской Федерации
Сегодня крайне актуальной становится проблема противодействия таким наиболее общественно опасным преступлениям, как экстремистские. Согласно официальной статистике ГИАЦ МВД России, в период с 2019 по 2022 гг. наблюдается постоянный рост числа преступлений указанного вида: в 2019 г. их совершено 585; 2020 г. – 833; 2021 г. – 1057; 2022 г. – 1566. Данную проблему в своих исследованиях отмечают П.В. Тепляшин [14], Ю.В. Леонтьева и О.А. Овчинко [9], И.Л. Морозов и А.Э. Абрамов [12], А.М. Алхастов [3] и др.
Еще большую актуальность данная проблема приобрела в 2022 году. Прослеживается тенденция к значительному увеличению числа экстремистских преступлений, что отчетливо видно из анализа статистических данных, характеризующих географию данного вида преступности. Отмечается резкий рост числа экстремистских преступлений в столичных городах и приграничных с вновь присоединенными по итогам референдума 30 сентября 2022 г. южными субъектами Российской Федерации. В Москве с января по декабрь 2022 г. были зарегистрированы 280 таких преступлений, тогда как за аналогичный период 2021 г. – 59, прирост составил свыше 474%. Схожая ситуация наблюдается и в Санкт-Петербурге (+387%). Резкий рост числа преступлений указанного вида по итогам 2022 г. наблюдается в Республике Крым (+313%), Ростовской области (+247%) и Ставропольском крае (+187%). При этом в Республике Дагестан, которая исторически была лидером в этом отношении, число таких преступлений даже снизилось (-3,6%) [4].
Помимо вышеуказанного сегодня наблюдается тенденция к усилению роли средств информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ) в совершении всех видов преступлений. В январе-декабре 2022 г. были зарегистрированы 522,1 тыс. преступлений, совершенных с использованием ИТТ, что на 0,8% больше чем в 2021 г. Увеличился и удельный вес таких преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений (с 25,8% до 26,5%). Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России, почти три четверти (72,8%) киберпреступлений совершаются с использованием сети Интернет (342,5 тыс.; +1,9%), более трети (40,4%) – с помощью средств мобильной связи (190,1 тыс.; -5,6%)1.
С учетом повсеместного использования преступниками возможностей ИТТ значительной трансформации подвергся и способ совершения преступлений экстремистской направленности. По заявлению судьи Верховного Суда РФ Е.В. Пейсиковой, в 2020 г. до 90% осужденных за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности использовали в своей деятель- ности возможности сети Интернет2. Стремительное развитие возможностей ИТТ и всеобщая вовлеченность граждан в их использование создают благоприятную почву для преступников, распространяющих экстремистскую идеологию. Кроме того, при помощи современных технологий преступники активно организуют свою деятельность, а также осуществляют ее финансирование. Тенденцию к росту количества экстремистских преступлений с использованием возможностей ИТТ в своих исследованиях отмечают В.Ю. Мельников [11], О.В. Обернихина [13], Д.А. Акимова [2], В.Н. Макашова и Е.В. Чернова [10], Г.И. Узембаева [15] и др. Кроме того, все большую актуальность приобретает проблема резкого роста числа экстремистских преступлений, связанных с публичным распространением фейковой информации об использовании Вооруженных Сил РФ. При этом, как отмечает А.М. Абдулатипов, ключевую роль в данном процессе играет именно использование экстремистами возможностей социальных сетей и иных средств ИТТ [1].
Указанный факт в совокупности с высокой степенью общественной опасности экстремистских преступлений, совершаемых указанным способом, позволяет утверждать о необходимости выделить такие деяния в отдельную категорию – киберэкстремистские преступления (киберэкстремизм). Однако в связи с отсутствием в нормативных правовых актах закрепленного точного перечня экстремистских преступлений, а также с наличием множества различных мнений исследователей по данному вопросу охарактеризовать структуру киберэкстремизма путем определения соответствующего исчерпывающего списка преступлений на данный момент не представляется возможным.
