Субъективность как основа самодвижения личности

Автор: Хомутова Наталья Николаевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Научные сообщения

Статья в выпуске: 1 (9), 2009 года.

Бесплатный доступ

Личность является необходимым и определяющим звеном существования культуры. На современном этапе развития российского общества активная личность выступает как главное звено общества, нацеленное на идентичность и свободу. Интересна личность, способная и стремящаяся к самореализации, защищающая собственные права.

Личность, субъективность, индивидуализация, ценность, общество, автономия, самодвижение, цель, активность, творчество

Короткий адрес: https://sciup.org/14974284

IDR: 14974284

Текст научной статьи Субъективность как основа самодвижения личности

Как показывает практика исследования, личность отличает способность критически осмысливать конкретные исторические условия своего существования и вместе с тем противостоять этим условиям. Эти личностные особенности определяются ее качеством субъективности, способностью дистанцироваться от происходящего, располагать автономным мышлением. Характерно, что сама личность как социальный феномен определяется исторически в эпоху Возрождения, когда возникло «дистанцирование» индивидов от общества. Гуманизмом было впервые отмечено, что человек в обществе должен сам «сделать себя», найти в нем собственное место и свое положение. Несмотря на то что личность часто имеет особые «черты» своей эпохи, она всегда – определенный субъект, который имеет свой собственный мир и сам реализуется в нем.

Так, Н. Элиас обособление индивида и появление понятия «субъект» связывает с эпохой Ренессанса. Человек, ощущая себя субъектом, воспринимает мир как «объект», отделенный пропастью, а самого себя – как наблюдателя вне рамок остальной природы. Природа представлена им «ландшафтом», себя полагает как индивида, независимого от всех остальных людей [8, с. 89].

Обособление личности от внешнего окружения, ее попытка самоопределиться указывают на противоречивость взаимоотношений между индивидом и обществом, на потребность личности отстранять себя, чтобы стать источником критики, оценить и подвергнуть анализу какой-то факт социальной жизни. Как пишет А.Я. Гуревич, человек не только индивидуализируется в обособлении, но и становится источником социального прогресса. Подобная закономерность отмечена автором в материальной цивилизации, новых системах социальных связей, возникновении новых этических и религиозных моделей. Все это не что иное, как «многообразные проявления специфического типа личности, которая преодолевала в себе “родовое существо” и освобождалась от сословных ограничений, то есть индивидуализировалась» [3, с. 13].

Итак, личность индивидуализирована в действиях, направленных на изменение социального. Это подразумевает обособление, дистанцию от общества, владение собственной позицией. Личностная позиция создана в противовес не обществу, а того, что ее не устраивает в обществе. Позиция обусловлена, помимо экономических, политических, социальных и других интересов, личностной системой ценностей и приоритетами. Позиция личности в обществе подразумевает практику личностного «проектирования» своего поведения и отношений с миром других людей. Личность «выбирает себя», ориентируясь сна- чала на «дальнее» (цель или ценность), а через него – на ближнее (средства реализации). Если индивидуальность личности характеризуется постоянством, то качество субъективности по природе динамично и позволяет личности осмысливать незавершенные, несовершенные формы общественной жизни, и в этой связи субъективность – основа самодвижения личности к иному, должному порядку.

Анализ личности включает раскрытие такого ее качества, как субъективность. Это способность личности выделяться из своего собственного окружения, формировать различные виды отношения к нему и к себе, полагать цели и т. д. Субъективность по своей природе всегда не завершена по форме и содержанию, она выступает как отрицание внешнего, предметного существования человека и одновременно – как условие его глубинной включенности в свое социально-историческое время, в смыслы (современной человеку) культуры, в контекст общественной жизни.

Авторы, рассматривающие «субъективность», отмечают ее «выпадение» не только из мира природы, но даже из уже существующих общественных отношений, социальных ролей, функций и т. д. По словам Г.С. Батищева, человек как субъект культуры прогрессирует, обретая принципиально новые, ранее не данные возможности. Он имеет исторически обусловленную границу возможного и невозможного, но «только потому он и достигает этой фиксированной границы, что постоянно преодолевает, или трансцендирует, свою границу, постоянно отодвигает ее» [2, с. 96–97].

В личности как источнике потенциальных преобразований общества субъективность позволяет ей определять и чувствовать незавершенность социального и предметного. Она же становится источником неисчерпаемых возможностей нового, которые обнаруживаются в деятельности человека и выступают своеобразной «объективацией» субъективного мира личности. Творческое свойство субъективности определяет свободу личности, ее способность возвышаться над окружающими обстоятельствами и выходить за любые наперед заданные границы, то есть транс-цендировать. Осмыслить субъективность можно только изнутри, приобщившись к ее собственному способу бытия. «Проникнуть в

«ядро» субъективности – значит понять присущий ей способ полагания и обусловленную им смысловую характеристику всего внешнего, что оказывается в поле действования» [4, с. 41].

Ж.П. Сартр рассматривает субъективность как постоянное преодоление неполноты существования сознания (или бытия-для-себя), то есть как выявление и «заполнение» некоторого ничто, которое отделяет существование индивида от целостности [6, с. 118–119]. Личность чувствует незавершенность, поскольку всегда имеет желания и стремления к иному – к достижению каких-либо целей. И это стремление отличает личность, которая может быть завершена как индивидуальность, но остается постоянно открытой и «не полной» в своем присвоении и преобразовании современного ей общественного содержания. Именно поэтому личность – всегда переход к иному, который выполняется через свободу, ценностные ориентиры, через открытие новых возможностей, как в самой личности, так и в окружающей человека среде.

