Субъективные гарантии правового статуса несовершеннолетнего

Автор: Купцова Ольга Владимировна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 21, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье освещаются субъективные факторы обеспечения реализации и охраны правового статуса лица, не достигшего совершеннолетия. Отражается влияние правового информирования и правовой активности ребенка и его законных представителей на правовое положение несовершеннолетнего. Отмечается постстатусный и предстатусный характер субъективных гарантий по отношению к формальному и фактическому правовому положению несовершеннолетнего соответственно.

Гарантии, несовершеннолетний, правовая активность, правовое информирование, правовое положение, правовой статус, правосознание, субъективные гарантии

Короткий адрес: https://sciup.org/14937876

IDR: 14937876

Текст научной статьи Субъективные гарантии правового статуса несовершеннолетнего

Правовой статус несовершеннолетнего представляет собой исторически обусловленную систему прав, свобод и обязанностей человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста, установленных с учетом его правосубъектности, принципов права, правовых ограничений и особенностей его юридической связи с родителями или иными законными представителями. Он определяется сферой возможного и должного для лица, не достигшего совершеннолетия.

В целях эффективного использования несовершеннолетним своих прав и свобод, исполнения возложенных на него обязанностей, удовлетворения законных интересов необходимы определенные условия, соответствующая обстановка – гарантии правового положения.

Гарантии традиционно рассматриваются в юридической доктрине как совокупность различных факторов, выступающих в качестве условий, средств, приемов и методов, обеспечивающих надлежащее осуществление чего-либо (в частности субъективных прав, свобод и обязанностей), что обеспечивает определенное положение (состояние). В широком понимании понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод личности, на устранение возможных препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления, на защиту субъективных прав от нарушений [1, с. 228–229]. «Все то, что в той или иной мере содействует достижению определенных результатов или обеспечивает определенное состояние, может быть расценено как гарантия соответствующей деятельности или состояния» [2, с. 35].

Прежде всего гарантиями правого статуса человека выступают объективно существующие условия (экономические, социальные, политические и иные факторы). Такие гарантии создаются не каждым отдельным индивидом, а обществом, государством, коллективом, то есть не зависят от воли и желаний того или иного человека, являются внешними по отношению к нему.

Вместе с тем эффективность реализации формального и охраны фактического правового положения несовершеннолетнего нельзя ставить в зависимость только от объективно существующих предпосылок. Субъективный фактор имеет здесь не меньшее значение: человек сам решает, использовать ли ему предоставленные государством возможности, отстаивать ли свои права, с какой степенью ответственности подходить к исполнению обязанностей.

Указанное в большей мере характерно для взрослого человека, достигшего определенного уровня социальной зрелости, необходимого для «взвешенного», осознанного принятия подобных решений, тогда как «специфика реализации несовершеннолетним субъективного права будет заключаться в том, что выбор средств и путей реализации данного права реже будет осуществляться самим несовершеннолетним, а чаще его родителями, усыновителями, опекунами или попечителями» [3, с. 36]. То же самое можно сказать и об охране правового положения несовершеннолетнего: она в значительно большей степени осуществляется его законными представителями, нежели им самим. При этом степень и границы их участия в обеспечении прав, свобод и обязанностей несовершеннолетнего зависят от его возраста, а также вида и основания правовой связи несовершеннолетнего с законными представителями [4, с. 45–46].

Субъективный фактор обеспечения реализации формального и охраны фактического правового статуса несовершеннолетнего выражается в правовой информированности, сознательности, социально-правовой активности, волевых и других личных качествах несовершеннолетнего и его законных представителей.

Правовые знания имеют огромное значение для оптимизации правового статуса несовершеннолетнего, поскольку создают необходимую теоретическую базу для реализации и охраны его субъективных прав и свобод, исполнения им и его законными представителями юридических обязанностей. «Естественно, что правила поведения, закрепленные в нормах права, непременно должны быть известны гражданину, поняты и осознаны им; это одно из условий … к реализации им своих прав и выполнению обязанностей» [5, с. 126].

И напротив, незнание содержания формального правового статуса приводит к тому, что несовершеннолетний и (или) его законные представители не используют имеющиеся возможности, либо злоупотребляют ими, либо не исполняют (исполняют ненадлежащим образом) субъективные обязанности, проявляя низкую правовую активность и (или) совершая противоправные деяния. Подобные явления не только умаляют права ребенка, но и препятствуют становлению гражданского общества, а государство, граждане которого юридически безграмотны, не может именоваться правовым.

Знание своих прав и обязанностей – необходимое, но не единственное условие успешной трансформации формального правового статуса в фактический. Имеющаяся информация зачастую не используется человеком в практической деятельности. Немалый процент граждан ограничивается простым прочтением или пассивным прослушиванием правовой информации, не используя ее для реализации имеющихся возможностей, равно как и для точного уяснения пределов и содержания возлагаемых обязанностей. При этом далеко не всегда «правовая апатия» обусловлена объективными факторами (например, отсутствием необходимых ресурсов) – ее причиной может быть низкая правовая активность субъекта.

«Проблема правового положения, как и вся проблема личности, сводится, в сущности, к вопросу о социальной активности человека … Права и обязанности индивида отпускаются ему не по какой-то абстрактной мерке – они зависят в своей реальности не только от общественных условий, … но и … от его личной активности», – пишет Г. Ханай [6, с. 115, 245]. С этим нельзя не согласиться. Полнота использования несовершеннолетним предоставленных возможностей, его отношение к исполнению обязанностей во многом зависят от личной инициативы и энергии самого ребенка и его законных представителей.

Выделение субъективных гарантий правового положения несовершеннолетнего, их теоретическое обособление от объективных факторов вполне оправданно. Это целесообразно и в теоретическом, и в практическом плане, поскольку содействует более глубокому исследованию обеспечения реализации и охраны правового статуса, отражает зависимость соотношения формального и фактического правового положения ребенка не только от государства и общественных объединений, но и от него самого и его родителей (усыновителей, опекунов, попечителей). Субъективные гарантии выступают необходимыми средствами реализации и охраны формального правового статуса несовершеннолетнего и одновременно важнейшей предпосылкой его фактического правового положения.

Ссылки:

  • 1.    Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. 304 с.

  • 2.    Зеленина О.А. Процессуальный статус участника уголовного судопроизводства и его изменение в досудебном производстве : дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 219 с.

  • 3.    Марковичева Е.В. Правовое обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. Коломна, 2003. 201 с.

  • 4.    Беспалов Ю.В. Реализация семейных прав ребенка : монография. М., 2002. 192 с.

  • 5.    Казимирчук В.В., Кудрявцев В.Н. Современная социология права : учеб. для вузов. М., 1995. 297 с.

  • 6.    Ханай Г. Социалистическое право и личность / пер. с нем. Ю.П. Урьяса и Н.А. Захарченко ; под ред. Н.П. Фарберова. М., 1971. 336 с.

Список литературы Субъективные гарантии правового статуса несовершеннолетнего

  • Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. 304 с.
  • Зеленина O.A. Процессуальный статус участника уголовного судопроизводства и его изменение в досудебном производстве: дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. 219 с.
  • Марковичева Е.В. Правовое обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. Коломна, 2003. 201 с.
  • Беспалов Ю.В. Реализация семейных прав ребенка: монография. М., 2002. 192 с.
  • Казимирчук В.В., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: учеб. для вузов. М., 1995. 297 с.
  • Ханай Г. Социалистическое право и личность/пер. с нем. Ю.П. Урьяса и H.A. Захарченко; под ред. Н.П. Фарберова. М., 1971. 336 с.
Статья научная