Тем не менее, на наш взгляд, в структуре киберэкстремизма можно выделить следующие категории составов преступлений, обязательным признаком которых является

Вестник Сибирского юридического института МВД России
специфический способ их совершения, а именно использование средств ИТТ:
– экстремистские преступления, связанные с искажением информации в противоправных целях (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ, п. «в» ч. 2 и ч. 4 ст. 354.1 УК РФ) или с ее использованием в любых формах для распространения экстремизма (ч. 2 ст. 280 УК РФ, ч. 2 ст. 280.1 УК РФ, ст. 282 УК РФ);
– организация экстремистского сообщества и участие в его деятельности (ст. 282.1 УК РФ и ст. 282.2 УК РФ);
– преступления, связанные с финансированием экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

ч. 2 ст. 280 УК РФ
Общее число преступлений экстремистской направленности
Диаграмма 1. Доля публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности с использованием ИТТ в общей совокупности экстремистских преступлений
Указанные категории выделены на основе анализа материалов 103 судебных решений по преступлениям экстремистской направленности за 2020-2022 гг., в большинстве из которых в качестве способа совершения преступления использовались средства ИТТ. Отметим, что совокупность вышеприведенных составов преступлений не образует исчерпывающий список киберэкстремистских преступлений, однако они в целом дают общее представление о структуре данного вида преступности.
Отметим, что на сегодняшний день, согласно официальным статистическим данным ГИАЦ МВД России и Судебного департамента при Верховном Суде РФ, наиболее часто совершаемыми киберэкстре-мистскими преступлениями являются деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей или СМИ). В 2022 г. удельный вес данных преступлений составил 30,2% от всей совокупности зарегистрированных преступлений экстремистской направленности (473 из 1566). Данный показатель остается стабильно высоким на протяжении последних лет: 2019 г. – 44%, 2020 г. – 40%, 2021 г. – 43% (диаграмма 1).
В ходе проведенного анализа судебной практики по данным преступлениям удалось выявить наиболее часто

ВКонтакте
■ Одноклассники
Диаграмма 2. Социальные
сети, используемые
для распространения экстремистских материалов и привлечения новых последователей)
используемые экстремистами средства ИТТ. Установлено, что для указанных целей преступники наиболее часто использовали социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram» и «Facebook» (диаграмма 2).
На наш взгляд, приоритет отечественных социальных сетей для преступников обусловлен их наибольшей популярностью среди граждан России.
Однако сфера применения преступниками средств ИТТ не ограничивается исключительно осуществлением призывов к экстремистской деятельности.
На основе материалов судебной практики установлено, что новые возможности средств ИТТ активно используются экстремистами для организации и финансирования своей деятельности, а также для связи между собой. Для организации деятельности и связи экстремисты активно используют возможности мессенджеров с защищенными протоколами шифрования сообщений («Open Whisper Signal» у WhatsApp и «MTProto» у «Telegram»). Для финансирования экстремистской деятельности все чаще используются анонимные средства платежа (криптовалюта).
Кроме того, характеризуя способ совершения киберэкстремистских преступлений, следует отметить активное использование злоумышленниками средств ИТТ, позволяющих им скрывать свою личность и местоположение. В качестве примера такой технологии можно привести VPN (Virtual Private Network). Данная технология позволяет устанавливать защищенное соединение между устройством пользователя и Интернетом. Она шифрует данные, которые передаются через Интернет, и маскирует пользовательский IP-адрес, скрывая тем самым местоположение пользователя. В результате снижается эффективность деятельности правоохранительных органов по выявлению указанных преступлений и лиц, их совершающих. По нашему мнению, данный факт может свидетельствовать о высоком уровне латентности экстремистских преступлений, совершаемых с использованием ИТТ.