А.С. Ахиезер пишет: «Личность – субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений, деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему общественных отношений, саму человеческую деятельность, самое себя... Личность находится в проблемном отношении к осваиваемому материалу, что открывает возможность для его творческой интерпретации, изменения, развития. Все связи в обществе могут существовать, противостоять энтропийным процессам, если личность несет в себе ценности, конструктивную напряженность, направленные на воспроизводство, воссоздание, поддержание себя и мира. Личность, воспроизводя себя, воспроизводит культуру и социальные отношения, постоянно снимает противоречия между ними» [1, с. 166].

В трактовке личности философа М. Ше-лера дух выступает ее субстанциальной основой, которая способна проявлять активность, действовать через него. Уточняя понятие «дух», М. Шелер подчеркивает, что «дух есть единственное бытие, которое не может само стать предметом, и он есть чистая и беспредметная актуальность, его бытие состоит лишь в свободном осуществлении его актов». Та- ким образом, «центр духа, личность, не является... ни предметным, ни вещественным ее бытием, но есть лишь постоянно самоосуществляющееся в себе самом упорядоченное строение актов... Чтобы быть личностью, мы можем лишь самососредотачиваться, но не можем объективировать это бытие. И другие личности как личности не могут быть предметами. Достигнуть участия в них мы можем, лишь осуществляя вслед за ними и вместе с ними их свободные акты, “идентифицируя” себя... с волнением, любовью и так далее какой-нибудь личности и, тем самым, с ней самой» [7, с. 60–61].

Следовательно, М. Шелер выводит существование личности не из социума или других сфер общественной жизни, но из бытия человека, которое укоренено в духе – специфическом надличностном свойстве, выделяющем человека из природы и обеспечивающем ему собственно «человеческое» пространство са-моосуществления. Философ превращает саму социальность и культуру – как проявление человеческой субъективности – в коренное свойство бытия человека. Здесь-то и происходит то внутреннее различение между целым и частями, между условиями существования отдельного человека и самим отдельным (вещами, предметами), которое образует всю специфику «мира человека».

Поэтому М. Шелер закономерно подчеркивает, что «способность к разделению существования и сущности составляет основной признак человеческого духа, который только и фундирует все остальные признаки. Для человека существенно не то, что он обладает знанием... но то, что он обладает сущностью a priori или способен овладеть ею» [7, с. 60–63].

Итак, субъективность личности – основа ее самодвижения в осмыслении существующей реальности. Можно предполагать, что это самодвижение субъективности осуществляется в направлении того должного (всеобщего), которое выражено в цели. Субъективность как «ядро» творческой самореализации личности выступает гарантией ее свободы, поскольку личность всегда способна действовать непосредственно, несмотря на свою включенность в различные социальные отношения и ситуации. Именно поэтому субъективность как внутренний «план» (или свойство)

бытия личности позволяет сформировать собственную позицию личности.

Специфическая черта субъективности – ее незавершенность – характеризует универсальность и многомерность человеческой личности, которая способна осваивать мир в любых измерениях и проекциях, в любых модусах его бытия. Субъективность личности, однако, не ограничена сознанием и позициями конкретных индивидов. Она выступает как особая проекция социального целого на духовный мир и творческую способность (активность и свободу) личности.

Без своей духовной основы субъективность лишилась бы своей природы – постоянного «отделения», обособления от всего завершенного и определенного по форме. Она лишилась бы собственной свободы, трансцен-дирования, собственного субъективного пространства. Поэтому и перед человеком всегда открыт горизонт самосовершенствования, открыты новые возможности существования и самореализации.

Таким образом, «дух» выявляет некий «скрытый план» организованных действий или процессов, который содержит нормы развертывания и повторения этих действий, то есть он выступает скрытым системообразующим основанием. Субъективность как качество личности обеспечивает ее внутреннюю связь с миром ценностей. Религиозные верования и мистические интуиции, восприятие эстетических форм, следование нравственным заповедям – все это уровень трансцендентного бытия самой личности, которая именно поэтому способна возвышаться над самыми неблагоприятными и кризисными ситуациями, сохраняя ценностные ориентации и творческую направленность своего внутреннего мира. Именно в этом смысле Н.А. Бердяев подчеркивал, что основанием личности выступает свобода, которая осуществляется вопреки необходимости. Философ исходил из того, что свобода не обусловлена ни природной, ни социальной необходимостью. Более того, «она противостоит им, поскольку является первичной по отношению ко всякому бытию. Источник свободы находится не в душе и тем более не в теле человека, подчиненных природным закономерностям, а в духе. Человек самоопределяется изнутри – в меру победы в нем духа над душевно-природными стихиями» [5, с. 443].

Именно природа субъективности в функции развертывания нового, творческой активности, направленной на проблемы общественной жизни, на ее собственный смысл, отличает личность от индивидуальности. Последняя всегда «встроена» в данные общественные отношения как их типологическое проявление. Личность же возвышается над этими отношениями, хотя и существует через их содержание.

Список литературы Субъективность как основа самодвижения личности

  • Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. Т. 3/А. С. Ахиезер. М.: Филос. о-во СССР, 1991. 471 с.
  • Батищев, Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип/Г. С. Батищев//Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. С. 73-144.
  • Гуревич, А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе/А. Я. Гуревич. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2005. 424 с.
  • Иванов, В. П. Человеческая деятельность -познание -искусство/В. П. Иванов. Киев: Наукова думка, 1977. 252 с.
  • История русской философии. М.: Республика, 2001. 639 с.
  • Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии/Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. 639 с.
  • Шелер, М. Положение человека в космосе/М. Шелер//Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.
  • Элиас, Н. Общество индивидов/Н. Элиас. М.: Праксис, 2001. 336 с.
Статья научная