Субъект мошенничества в сфере предпринимательской деятельности
Автор: Лебедев А.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 12-4 (39), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется субъект мошенничества в сфере предпринимательской деятельности. Помимо общих признаков субъекта мошенничества, проводится анализ специальных признаков субъекта в экономических мошенничествах, а также изучаются некоторые вопросы квалификации и разграничения изучаемых мошенничеств со смежными составами преступлений. В рамках статьи делается вывод, о том что специальные признаки характеризуют субъект мошенничества, в сфере предпринимательской деятельности и в сфере страхования. Также указывается, что ряд особо квалифицированных составов, исследуемого мошенничества, содержат дополнительные признаки, характеризующие субъекта, как лицо, наделенное служебными полномочиями.
Мошенничество, экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, субъект преступления
Короткий адрес: https://sciup.org/170185923
IDR: 170185923 | DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11995
Текст научной статьи Субъект мошенничества в сфере предпринимательской деятельности
Субъектом преступления является лицо, способное и обязанное нести уголовную ответственность. Ч. 2 ст. 20 УК РФ Мошенничество (ст. 159 УК РФ), равно как и его особые виды (ст. 159.1-159.6 УК РФ)[1], не фигурирует в перечне преступлений, ответственность за которые начинается в возрасте 14 лет. Таким образом, за такое уголовное посягательство на собственность уголовная ответственность может наступить только с шестнадцати лет. С этого возраста, как показывает практика на протяжении многих лет, несовершеннолетний, по своему уровню психофизического развития, способен действовать разумно и может в полной мере осознавать социально опасный характер своих актов мошенничества и их возможные последствия.
Субъект, указанных типов мошенничества, должен быть вменяемым. В уголовном законодательстве нет определения вменяемости, однако оно легко вытекает из логического толкования законодательной концепции невменяемости. Так вменяемость есть способность лица во время совершения общественно опасного деяния осознавать общественную опасность и фактический характер своих действий (бездействия) и руководить ими [2].
В практике расследования и судебного преследования случаев мошенничества в области обязательного социального страхования вопросы вменяемости редко возникают из-за самого характера деяний.
Этот вид мошенничества требует от субъекта во многих случаях определенных знаний, навыков, опыта. Этими способностями лицо в шестнадцать лет может и не обладать. Но помимо больших и сложных махинаций в обществе по-прежнему совершаются простые и "легкие" мошенничества, которые могут понять и осуществить несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет. Именно поэтому законодатель установил возраст для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество в области социального страхования – 16 лет.
Помимо общих признаков субъекта преступления, привлекаемого к уголовной ответственности за мошенничества в сфере предпринимательской деятельности, Уголовный закон также выделяет субъектов, обладающих специальными признаками. Речь о некоторых случаях законодательного упоминания о специальном субъекте
Большинство исследуемых составов мошенничества характеризуются признаками общего субъекта, исключением явля- ется, пожалуй, мошенничество в предпринимательской сфере. Субъектом этого преступления является лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью: владелец предприятия (организации), руководитель (директор и т.д.), индивидуальный предприниматель, его представители.
Ряд особо квалифицированных составов (ч. 3 ст. 159.1-159.3, 159.5, 159.6 УК РФ) мошенничества содержат дополнительные признаки, характеризующие субъект, как лицо, наделенное служебными полномочиями. Полномочия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут определяться законом или другим нормативноправовым актом, а устав организации, договор, распоряжение и приказ не должны противоречить им.
Использование лицом его полномочий, вопреки законным интересам коммерческой или иной организации, должно пониматься широко: совершение определенных действий против целей деятельности организации, установленных законом и учредительными документами.
В этой связи Мошенничество, совершенное с использованием служебных полномочий, следует рассматривать в качестве специального состава по отношению к таким преступлениям, как злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) при условии, что использование служебных полномочий было целью совершения хищения чужого имущества.
Так, например, злоупотребление полномочиями частно-практикующим нотариусом может осуществляться в ходе осуществления нотариальных действий как в пределах его компетенции, так и вне его досягаемости. Это может включать в себя незаконное удостоверение сделок, неправомерное использование предоставленной информации, выполнение посреднических функций, подстрекательство к совершению сделок, искажение информации о клиентах, подготовку фиктивных завещаний, преднамеренное бездействие при обеспечении мер по защите наследства, и т.д.
