Субъективные гражданские права в гражданском праве России

Автор: Ланцова С.С.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 5 (9), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена определению субъективных гражданских прав. В статье рассматриваются концепции субъективных гражданских прав, признаки субъективных гражданских прав. Разграничиваются понятия «субъективное гражданское право» и «интерес».

Субъективное гражданское право, правоотношение, интерес

Короткий адрес: https://sciup.org/140278335

IDR: 140278335

Текст научной статьи Субъективные гражданские права в гражданском праве России

Права и возможности субъектов в нормах права сформулированы абстрактно. Принадлежать конкретным субъектам они начинают в рамках правоотношения, в котором они индивидуализируются. Таким образом, их называют субъективными. Субъективное гражданское право является основой всей системы осуществления гражданских прав, в связи с чем необходимо определить его понятие.

Дискуссионным остаётся вопрос структуры элементов субъективного права и их объёма, что отражается в свою очередь и на определении осуществления гражданского права. «Субъективное гражданское право есть мера дозволенного поведения субъекта гражданского правоотношения», -пишет Е.А. Суханов1. Подобное определение в различных формулировках, можно сказать, стало в науке традиционным, несмотря на отсутствие единообразия мнений. Субъективные права включают момент усмотрения, выбора вариантов имеющихся у лица возможностей. Субъекту правоотношений предоставляется свобода поведения. Предоставленные субъекту юридические возможности называются правомочиями. Многие учёные в содержание субъективного гражданского права включают триаду правомочий. Субъект может совершать самостоятельно юридические действия (или воздержаться от их совершения), требовать совершения таких действий от других лиц, а также защищать свои права в случае их нарушения. Если первые два правомочия не вызывают сомнений, то третье является дискуссионным, так как некоторые ученые называют право на защиту самостоятельным субъективным правом. Однако представляется, что это не так. Правомочие защиты присуще самим возможностям, заложенным в субъективном праве. Право на защиту зависит от нарушенного права. Будучи незащищенным от нарушений, субъективное право приобрело бы декларативный характер и не имело бы практической ценности.

В целом, касаемо понятия субъективного права можно выделить несколько концепций. Согласно одной из них под субъективным правом понимается предел определенного поведения. Субъективное право связывается со свободой лица и её пределами, это не только вид поведения, но и мера свободы лица. Так, О.П. Колесников пишет: «Субъективное право

– это свобода субъекта, ограниченная конкретными пределами»2. Несомненно, право не может быть безграничным, это является объективной необходимостью. Представители другого подхода в рамках данной концепции сужают понятие субъективного права до рамок возможного поведения, дозволенного поведения или объединяют признаки возможности и дозволенности (дозволенная законом мера возможного поведения).

Сторонники второй концепции считают, что субъективное право – это совокупность возможностей, обеспеченных обязанностями других лиц. «В данном случае право на собственное поведение (дозволение) рассматривается как обратная сторона запрета, действующего в отношении всех других лиц»3, - пишет Т.В. Дерюгина. Но нельзя отрицать то, что дозволение является самостоятельным способом регулирования, при котором субъектам предоставляется возможность определенного поведения. К тому же, не всегда возможности одного лица обеспечиваются действиями другого (если не учитывать пассивных обязанностей каждого, например, не нарушать права других лиц, что нельзя отнести к действию). Поэтому представляется обоснованным включать в состав субъективного гражданского права не только возможность требования совершения действий от третьих лиц, но и возможность самому совершать положительные действия.

Отличается от представлений других авторов мнение П.М. Филиппова, А.Ю. Белоножкина, которые считают, что «субъективное гражданское право - это отраженный в законе статус личности как управомоченной, независимой и свободной»4. Авторы отходят от традиционного представления о субъективном праве как меры дозволенного или возможного поведения, считая его недостаточным для раскрытия сущности понятия. Однако, представляется, что положения, предлагаемые авторами, являются дискуссионными, и понимание субъективного гражданского права как отражения правового статуса субъекта также не раскрывает рассматриваемое понятие полностью. Положительным моментом можно считать акцентирование внимания на носителе права, то есть субъекте права (в дефиниции, разработанной авторами, употребляется термин «личность», хотя данная категория, представляется, более относится к наукам психологии, философии, нежели права). В статус субъекта помимо прав входят как минимум обязанности, а значит, одно только субъективное гражданское право не может быть отражением статуса, оно является одним из его элементов. А.А. Кравченко справедливо отмечает, что нужно учитывать специфику научного определения, так как обратное приводит к тому, что многие определения субъективного гражданского права имеют в качестве определяющего понятия термин, не предназначенный для этого (мера, границы, статус, отражение)5. В связи с этим необходимо также отграничить рассматриваемое понятие от смежной категории «интерес». Наличие только интереса у гражданина не делает его управомоченным, к тому же, не все интересы могут быть защищены. Принадлежащие лицу права не всегда могут отражать его интересы, хотя, несомненно, в большинстве случаев подразумевается обратное. Можно сказать, что интерес не входит в содержание субъективного гражданского права, но оказывает на него определяющее воздействие, им руководствуется субъект в своих действиях. Законный интерес также является способом удовлетворения потребностей субъектов. Он рассматривается многими учеными как дозволение, для которого не всегда установлена соответствующая обязанность другой стороны в правоотношении.

Рассмотрев различные точки зрения по данному вопросу, следует выделить характеристики, позволяющие определить сущность субъективных прав: 1) они возникают на основе объективного права, являются совокупностью полномочий, принадлежащих отдельному субъекту и зависящих от его воли и сознания. Они являются средством реализации объективного права. 2) опосредуют дозволительно-диспозитивный метод гражданско-правового регулирования, что выделяет их отраслевой аспект; 3) основу субъективного гражданского права составляет притязание на определенные блага и какую-либо форму поведения. Это притязание позволяет что-то желать от других субъектов, совершать действия правового значения, выбирать имеющиеся варианты; 4) определяющее воздействие на субъективное гражданское право оказывает интерес; 5) обеспеченность права юридическими обязанностями субъектов и мерами государственного принуждения.

Таким образом, под субъективным гражданским правом можно понимать возникающую на основе объективного права совокупность полномочий, принадлежащую отдельному субъекту гражданского права и имеющую в основе притязание субъекта на какое-либо благо или форму поведения, обеспеченное обязанностями участников гражданских правоотношений и возможностью защиты со стороны компетентных органов.

Список литературы Субъективные гражданские права в гражданском праве России

  • Суханов Е.А. Российское гражданское право: учеб. в 2 т. Т. I. М.: Статут. 2011. С. 112.
  • Колесников О.П. Пределы субъективных гражданских прав // Журнал российского права. 2007. №12. С.39.
  • Дерюгина Т.В. Принципы осуществления гражданских прав: Монография // Т.В. Дерюгина. М.: Книгодел. 2010. С.8.
  • Филиппов П.М., Белоножкин А.Ю. Новое определение субъективного гражданского права и злоупотребление им. Волгоград. 2009. 248 с.
  • Кравченко А.А. Субъективное гражданское право: история развития понятия в цивилистической доктрине // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-1 (56). С. 101-106.
Статья научная