Субсидиарная ответственность юридических лиц при банкротстве

Автор: Лихих Е.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 12 (43), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются положения реформы о субсидиарной ответственности контролирующих лиц при банкротстве. Автором проводится сравнение доктрины «снятие корпоративной вуали» и института субсидиарной ответственности. В статье анализируются значимые нововведения, внесенные законодательством о банкротстве и механизмы их работы.

Корпоративное право, юридическое лицо, "снятие корпоративной вуали", субсидиарная ответственность, банкротство

Короткий адрес: https://sciup.org/140235281

IDR: 140235281

Текст научной статьи Субсидиарная ответственность юридических лиц при банкротстве

Юридические лица, созданные в различных организационно-правовых формах, на современном этапе развития своей деятельности должны соблюдать определенные правила своего регулирования и нести ответственность за свои действия в качестве регуляторов общественных отношений. В корпоративном праве закреплены нормы, призванные обеспечивать контроль над соблюдением добросовестных действий руководителей компаний.

Огромная роль в решении вопросов, связанных с определением ответственности юридического лица, отведена доктрине «снятия корпоративной вуали», которая часто применяется зарубежными судами. Ее влияние особенно значимо в странах общего права. Суть доктрины заключается в выявления фактических корпоративных отношений и преодоления ограниченной ответственности корпорации и её участников1. В нашей стране еще не выработано однозначное применение судами положений доктрины, но уже были вынесены некоторые решения, обоснованием по которым основывались на положениях доктрины.

Доктрина «снятие корпоративной вуали» тесно связана с субсидиарной ответственностью юридических лиц. В статье акцент делается на рассмотрение вопросов ответственности контролирующего лица за подконтрольными ему компаниями. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим субсидиарную ответственность юридических лиц при банкротстве является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Институт банкротства весьма интересен для ученых и юристов, о чем свидетельствует большое число работ, посвященных разрешению вопросов в сфере банкротства. Так, в своей работе «Отдельные проблемы оспаривания в рамках процедуры банкротства сделок «с предпочтением» С.И. Ковалев полагает, что институт (несостоятельности) банкротства влияет в части на работу судебную системы, от его результатов зависит эффективность взыскания денежных средств с должников2.

В статье «Оспаривание сделок должника: сравнительно-правовые аспекты, доктринальное толкование и правоприменительная практика» С.В. Одинцова рассматривается один из эффективных правовых инструментов в делах о банкротстве, предоставляющий возможность оспаривания «подозрительных» сделок должника с целью пополнения конкурсной массы в результате возврата в нее ранее отчужденного имущества3.

29 июля 2017 года был принят Федеральный закон № 266-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» («Закон о банкротстве») в части облегчения привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам должника-банкрота4. Законом вводится измененное определение конструкции «контролирующее лицо», а также последовательность привлечения его к ответственности.

В соответствии со ст. 61.10. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Примечается, что законом вводится нововведение, в соответствии с которым контролирующее лицо освобождается от субсидиарной ответственности, либо ее размер можно уменьшить, при осуществлении лицом функций органа управления номинально, а также наличие сведений, доказывающих фактический контроль контролирующего лица над должником и обнаружение скрытого имущества.

Интересно также отметить, что теперь кредиторы имеют право выбора способа распоряжения своим правом требования к контролирующему лицу, а именно взыскать долг самому, продать право требования на торгах или уступить его другому кредитору. Учитывая то что, если кредитор не реализует свое право на выбор такого способа, в качестве общего правила применяется именно продажа права требования на торгах5.

Стоит отметить то, что немаловажным нововведением стала норма о поощрении действий арбитражных управляющих в виде увеличения вознаграждения, что призвано повысить роль субсидиарной ответственности при рассмотрении дел, касающихся банкротства юридических лиц. Так, Законом предусмотрено, что арбитражный управляющий, подавший заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующего лица, теперь сможет получить 30% средств, поступивших в конкурсную

5 А. Ефимов//Статья/О реформе ответственности контролирующих лиц в РФ URL:  URL:

(дата обращения: 14.12.2017 г.)

массу в связи с привлечением контролирующего лица к субсидиарной ответственности6.

В статье «Изменения в Закон о банкротстве. Новые положения о субсидиарной ответственности контролирующих лиц» В. Тукманов отмечает то, что согласно сложившейся судебной практике на текущий момент кредиторам или конкурсному управляющему практически невозможно привлечь к ответственности лицо, формально не отвечающее критериям, установленным прежней редакцией Закона о банкротстве. Так, например, при рассмотрении дела № А40-51764/14, суды трех инстанций не признали контролирующим должника лицом, участника, владеющего 49% процентами долей уставного капитала компании7.

Еще одним новшеством является право контролирующих лиц заключать мировое соглашение с кредиторами. В Законе закреплено то, что соглашение может быть утверждено только в отношении всех лиц на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности, и в отношении всех лиц на стороне лица, привлекаемого к ответственности. При этом закон требует единогласного одобрения условий мирового соглашения всеми лицами на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности.

Внесенные законом поправки вступили с 30 июля 2017 года. Положения, связанные с рассмотрением заявлений о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности после признания должника банкротом, применяются к заявлениям, если процедуры конкурсного производства прекращены после 1 сентября 2017 года.

В заключение, следует отметить то, что реформа субсидиарной ответственности юридических лиц при банкротстве является весьма многогранной, т.к. содержит большое количество изменений по существенным вопросам, касающихся банкротства. Нововведения носят положительный эффект, призваны облегчить ответственность кредиторов в получении законных денежных средств с недобросовестных владельцев. В последующем указанные новшества помогут предотвратить злоупотребление правом и защитить добросовестных участников корпоративных отношений.

"Экономика и социум" №12(43) 2017

Статья научная