Так, например, преступники, имея на руках генеральную доверенность, полученную под предлогом оказания содействия в обмене квартиры или расселении ее жильцов, оформляли договоры по купле-продаже жилья без участия владельца и без ведома последнего обеспечивали его выписку из квартиры.
Для того чтобы незаконно завладеть жильем граждан, мошенники также использовали фиктивные полномочия на право управления недвижимостью. В ряде случаев ущерб, нанесенный пострадавшим при реализации одной однокомнатной квартиры, достигал внушительных сумм [3]. При этом размер похищенного, как мы знаем самым непосредственным образом будет влиять на квалификацию преступлений [4].
Удостоверяя различные сделки с жильем, нотариусы иногда нарушают обязательные требования по обмену жильем. В частности, не проверяют наличие в договорах конкретных сумм денег, причитающихся за жилое помещение, а также неоговоренных дополнительных услуг или условий, которые в результате сделки должны быть представлены каждой из сторон (например, конкретные требования, которым должны соответствовать представляемые для обмена жилья), удостоверяют сделки с недвижимостью без выезда в квартиры граждан, которые в силу своих физических недостатков, не могут лично ознакомиться с текстом договора и сознательно были подвергнуты обману об условиях сделки [5].
В области банковского кредитования существуют также трудности с определением полномочий, лица, участвующего в мошеннической деятельности банковского служащего, что сказывается на степени общественной опасности его преступной деятельности и квалификации преступления.
Преступления, совершаемые руководителями банков, отличаются повышенной общественной опасностью, что связано с особым ущербом, наносимым ими финансовой системе и экономике в целом. Для наглядности отметим, что по данным наших исследований, полученных при изучении уголовных дел, руководителей коммерческих банков было привлечено к уголовной ответственности значительно больше, чем руководителей банков государственной системы. Заметное место в сфере банковского кредитования занимают преступления, субъектами которых являются ответственные сотрудники бухгалтерии банков и заведующие кредитными отделами. По сравнению с другими категориями банковских служащих они наиболее активно вовлечены в незаконные банковские операции.
Преступления в сфере банковского кредитования могут совершать не только работники банковских учреждений, но и представители предприятий с различными формами собственности (часто по сговору с банковскими работниками). Например, занимающие ответственные должности работники предприятий и организаций подделывают чеки, письма-гарантии, получают кредит и присваивают полученные денежные средства, создают лжепредприя-тия и совершают фиктивные расчетные операции с целью хищения чужого иму- щества или денег мошенническим путем.
Признаки специального субъекта преступления должны быть непременно отмечены в норме Особенной части УК РФ, что же касается факультативных признаков субъекта, то их детализация в норме уголовного закона не обязательна.
В качестве специального субъекта, следует выделить субъект мошенничества, в сфере страхования. Им является застрахованное вменяемое физическое лицо, дос- которого отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также его законный или действующий от него по доверенности представитель. К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации (проживающие на ее территории в общей сложности не менее 183 дней в календарном году), иностранные граждане и лица без гражданства.
В заключении настоящей статьи можно сделать следующие выводы:
-
1. Большинство исследуемых преступлений, характеризуются признаками общего субъекта, т.е., лицо физическое, вменяемое, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Специальные признаки характеризуют субъект мошенничества, в сфере предпринимательской деятельности и в сфере страхования.
-
2. Ряд особо квалифицированных составов (ч. 3, ст.ст. 159.1-159.3, 159.5, 159.6 УК РФ), исследуемого мошенничества, содержат дополнительные признаки характеризующие субъект, как лицо, наделенное служебными полномочиями. При этом,
мошенничество, совершенное с использованием служебных полномочий, следует рассматривать, как специальный состав по отношению к таким преступлениям, как злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) при условии, что использование полномочий по службе, явилось целью совершения хищения имущества.
тигшее шестнадцатилетнего возраста, у
Список литературы Субъект мошенничества в сфере предпринимательской деятельности
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/(дата обращения: 10.09.2019)
- Уголовное право Российской Федерации / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. Т. 1. - М., 2002. - 146 с.
- Гладких В.И. Криминологическая характеристика преступности Московской агломерации / В.И. Гладких, А.В. Борбат // Преступность в Московском регионе: состояние, особенности, тенденции. - М., 1998. - С. 60.
- Амиянц К.А. Размер как последствие в преступлениях в сфере экономики. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 65. - С. 19-24.
- Преступность в Московском регионе: состояние, особенности, тенденции. - М., 1998. - С. 59.