Субъектный подход к проблеме ментальности

Бесплатный доступ

Ментальность, субъектно-деятельностный подход, субъект, образ мира в социальной психологии

Короткий адрес: https://sciup.org/14720443

IDR: 14720443

Текст статьи Субъектный подход к проблеме ментальности

Познание повседневной реальности личностью — это не просто фиксация существующих в мире связей и отношений, но и их конструирование. Это означает, что человек осуществляет более или менее систематическое описание структур социального мира, какими он видит их, что не обязательно совпадает с тем, каковы они на самом деле.

А. Н. Леонтьев отмечает, что в действительности человек строит не мир, а образ, активно вычерпывая его из объективной реальности, и главное состоит не в том, как, с помощью каких средств протекает этот процесс, а в том, что получается в результате этого процесса — образ объективного мира, объективной реальности. Образ более адекватный или менее адекватный, более полный или менее полный, иногда даже ложный1. Но это ни в коем случае не есть субъективно приписываемый миру смысл. Это переход через границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру, к миру смыслов и значений.

Образ мира в социальной психологии есть совокупность значимых свойств в структуре жизнедеятельности субъекта, где значение есть система координат, по которым субъект (личность, группа) осуществляют построение и изменение объективной реальности, что и является условием многообразия видов социального поведения. Основанием «образа мира», «картины мира», «схемы реальности», его ядерным уровнем символической репрезентации служит формирование психики человека на основе системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Система этих значений и образует отраженное пространство деятельностей челове ка в реальном мире, которые строятся по законам этого мира, а не произвольно конструируются субъектом.

При этом на первый план анализа выступает понятие ментальности. Ментальность, отмечает Т. В. Иванова — термин, стремительно ворвавшийся в лексикон многих гуманитарных наук. В терминах социальной психологии — это выражение группового сознания в историческом времени и географическом пространстве. Ментальность раскрывается через категории системности, субъектности и деятельности, выступая сложной системой, вбирающей в себя многие элементы и определяя логику их взаимоотношения. Ментальность всегда порождает рядом «родительный падеж» в виде ответа на вопрос: ментальность чего? — Субъекта. Абстрактной простой ментальности не существует, как не существует ментальности вне сознания, психики, истории и географической территории. Субъекта субъектом делает деятельность, в процессе которой и вырабатываются «общие правила» совместного бытия и единая логика взаимодействия культуры и психологии2.

Для раскрытия сущности понятия ментальности предлагается использовать субъектно-деятельностный подход, основы которого заложили А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Ан-цыферова, К. В. Бардин, В. А. Барабанщиков, Е. А. Сергиенко и др.

Субъект — это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности. Это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающее единство, целостность всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. Человек — это субъект, творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути в определенных социально-экономических условиях. Он инициирует и осуществляет специфические челове-

* Публикуется при финансовой поддержке РГНФ (грант 07-06-23605а/В)

ческие виды активности: творческой, нравственной, свободной, ответственной.

В самом полном и широком смысле слова субъект — это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом. Поскольку любой человеческий индивид всегда находится внутри человечества, различных общественных групп, его психика изначально является социальной. Социальность не означает, что индивид как субъект, находясь внутри человечества, лишь воспроизводит усваиваемую культуру и потому не выходит за пределы достигнутого обществом. Каждый человек в силу своей уникальности, неповторимости, незаменимости участвует в развитии культуры и общества. В итоге каждый индивид — это неразрывно развивающееся единство социального, общественного и индивидуального как (соответственно) всеобщего, особенного и единичного3.

Таким образом, для субъектного подхода субъект, в его самом широком смысле понимания, представляет собой человечество в целом, государство, нацию, этнос, общество. Субъект всегда есть элемент системы, которая сама может выступать в роли целостного субъекта. Вследствие того что категория ментальности без соответствующих теоретических дополнений имеет обезличенный характер, субъектно-деятельностный подход определяет ее сущность через категорию субъекта. Тогда из неопределенного термина «ментальность» она раскрывается как «ментальность субъекта». К. А. Абуль-ханова выделяет субъект деятельности, субъект жизненного пути, субъект общения. Соответствующий уровень субъектности (цивилизация, нация, индивидуальное сознание) будет определять уровень обобщения, на котором используется понятие ментальности. При этом каждый уровень имеет свою специфику и отличительные черты.

Если под субъектом понимается все человечество, то ментальность человечества — это цивилизация, если же субъект — народ, то «ментальность народа» — это культура. Ментальность «исторической эпохи» (субъект — историческая общность людей) выступает как «обыденное сознание»; мен тальность человека (собственно субъекта) — ментальный мир человека. Иерархия субъектов исходит из структуры человеческого общества.

В культуре, выступающей как ментальность определенного уровня субъектного обобщения, можно выделить составляющие, характеризующие ее как проявления ментальности: культурные ценности как проявления группового сознания, историческое время — культура неотделима от истории, и географическое пространство культуры. Культура — высшая стадия развития ментальности. Так как понятие культуры индивидуализировано для каждого уровня субъектности, говорят, что каждая культура складывается из культурных традиций и культуры каждого человека.

Культура на уровне индивидуального сознания проявляется в ее влиянии на становление и развитие субъекта, личности, в определенных культурных и исторических условиях. Обоснованием данного положения могут служить выделяемые исследователями культурные вариации самого понятия личности, рассматриваемые, в частности, в оппозиции «Запад — Восток». Так, для «западной» модели личности, в основе которой лежит канон человека Нового времени, характерно представление о том, что личность формируется, проявляется и познает себя прежде всего через свои деяния, в ходе которых она преобразует материальный мир и самое себя. Восточная модель личности, напротив, не придает значения предметной деятельности, утверждая, что творческая активность развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не аналитически, а в акте мгновенного озарения. Если для «западной» культуры характерно представление о человеке как об автономном субъекте, поощрение предпочтений личных целей, то для восточной культуры, напротив, характерны утверждение примата группы над индивидом, поощрение предпочтения групповых целей4. Влияние культуры обнаруживается и на когнитивные процессы, что отражено в различиях самокатегоризации индивидуалистической (западной) и коллективистической (восточной) культур. Так в представлениях о себе в культуре индивидуализма преобладают персонологические высказывания, отража-

ФИАОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ющие личностный полюс идентичности, а в самоописании членов коллективистической культуры — высказывания, связанные с социальными ролями и взаимозависимостя-ми, характерными для социального полюса идентичности5.

Субъектно-деятельностный подход к проблеме ментальности заключается в наложении схемы иерархически соподчиненных друг с другом субъектов на системное понятие ментальности, что позволяет под черкнуть ее структуру, логичность, много-уровневость. Социально-психологическое понятие ментальности с позиции субъектно-деятельностного подхода может быть уточнено следующим образом: ментальность представляет собой многоуровневую систему для обозначения своеобразия проявления группового сознания в историческом времени и географическом пространстве относительно определенного уровня субъектности.

Список литературы Субъектный подход к проблеме ментальности

  • Леонтьев А. Н. Образ мира//Мир психологии. 2003. № 4. С. 10-18.
  • Иванова Т. В. Ментальность, культура, искусство//Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 168-177.
  • Брушлинский А. В. Психология субъекта//Психологический журнал. 2003. № 2. С. 7-14.
  • Белинская Е. П. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов. М., 2001.
Статья