Субъективный портрет как метод идентификации человека
Автор: Карпушина Н.С.
Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz
Рубрика: Уголовно-правовые науки
Статья в выпуске: 3 (35), 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются частные особенности составления субъективного портрета преступника, а также проблемы возникающие в ходе его составления. Подчеркивается значимость данного метода для раскрытия преступления путем установления личности преступника, определения его мотивов в условиях отсутствия фото и –видеофиксации. Анализируется процесс изготовления субъективного портрета, в рамках существующей методики. Автором сделаны выводы относительно сложности и многоэтапности процесса, сочетающего в себе как научные методики, так и психологические особенности лиц, участвующих в составлении портрета. Особое внимание уделяется привлечению специалиста, обладающего навыками работы в специализированных программах, владеть техническими средствами, параллельно выстраивая психологический контакт с очевидцами и потерпевшими.
Субъективный портрет, внешность, установление личности, фоторобот, преступник, идентификация, мысленный образ, преступление
Короткий адрес: https://sciup.org/143184939
IDR: 143184939 | УДК: 343.98
Текст научной статьи Субъективный портрет как метод идентификации человека
В настоящее время многие частные методики расследования преступлений претерпели изменения вследствие качественной трансформации преступности. Внедрение новых информационных технологий изменяет механизм совершения преступления, делая его иным, что влечет невозможность раскрытия и своевременного предотвращения преступлений.
Так, расследование преступлений против собственности, в частности открытого хищения чужого имущества, несмотря на тенденцию снижения, продолжает сохранять свою актуальность [1, с. 148]. Сложности раскрытия указанных преступлений возникают в результате отсутствия материальной следовой информации, а также в случаях маскировки внешности, используемой злоумышленниками для невозможности их идентификации.
Отсутствие в распоряжении следствия объективных материальных следов, к которым, в частности, относятся записи с камер фото- или видеофиксации, актуализирует применение инструментов, основывающихся на субъективном восприятии очевидцев или потерпевших.
Таким образом, составление словесных и субъективных портретов иногда является единственным способом раскрытия преступления. В случаях применения маскировки внешности задача еще более усложняется, и специалист не просто описывает совокупность антропометрических признаков, а составляет комплексный образ преступника, включающий внешность, психофизиологические характеристики и поведенческие особенности.
Исследования психологов, изучающих проблемы восприятия человека человеком, показали, что очевидцы лучше воспринимают целостное изображение, а не его фрагменты. В случаях отсутствия фотоизображений по рассматриваемым преступлениям процесс установления лица, его совершившего, усложняется, поэтому составление словесного и субъективного портретов является обязательной, важной частью работы по розыску и идентификации преступника, требующей особого внимания к деталям и углубленного анализа личности преступника.
Так, в своих трудах О. П. Грибу-нов отмечает, что личность человека, совершившего противоправное деяние, становится объектом достаточно тщательного изучения и рассмотрения многих наук, включая криминалистику [2, с. 113]. Преступник – не просто человек, совершивший правонарушение, а лицо, переступившее грань закона, сложная личность со своими мотивами, историей и т. д. Его поступки могут быть обусловлены различными факторами – от самых банальных до глубоких психологических травм. В связи с этим составление субъективного портрета включает в себя не только описание внешних признаков человека, но и иную работу, например: установление психологического контакта с потерпевшим или очевидцем, соблюдение точных методических рекомендаций, анализ криминалистической характеристики преступления. Все эти факторы напрямую между собой не связаны, но влияют на работу специалиста, составляющего субъективный портрет.
Основная часть
Отметим, что составление субъективного портрета – важная стадия в процессе раскрытия и расследования преступлений. Для того чтобы субъективные портреты эффективно помогали следствию в розыске предполагаемого преступника, необходимо грамотно выстроить алгоритм действий специалиста по его составлению.
Эффективность работы специалиста по изготовлению субъективного портрета находится в прямой зависимости от логически исследованного и психологически грамотного общения с очевидцем [3, с. 25]. Данный процесс включает в себя анализ характеристик потерпевшего, которые могут повлиять на его восприятие внешности подозреваемого (психоэмоциональное состоя- ние лица, с которым работаем, род его деятельности, состояние здоровья (острота зрения), а также непосредственные характеристики нападавшего: степень физического развития, телосложение, наличие контакта с потерпевшим (разговор), поведение.
Указанные особенности позволяют создать более полное, достоверное и целостное представление о закономерностях развития и совершения подобных преступлений. Тщательная работа специалистов по наблюдению и анализу деталей внешности описываемого лица, выявлению ключевых моментов позволяет дать некоторые ответы и привести к успешному расследованию дела.
Практика изготовления субъективных портретов показала, что наиболее важным этапом является формирование у самого специалиста мысленного образа лица, чей портрет предстоит создать [4, с. 9]. Это отправная точка всего процесса. Наиболее целесообразно изготавливать портрет не позже двух–трех дней после произошедшего события. Это обусловлено тем, что сохраненный в памяти очевидца образ позволит максимально точно передать значимые черты элементов внешности, так как в минимальный период времени наблюдатель (потерпевший) способен уловить не только общие признаки внешности, элементы лица в целом, но и мельчайшие нюансы, особые приметы.
