Структурная трансформация экономики и проблемы деловой активности хозяйствующих субъектов

Автор: Степашкина Светлана Николаевна

Журнал: Регионология @regionsar

Рубрика: Экономика региона

Статья в выпуске: 3 (48), 2004 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме промышленной полиции государства. В нем анализируются основные качественные структурные преобразования в экономике, предлагаются инструменты регулирования деловой активности хозяйствующих субъектов.

Короткий адрес: https://sciup.org/147222135

IDR: 147222135

Текст научной статьи Структурная трансформация экономики и проблемы деловой активности хозяйствующих субъектов

В течение последних двадцати лет российская экономика, как и общество в целом, находится в условиях непрерывного реформирования. Однако заметных качественных положительных изменений не происходит.

Низкая конкурентоспособность российской экономики объясняется объективными и субъективными факторами ее реформирования, которые во многом обусловливают невысокий долгосрочный потенциал экономического роста. Технологическая отсталость, как основная причина низкой конкурентоспособности на мировых рынках, определяет уровень качества отечественной продукции, корпоративного управления, отдачи на капитал и, как следствие, уровень инфляции. Невысокий уровень доходности и значительные риски остаются главной характеристикой российской экономики. Проблемы управления хозяйствующими субъектами являются главной причиной их высоких издержек, работы на рынке и его расширении. Это обусловливает значительную зависимость роста экономики от экспорта сырьевых ресурсов. Увеличение сырьевого экспорта вызвало расширение внутреннего спроса и стимулировало удовлетворение внутренней потребности.

2002 и 2003 гг. показали, что механизм роста экономики, основанный на рыночных переливах ресурсов по отраслевым цепочкам от сектора к сектору, не может быть устойчивым в силу неразвитости общехозяйственной конъюнктуры. Это объясняется непосредственным влиянием фазы экономичес кого цикла на приоритетное развитие одних

СТЕПАШКИНА Светлана Николаевна, доцент кафедры государственного и муниципального управления Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

отраслей по отношению к другим. Учитывая специфику ресурсного потенциала России, влияние на нее международной экономической политики, именно априорно приоритетные отрасли стали экспортообразующими, инвестиционно активными и во многом определяющими общее состояние экономики, наполнение ее бюджета. Наблюдается взаимосвязь между падением спроса на машиностроительную продукцию отечественных производителей во время снижения внутренних инвестиций нефтяного сектора. Так, рентабельность в консолидированном нефтяном секторе составляла в 2002 г. около 35 %, а средняя рентабельность в остальных отраслях промышленности не превышала 15 %. Все это свидетельствует о сохранении значительных перекосов как в структуре народного хозяйства России, так и в инвестиционной динамике, структуре рыночных цен.

Рыночная и общехозяйственная инфраструктуры развиваются очень медленно, что является причиной высоких транзакционных издержек, искажает знания о рыночной конъюнктуре, не позволяет выполнить функции обеспечения и слаженности отдельных частей проводимых рыночных реформ.

Высокая зависимость экономики от сырьевого сектора обусловливает значительные риски государственных финансов страны, перекосы в структуре экономики и растущие диспропорции между регионами России, снижает финансовую самостоятельность последних и вызывает необходимость дальнейшей централизации средств. По расчетам Минэкономразвития России, при затягивании с решением фундаментальных проблем и падении цен на нефть темпы роста составят в ближайшие 10 лет 1—2 % в год, а в отдельные годы может происходить некоторый спад1.

