Сущность и эффективность тренингов мотивации

Автор: Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Шумилин А.П., Бабушкин Е.Г.

Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd

Рубрика: Психолого-педагогические аспекты становления и воспитания личности

Статья в выпуске: 1 (36), 2009 года.

Бесплатный доступ

Педагогическая практика последних лет доказывает эффективность тренингов для формирования и сохранения мотивации к учебной, трудовой, спортивной деятельности. В данной статье приводится характеристика мотивационных тренингов для работы со спортсменами-единоборцами.

Мотивационный тренинг, спортсмены-единоборцы, психологическая готовность

Короткий адрес: https://sciup.org/14988855

IDR: 14988855

Текст научной статьи Сущность и эффективность тренингов мотивации

В формировании мотивации к различным видам человеческой деятельности (учебной, трудовой, спортивной) в последнее время стали все шире использоваться мотивационные тренинги (2; 3; 4; 5; 8; 10; 13 и др.). Используются мотивационные тренинги и при подготовке специалистов правоохранительных органов. Анализ содержания и сущности позволил нам модернизировать их для спортивной деятельности единоборцев – боксеров и дзюдоистов. В своей работе мы использовали следующие мотивационные тренинги: причинных схем, личностной причинности, тренинг внутренней мотивации, тренинг мотивации достижения.

При обосновании методики применения мотивационных тренингов мы исходили из результатов собственных исследований, положений теорий мотивации и деятельности, изложенных в трудах В. Г. Асеева (1); Г. Д. Бабушкина, Е. Г. Бабушкина (2); De Charms (13; 14); Mc. Clelland (15); А. К. Марковой, Т. А. Матис, Б. А. Орлова (5); М. Csikzentmihalyi (11; 12); Х. Хекхаузен (9) и др.

Тренинг причинных схем. Программы тренинга причинных схем спортсменов основаны на следующей теоретической посылке. Восприятие причин события (успeх или неудача) является важной и существенной детерминантой последующих действий. Любые изменения этого восприятия причин (изменения причинных схем) приведут к перестройке поведения в будущем.

В каком же нaправлении должны изменяться причинные схемы спортсменов? Установлено, что позитивное действие на мотивацию оказывает такая причинная схема, при которой неуспех объясняется недостатками собственных усилий. В этой связи программы тренинга причинных схем ориентированы: 1) на перестройку объяснения спортсменами причин неуспеха; 2) на такое изменение объяснений причин нeуспeхa, при котором любые внешние факторы и внутренний фактор (низкие способности) заменяются на внутренний фактор «недостаточность усилий». Именно эта причинная схема «неуспех – недостаточность усилий» является нaи-лучшей для сохранения и формирования мотивации в ситуациях неуспеха.

Разработана общая классификация возможных причин действий (5). Данная классификация имеет три из-мeрения.

  • 1)    локализация причин: внешняя или внутренняя по своему отношению к человеку как субъекту действия;

  • 2)    стабильность причины: является ли причина стабильной по своему влиянию или же ee влияние изменяется, варьирует по времени;

  • 3)    подконтрольность причины сознанию человека: является ли действие причины подконтрольным человеку и произвольно регулируемым со стороны субъекта действия (табл.).

Классификация показывает, что программы тренинга мотивации путем изменения причинных схем (из приведенных в таблице причин) отдают предпочтение уси- лию как оптимальной причине, которую может устранить сам спортсмен.

Можно считать, что это единственная причина, которая находится под волевым контролем спортсменов, и, следовательно, она образует единственную причинную схему, не формирующую у спортсменов нeувeрен-ность в себе, в своих возможностях улучшить собственные результаты.

Программы тренинга мотивации посредством из-мeнeния причинных схем преследуют общую цель – так изменить собственные представления спортсменов о причинах своих неуспехов, чтобы любые причинные объяснения заменить одним – недостаточностью собственных усилий. Лишь в этом случае можно будет рассчитывать нa сохранение и развитие мотивации.

При изменении причинных схем в формировании спортивной мотивации важным является изучение актуализирующихся эмоциональных состояний (переживаний). Используя ту или иную причинную схему, она показывает нам, что чувствует спортсмен и что переживает, что надо делать дальше. Причинные схемы используются при формировании спортивной мотивации в двух аспектах – в тренировочной (рис. 1) и соревновательной деятельности (рис. 2).

Тренинг личностной причинности. Сущность этого мотивационного тренинга основывается на следующем исходном положении: первичная особенность мотивации человека – стремление к эффективному взаимодействию с окружающей действительностью, стремление изменить ее в желаемом нaправлении. Иначе говоря, первичное стремление человека – быть эффективной причиной происходящего. Развитие спортивной мотивации рассматривается в этом случае как развитие у спортсмена ощущения того, что он сам является причиной своего поведения, состояния и результатов деятельности.

Эта концепция была разработана под руководством американского психолога Р. Чармса (13; 14). Личностная причинность в его понимании представляет собой инициацию индивидом поведения с нaмeрением вызвать изменения в своем окружении. В случае, когда человек начинает целенаправленное поведение, он воспринимает самого себя в качестве субъекта своего намерения и своего поведения. Он становится причиной и источником поведения.