В случаях стабильного эмоционального состояния потерпевшего (очевидца) портрет можно составлять и спустя несколько часов после события, например, если потерпевший общался с преступником в спокойной обстановке, не подозревая о его намерениях, и формирование мысленного образа не подвергалось сильному эмоциональному воздействию.
Личная практика автора исследования позволяет сделать вывод о сложностях составления портретов преступника или группы лиц, совершивших деяние в ночное время. В таких случаях на составление субъективных портретов значительно влияет качество получаемой от потерпевшего (очевидца) информации. Также не рекомендуется составлять субъективный портрет, когда потерпевший находится в остром стрессовом состоянии. Психологическое состояние человека при проведении данного действия влияет на полноту и точность передаваемых специалисту сведений. Так, грабежи и разбойные нападения в большинстве случаев совершаются в вечернее время, поэтому после неотложных следственных действий на месте происшествия потерпевшие и очевидцы доставляются к специалисту в целях составления словесных и субъективных портретов. Зачастую это происходит глубокой ночью, люди испытывают голод и усталость, страх, физическую боль (в случаях применения насилия) эмоционально подавлены. Все эти факторы не позволяют получить полные и точные сведения о нападавшем лице, и, как следствие, качество полученного портрета будет неудовлетворительным, что, безусловно, негативно влияет на ход расследования.
Р. А. Денисов также отмечает в своей работе, что психоэмоциональное состояние влияет на память, искажает особенности воспроизведения определенных деталей, и лицо, имевшее зрительный контакт с преступником, находится в стрессовом состоянии [5, с. 101]. В таких ситуациях рекомендуется перенести процедуру составления портрета, чтобы обеспечить потерпевшему лицу возможность восстановиться и подготовиться к взаимодействию со специалистом в более спокойной обстановке. В данном случае специалист и следователь учитывают возможность причинения не только физического вреда потерпевшему, но и морального, что требует времени на восстановление. Сотрудникам правоохранительных органов необходимо в каждой конкретной ситуации оценивать состояние лица, которое привлекается к составлению портрета, и выбирать соответствующие время. Оптимальными являются первые 2–3 часа после совершенного преступления. Затягивать с допросом очевидца не стоит, т. к. спустя длительное время после совершенного преступления положительных результатов не будет. Любой потерпевший постепенно забывает преступление. Это естественная, защитная реакция психики и памяти. Впоследствии при изготовлении портрета забытое невольно восполняется элементами домысла и фантазии.
В практике автора статьи неоднократно были ситуации, когда до составления субъективного портрета потерпевшие и очевидцы начинали вспоминать отсутствующие элементы (признаки) внешности преступника, используя фантазию или элементы внешности известных лиц (актеров, репортеров, спортсменов), в результате чего получался результат, не соответствующий действительности.
В связи с вышесказанным всем очевидцам и потерпевшим, состояние которых не позволяет соста- вить портрет непосредственно после случившегося, не рекомендуется искать изображений похожих на преступника лиц в средствах массовой информации, сети Интернет.
Специалист, убедившись в том, что психологическое и эмоциональное состояние потерпевшего удовлетворительное и он готов к составлению субъективного портрета, непосредственно переходит к этапу сбора информации о внешнем облике лица, совершившего преступное деяние. Здесь необходимо анализировать и интерпретировать собранную информацию, выявить ключевые аспекты, которые наиболее полно и точно отражают сущность личности.
Желательно создать потерпевшему атмосферу спокойствия и безопасности, где он сможет чувствовать себя комфортно. Составляя портрет, также следует использовать различные методы, такие как наблюдение и беседа, что позволит воспроизвести полное и точное представление о преступнике.
Необходимо помнить, что составленный субъективный портрет не может быть точной копией (или фотографией) лица, он лишь отражает мысленный образ, создавшийся у потерпевшего или очевидца. Как указывает И. А. Миронов, «нет цели получить портрет того же самого человека, которого видел очевидец, делается попытка создать похожее на него изображение» [6, с. 219].
Согласно мнению В. А. Снеткова, участниками по изготовлению субъективного портрета являются: инициатор изготовления субъективного портрета (следователь, дознаватель, оперативный сотрудник); специалист по изготовлению субъективного портрета (специа- лист), потерпевшие и очевидцы события, а также иные участники, которые могут быть привлечены к его изготовлению (психолог, педагог) [7, с. 9]. Специалистом по изготовлению портрета являются сотрудники экспертно-криминалистического подразделения МВД России, правоохранительных органов, которые прошли специальную подготовку по данному направлению и имеют соответствующие навыки.
Составление субъективного портрета со слов потерпевшего (очевидца) осуществляется на основании задания, содержащего сведения о совершенном преступлении.
В настоящее время в системе МВД России изготовление субъективного портрета осуществляется преимущественно в программе «ФРС» (фоторобот серый) или «Облик». Эти программы позволяют сделать визуальное представление конкретного человека (преступника) на основе его индивидуальных особенностей и описания.