Положительная внешнеэкономическая конъюнктура в рамках действующей промышленной политики может обеспечить более высокие темпы роста, однако при этом сохраняется сырьевая направленность экономики и снижается долгосрочный потенциал ее развития. В результате при сохранении в целом положительной макроэкономической динамики происходит постепенное ухудшение структурных пропорций развития экономики на фоне недопустимо низкого уровня жизни и опасности утраты позиций страны в мировой экономике и политике. При этом перед российской экономикой в числе важнейших «системообразующих» задач определены ускорение экономического роста и удвоение валового внутреннего продукта за десятилетний период2

Решение этих задач позволит России войти в число передовых, конкурентоспособных стран, сильных в экономическом и военном плане, развитых с позиции институтов гражданского общества. Это требует задействования всех новых источников роста и в первую очередь увеличения несырьевого экспорта, импортозамещения, ускоренного развития новых секторов экономики (прежде всего рыночных услуг). Только в этом случае будут, на наш взгляд, обеспечены постепенная качественная структурная трансформация экономики и повышение на ее основе глобальной конкурентоспособности страны. В связи с этим большие надежды возлагаются на существенное увеличение в ближайшие годы доли несырьевых отраслей в формировании ВВП и экспорта, что должно стать подтверждением начавшейся качественной перестройки в структуре как экономического роста, так и экономики страны в целом.

Безусловно, медленное осуществление правительством преобразований в социально-экономической сфере и высокие цены на товары российского сырьевого экспорта, непринятие государством мер по полному изъятию природной ренты с одновременным снижением фискальной нагрузки на несырьевые сектора в решающей степени повлияли на условия конкуренции между секторами за привлечение ресурсов.

В XXI в. сильная, конкурентоспособная экономика не может существовать исключительно на эксплуатации сырьевых ресурсов и развитии соответствующих отраслей. Государство, являясь глобальным национальным хозяйствующим субъектом, встроенным в мировую экономику, изначально призвано решать внешние и внутренние экономические задачи. Оно обязано инициировать и стимулировать инновационный путь рыночного развития и нести за это ответственность. Проблема во многом усугубляется отсутствием анализа долгосрочного прогноза путей развития науки и производства, согласованного с бизнесом, научным сообществом и гражданским обществом.

Среди основных причин положительных структурных изменений в экономике, наряду с низким уровнем эффективности использования промышленного потенциала, финансовых и природных ресурсов, следует отметить недоиспользование такого важного стратегического ресурса, как человеческий фактор, являющегося главным генератором и исполнителем инновационных процессов развития производства. Назрела острая необходимость восстановления и развития заводской, отраслевой, фундаментальной и образовательной научной среды. Однако и здесь государству следует определить приоритеты в связи с ограниченностью финансовых возможностей, искать и стимулировать формирование иных национальных и межнациональных финансовых потоков. Уже в ближайшее время возможно обеспечить прорыв в секторах экономики, связанных с повышением комфортности жизни (ЖКХ), рациональным использованием природных ресурсов, использованием наукоемких производств (информационных, радиохимических технологий).

Весьма эффективным, на наш взгляд, было бы изменение фискальной политики относительно тех сфер и видов деятельности, которые в силу специфических особенностей независимо от состояния экономики являются высокоприбыльными и быстрооборачиваемыми (зубоврачебная практика, индивидуальное жилищное строительство, ритуальные услуги, автосервис, ветеринарное обслуживание и др.), а также пересмотр налогообложения предприятий отраслей экономического роста, которые интенсивно инвестировались государством (в т.ч. пищевой промышленности) для создания дополнительного источника финансирования производства и улучшения политики закупочных цен.

Для увеличения инновационного наполнения инвестиций, изменения сырьевой направленности экономики, стимулирования роста технологичных секторов, качественного улучшения структуры народного хозяйства с целью формирования механизма долгосрочного конкурентного экономического развития призвана «стратегия ускоренной диверсификации», разработанная Минэкономразвития России.