Характеризуя структуру лиц, совершивших указанные виды преступлений, отметим, что прослеживается тенденция к уменьшению количества преступлений, совершенных лицами в возрасте 18-29 лет. По состоянию на первое полугодие 2022 г. удельный вес осужденных по ч. 2 ст. 280 УК РФ лиц в указанной возрастной категории составил 32%. За аналогичный период 2021 г. данное значение составляло 42%. В научном исследовании И.В. Бурова содержится информация о том, что в 2018 г. в 57% случаев указанные преступления совершались молодыми людьми до 30 лет [5]. Д.Н. Еремин отмечает, что по состоянию на 2011 г. доля молодых людей, совершивших экстремистские преступления в Интернете, составляла 70% [6]. Таким образом, можно говорить об уменьшении количества лиц в возрасте до 30 лет, осуществляющих публичные призывы к экстремистской деятельности с использованием ИТТ, и увеличении их в возрастной категории от 30 до 49 лет. При этом в качестве главной цели своего деструктивного воздействия такие преступники чаще всего выбирают молодых людей в возрасте 18-29 лет.
Далее приведем еще ряд немаловажных фактов, характеризующих личность киберэкстремиста, на основе статистических данных Судебного Департамента Верховного Суда РФ. Установлено, что лица, осужденные за экстремизм с использованием ИТТ, чаще всего имеют среднее профессиональное (39,2%) или среднее общее образование (25,5%). Как правило, указанные виды преступлений совершаются людьми без постоянной работы (52,5%) либо представителями рабочих профессий (35,6%).
Традиционно доля указанных преступлений, совершаемых женщинами, является небольшой (в 2022 г. – 8,8%). Однако по сравнению с данными 2021 г. (5,7%) наблюдается увеличение показателя.
Подавляющее большинство осужденных за кибеэкстремистские преступления являются постоянными жителями данной местности (94,4%). Для сравнения: доля экстремистских преступлений, совершаемых без использования ИТТ постоянными жителями (на примере ч. 1 ст. 280 УК РФ), достигает 100%. Однако возможности ИТТ позволяют распространять экстремистскую идеологию из любой точки мира, чем активно пользуются злоумышленники. Кроме того, как отмечают В.В. Меркуев и О.В. Боброва, сегодня в указанных процессах растет роль экстремистских организаций, курируемых недружественными странами [4]. По нашему мнению, выявление их представителей и привлечение к уголовной ответственности в силу целого ряда технических и организационных проблем на сегодняшний день крайне затруднительно, что не может не отражаться на статистических данных.
Таким образом, установлено, что за последний год преобладающим мотивом совер- шения экстремистских преступлений вместо религиозного стал политический. Кроме того, наблюдается и резкое изменение в географии указанного вида преступности. Наиболее криминогенными стали приграничные с территорией Украины южные регионы России, а также столичные города. При планировании противодействия экстремизму следует обращать наиболее пристальное внимание на сложившуюся ситуацию.
Результаты исследования показали, что использование средств ИТТ играет все большую роль в совершении преступлений экстремистской направленности. Установлено, что подавляющее большинство данных преступлений так или иначе совершаются с использованием средств ИТТ. Наиболее часто встречающимся на данный момент являются преступления, связанные с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств ИТТ, а также деяния, связанные с распространением определенной фейковой информации в киберпространстве.
Отметим, что новые возможности современных технологий позволяют экстремистам наиболее эффективно и анонимно организовывать свою деятельность (ст. 282.1 УК РФ и ст. 282.2 УК РФ) и осуществлять ее финансирование (ст. 282.3 УК РФ). К тому же полагаем, что в результате использования экстремистами особенностей функционирования отдельных технологий значительное количество указанных преступных деяний остаются скрытыми от правоохранительных органов. Данный факт может свидетельствовать о высоком уровне латентности отдельных киберэкстремистских преступлений.