Так, в своей работе А. М. Зинин указывает, что в последнее время активизировалась работа по обучению навыкам изготовления субъективных портретов посредством применения программного обеспечения [8, с. 41]. В связи с высоким спросом изготовления субъективных портретов автоматизированными системами программное обеспечение требует постоянной модификации и обновления методов и средств, используемых для идентификации личности.
Разработаны и другие программы по составлению субъективных портретов, включающие в себя более масштабное и объемное изображение лица человека, например, программа Klim-3D, которая используется для создания субъек- тивных портретов (фотороботов) путем «живого» моделирования трехмерного изображения лица1. Однако не все они нашли применение в системе ЭКЦ МВД России.
Процесс составления субъективного портрета начинается с детального анализа характеристик, которые важны для точного и наглядного воспроизведения. Ключевыми аспектами являются форма лица, глаза, тип волос, нос, рот, а также эмоции. Каждая из этих характеристик является неотъемлемой частью восприятия внешности и может существенно влиять на процесс идентификации личности. Также ключевую роль играют и особые приметы, так как именно они помогают создать более глубокое представление о личности. Эти приметы, будь то физические особенности или характерные черты поведения, например, шрам на лбу или родинка на носу, помогут специалисту воспроизвести портрет лица, совершившего преступное деяние, с максимальной точностью.
Далее составленный портрет помещается в картотеку субъективных портретов. В карточке должно быть представлено максимально полное описание примет разыскиваемого преступника. Важно при заполнении карты учитывать следующие особенности: изображения лиц помещаются на информационные карты, выполненные в масштабе, при котором расстояние между центрами зрачков глаз составляет 20 мм, элементы лица должны составлять единое целое (без сдвигов элементов относительно друг друга в единой полутоновой гамме). Несоблюдение указанных особенностей может привести к искажению и недостоверности полученного портрета.
Далее приведем примеры субъективных портретов неудовлетворительного качества с типичными ошибками при изготовлении (см. рис. 1–4). Приведенные примеры получены курсантами ВосточноСибирского института МВД России на практических занятиях по дисциплине криминалистика.
Рис. 1. Субъективный портрет неудовлетворительного качества
Рис. 2. Субъективный портрет неудовлетворительного качества
Рис. 3. Субъективный портрет неудовлетворительного качества
Рис. 4. Субъективный портрет неудовлетворительного качества
Так, при составлении вышеприведенных субъективных портретов были допущены следующие ошибки: несоответствие пропорций лица, создающее впечатление о наличии отклонений во внешности у разыскиваемого лица (уродливости), общий фон изображения лиц контрастный, что не позволяет объективно оценить изображение в целом.
Указанные обстоятельства не позволяют считать полученные результаты достоверными и в полной мере применять портреты для розыска и идентификации граждан. Чтобы избежать ошибок при изготовлении субъективного портрета, необходимо знать важные моменты, касающиеся точности описания. Чем точнее будет описание внешности, тем больше вероятность изготовления достоверного портрета преступника. Как указывает Р. А. Усманов, сотрудникам полиции необходимо знать (независимо от принадлежности к тому или иному подразделению) основы технологии изготовления субъективных портретов с целью недопущения вышеперечисленных ошибок [9, с. 102].
Если субъективный портрет будет изготовлен в соответствии с указанными рекомендациями без ошибок, то вероятность составле- ния качественного портрета, а в дальнейшем и процесс установления личности и раскрытия преступления будет намного эффективнее.
Далее приводятся примеры портретов, полученные при соблюдении рекомендаций (см. рис. 5–8 приведенные примеры получены курсантами Восточно-Сибирского института МВД России на практических занятиях по дисциплине криминалистика.).
Рис. 5. Субъективный портрет удовлетворительного качества
Рис. 6. Фотография человека
Рис. 7. Субъективный портрет удовлетворительного качества
Рис. 8. Фотография человека
Так, анализ представленных фотографий и субъективных портретов, выполненных согласно приведенным рекомендациям, позволяет прийти к выводу, что только грамотная работа с потерпевшим (очевидцем), а именно полнота описания внешности, подробности описания произошедшего, объективная оценка получаемой информации позволяют добиться высоких результатов.
Выводы и заключение
В завершение следует отметить, что изготовление субъективного портрета – это не просто работа специалиста, а целый процесс, насыщенный глубокими аналитическими размышлениями и подходами. Яркий пример этого – приведенные выше субъективные портреты, экспериментально изготовленные с нарушением рекомендаций, изображения на которых не позволяют идентифицировать человека, в то время как соблюдение всех приведенных рекомендаций позволило получить хорошие наглядные результаты.
Необходимо добавить, что каждые деталь, черты лица и жест имеют большое значение, помогая восстановить истинную картину произошедшего. Задача специалиста не сводится лишь к технической стороне, использованию оборудования или алгоритмов. Она включает в себя психологический анализ, а именно понимание человека и его способностей, чтобы удачно передать суть образа из воображения в портрет разыскиваемого лица.
В конечном итоге создание субъективного портрета – это сотрудничество науки и искусства, где каждое изображение становится уникальным отражением реальности, а также важным шагом к раскрытию преступлений и как цель – восстановлению справедливости.