Эта стратегия и подкрепляющая ее программа реализации направлены на максимальное использование рыночных механизмов в управлении социальным и экономическим секторами народного хозяйства страны. Однако даже при обобщенной оценке эта программа, по нашему мнению, имеет ряд существенных недостатков, которые ставят под сомнение не столько сроки ее реализации, сколько достижение поставленной цели. Она носит ярко выраженный административный характер, так как предлагаемые в ней мероприятия в настоящее время находятся исключительно в компетенции органов государственного управления и могут решаться только с помощью прямого административного давления. Отметим, что любой программный документ может иметь успех, если при его реализации возникают центробежные тенденции, объединяющие интересы всех участников программы. При этом тенденции должны иметь место не только на стадии реализации, а более ранних стадиях проработки и разработки самой программы. Практика показала, что в тяжелейших условиях кризиса выжили и сохранили свою рыночную устойчивость хозяйствующие субъекты, создавшие собственную корпоративную культуру и изначально ориентировавшиеся на диверсификацию производства, максимально мобилизуя для этого творческую коллективную активность. Наглядным примером этому служат успех и неудачи предприятий ВПК.

Учитывая, что программа нацелена на диверсификацию производства на основе активизации инновационной политики предприятий, должна быть сформирована конкурентоспособная ассортиментная структура, открыты и завоеваны позиции на товарных рынках, в том числе новых, реформирована система управления, созданы условия для обеспечения внутренней и внешней экономической безопасности устойчивого развития на средне- и долгосрочную перспективу. Если у предприятия есть резервы для инновационного развития экспортного потенциала, то возникшая снизу (от него) инициатива на основе вновь сложившихся и открывшихся рыночных перспектив, безусловно, требует активной государственной поддержки.

Синергетика преумножает диверсификационные изменения на уровне более сложных (отрасль, регион, народное хозяйство) хозяйствующих субъектов. В результате создается новая народно-хозяйственная структура, в которой государство имеет именно регулирующую функцию.

В программе ускоренной диверсификации предусматривается изменение условий использования энергетических ресурсов, ценообразовательной политики в газовой отрасли. Если учесть, что доля транзакционных издержек и энергопотребления в себестоимости продукции предприятий во многих, особенно в машиностроительных, отраслях уже имеет значительный удельный вес, то есть все основания полагать, что реализация запланированных мероприятий приведет к резкому повышению цен на уже выпускаемую продукцию. На отечественном рынке это связано со снижением конкурентоспособности. Более того, хозяйствующим субъектам нужны средства на реализацию собственной программы диверсификации, и на уровне ожидаемого роста цен и ее цепной реакции изменение налоговых ставок вряд ли поможет аккумулировать для этого собственные средства. Следовательно, выполнение программы замедлится.

Период реализации программы (2003—2005 гг.) предполагает повышение открытости экономики, присоединение России к ВТО с одновременным открытием российского рынка для иностранных производителей, с которыми отечественные компании пока не могут конкурировать. Более того, отмены ограничений для российских товаров на западных товарных рынках пока нет. Кроме того неясно, почему хозяйствующему субъекту не под силу конкурировать на рынках развивающихся стран, ведь не обязательно при этом иметь в виду массовые товарные рынки. Хозяйствующий субъект, учитывая возможности диверсифицированной ассортиментной структуры, может быть активным экспортером собственной продукции на разноуровневые рынки, при этом одни могут органично дополнить другие.

Аксиоматично звучит утверждение о том, что России необходима сильная промышленная политика, обеспечивающая качественные структурные преобразования в экономике. Главный принцип программы — инновационность, ее основным ресурсом является человеческий фактор, а средством — деловая активность хозяйствующих субъектов. Промышленная политика должна быть направлена на повышение глобальной конкурентоспособности России. Необходимость достижения этого — одна из главных целей российского государства, начиная с периода реформ 1985 г., поэтому, используя новые рычаги и стимулы, основной государственной задачей должно стать регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов. В ней как в системе отражаются и реализуются все аспекты активности предприятия — инновационная, трудовая, инвестиционная, финансовая и социальная.

Список литературы Структурная трансформация экономики и проблемы деловой активности хозяйствующих субъектов

  • Кулешов В.В., Маршак В.Д. Технология экономического роста: как трактовать целевую установку экономики на ближайшие 10 лет // ЭКО. 2003. С. 9.
  • Как удвоить внутренний валовой продукт // Волга-бизнес. 2003. № 10. С. 4-5.
Статья научная