В результате исследования также установлено изменение среднего возраста совершения киберэкстремистских преступлений. Прослеживается тенденция к ежегодному снижению доли указанных преступлений, совершаемых молодыми людьми в возрасте 18-29 лет. В 2022 г. свыше 62% указанных деяний совершались людьми в возрасте 30-49 лет. Молодежь по-прежнему остается наиболее подверженной воздействию экстремистских идей, к тому же они наиболее активно используют в повседневной жизни мессенджеры, социальные сети и другие инструменты ИТТ, чем активно пользуются экстремисты более старшего возраста. О том, что молодежь сегодня активно вовлекается в экстремистскую деятельность, свидетельствуют результаты многочисленных научных исследований. Данная проблема по-прежнему актуальна, и ее решение требует дальнейшей научной проработки. Вместе с тем считаем, что при разработке мер профилактики и предупреждения киберэкстремизма необходимо уделять больше внимания населению средней возрастной категории, поскольку преступники именно указанного возраста наиболее часто осуществляют публичные призывы к экстремистской деятельности в киберпространстве, избирая своей целью молодых людей.
Список литературы Структура, уровень и динамика киберэкстремизма в Российской Федерации
- Абдулатипов, А.М. Уголовно-правовая характеристика публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности / А.М. Абдулатипов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2022. – N 2. – С. 121-126.
- Акимова, Д.А. Современные каналы формирования и распространения идей экстремизма и терроризма в молодежной среде / Д.А. Акимова // Экстремизм и терроризм в киберпространстве: угрозы миру и безопасности человечества: сборник статей по итогам III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. – С. 98-105.
- Алхастов, А.М. Актуальные проблемы молодежного экстремизма: юридический анализ, современные способы противодействия / А.М. Алхастов // Юридическая наука. – 2022. – N 7. – C. 130-134.
- Боброва, О.В. Радикальные религиозные организации угроза национальной безопасности и средства противодействия им / О.В. Боброва, В.В. Меркурьев // Обозреватель. – 2022. – N 10. – С. 106-126.
- Буров, И.В. Криминалистическая характеристика личности преступника-экстремиста в Интернете / И.В. Буров // Вестник науки. – 2019. – N 1. – С. 57-60.
- Еремин, Д.Н. Применение дерматоглифических исследований в решении следственных задач при расследовании преступлений, связанных с экстремизмом / Д.Н. Еремин // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2011. – N 9. – С. 138-142.
- Клейменов, М. П. Криминология в современном мире / М.П. Клейменов, И.М. Клейменов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2011. – N 1. – С. 5-13.
- Куликов, Е.А. Цифровой экстремизм: общее, особенное и единичное / Е.А. Куликов // Экстремизм и терроризм в киберпространстве: угрозы миру и безопасности человечества: сборник статей по итогам III всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. – С. 11-13.
- Леонтьева, Ю.В. Экстремизм в России: цифры и размышления / Ю.В. Леонтьева, О.А. Овчинко // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2020. – N 3. – С. 133-140.
- Макашова, В.Н. Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной среде / В.Н. Макашова, Е.В. Чернова // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2013. – N 9. – С. 328-335.
- Мельников, В. Ю. Преступления экстремистской направленности в Российской Федерации / В.Ю. Мельников // Журнал юридических исследований. – 2020. – Т. 5. – N 2. – С. 14-22.
- Морозов, И.Л. Государственная стратегия противодействия экстремизму в современной России / И.Л. Морозов, А.Э. Абрамов // Общество: политика, экономика, право. – 2020. – N 8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ngosudarstvennaya-strategiya-protivodeystviya-ekstremizmu-vsovremennoyrossi (дата обращения: 03.03.2023).
- Обернихина, О.В. Криминологическая характеристика киберэкстремистской преступности в России и способы ее профилактики / О.В. Обернихина // Экстремизм и терроризм в киберпространстве: угрозы миру и безопасности человечества: сборник статей по итогам III всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. – С. 29-34.
- Тепляшин, П.В. Криминологические аспекты идеологии молодежного терроризма в ин- формационно-телекоммуникационных сетях / П.В. тепляшин // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы: cборник научных статей всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск Национальной гвардии Российской Федерации, 2017. – С. 208-212.
- Узембаева, Г.И. Преступления экстремистской направленности, совершаемые с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Г.И. Узембаева. – М., 2016. – 24 c.