Таблица

Классификация причин действий спортсмена

Измерения причинности

Причины

О 2 н 2

c3 H VO

О О О о ч о v с

S и

S

3 M

c

s

Локализация

Внутренняя

Внешняя

Внутренняя

Внешняя

Стабильность

Стабильная

Стабильная

Нестабильная

Нестабильная

Подконтрольность

Неконтролируемая

Неконтролируемая

Контролируемая

Неконтролируемая

Puc. 1. Причинные схемы, объясняющие поведение спортсмена на тренировках и проявление мотиваций

Pu c. 2 . Причинные схемы, объясняющие поведение спортсмена на соревнованиях и проявление мотивации

С другой стороны, когда что-либо внешнее по отношению к человеку вынуждает его к совершению тех или иных действий, человек начинает ощущать себя инструментом внешней силы, которая в данном случае выступает как причина поведения. И поскольку человек побуждается к своему действию извне, он оказывается не столько субъектом действия, сколько объектом манипулирования другими.

В своей субъективной самооценке, в собственных ощущениях человек всегда ощущает себя либо преимущественно источником своего поведения, либо объектом манипулирования других. Именно это внутреннее самовосприятие является решающим фактором, определяющим и мотивацию поведения, и само поведение человека. Результаты деятельности будут различны: одно дело, когда человек, будучи источником, ощущает поведение как «мое поведение», и совсем другое дело, когда он, будучи объектом манипулирования других, ощущает это поведение как «не мое поведение».

Идея тренинга личностной причинности заключается в следующем. Если к спортсмену относятся как к «источнику», он начинает смотреть на себя как на причину своих действий, становится в большей степени «источником», чем был им до начала мотивационного тренинга. Изменение самовосприятия отражается на мотивации и на поведении спортсмена. Поведение становится конструктивным, компетентным, стабильным и т. п.

Тренинг личностной причинности следует проводить как тренинг недирективный, т. е. вместо стремления непосредственно изменить поведение спортсмена тренер должен стремиться изменить свое отношение к нему: он должен научиться относиться к спортсмену как к «источнику». Тренинг личностной причинности предполагает оказание помощи в следующем:

  • 1)    в постановке перед собой реально достижимых целей: правильно соразмерять цели со своими возможностями;

  • 2)    выяснить свои сильные и слабые стороны, заняться самоанализом;

  • 3)    определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы со временем добиться поставленных перед собой целей, т. е. наметить для себя ближайшую перспективу поведения;

  • 4)    научиться понимать, действительно ли поведение приближает к цели, обладают ли их действия желаемыми последствиями.

Такое содержание тренинга личностной причинности направлено на развитие у занимающихся способностей к целеобразованию, планированию своего поведения и самоанализу.

Тренинг внутренней мотивации. Мотив считается внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности. Внутренний мотив никогда не существует до и вне самой деятельности. Он возникает в самой деятельности, является непосредственным результатом, продуктом взаимодействия человека и его окружения, и всегда представлен в непосредственных личностных переживаниях.

Субъективные состояния, составляющие внутреннюю мотивацию, включают в себя:

  • –    сконцентрированность внимания, мыслей, чувств на занятиях, соревнованиях, исключающую появление посторонних мыслей, чувств, отвлекающих от деятельности;

  • –    ощущение полной (физической и интеллектуальной) включенности спортсмена в спортивную деятельность, в то, что в данный момент он делает (на тренировках, соревнованиях, вне занятий);

  • –    ощущение того, что четко знаешь последовательность своей деятельности, ясное осознание ее целей и задач, полное выполнение требований деятельности;

  • –    осознание правильности выполнения того, что делаешь;

  • –    отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;

  • –    утрата обычного чувства четкого осознания себя, своего окружения – «растворение» в своем деле;

  • –    ощущение замедления субъективного времени.

Характерно, что эти характеристики субъективного состояния внутренней мотивации наблюдаются у спортсменов различного возраста и квалификации как на тренировках, так и на соревнованиях. Данное состояние называется «ощущением потока».

Тренеру необходимо знать, как повлиять на возникновение «ощущения потока» у спортсменов с целью формирования мотивации к занятиям спортом. Подобное «ощущение потока» возникает в тех случаях, когда в деятельности спортсмена сбалансированы «надо» и «могу», когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано спортсменом (требования спортивной деятельности), и то, что спортсмен может сделать (наличие определенных способностей). При наличии в восприятии спортсмена баланса этих двух параметров деятельности создаются необходимые условия возникновения и развития внутренней мотивации.

Когда развитие способностей будет совпадать с нарастанием потребностей занятий спортом, занимающиеся будут развиваться в благоприятном режиме, испытывая удовольствие от спортивных занятий, с увлечением выполняя задания тренера. Таким образом, данный путь формирования и сохранения мотивации занятий спортом заключается в оптимизации требований спортивной деятельности. Это можно представить как первый путь формирования мотивации.

Второй путь формирования внутренней мотивации занятий спортом заключается в воздействии тренера на занимающихся личным примером. Если тренер далек от своего вида спорта, не любит его, халатно относится к своей работе, то занимающиеся это очень тонко чувствуют, что приводит их к отчуждению от него и от спорта.

Остальными факторами успешности тренинга внутренней мотивации являются:

  • –    ощущение занимающимися собственной компетентности в своем виде спорта, которую они получают в виде обратной связи от тренера и результатов занятий. В этом случае оценка тренером действий спортсменов (особенно юных) имеет большое воспитательное значение для

них. Важно, чтобы оценка носила характер информационно-конструктивный, а не контроля как такового;

  • –    ситуация свободного выбора. Предоставление занимающимся возможности выбора в процессе тренировок (например, партнера в спарринге) стимулирует их внутреннюю мотивацию.

Тренинг мотивации достижения. Мотив достижения складывается из двух противоположных мотивационных тенденций – стремления к успеху и избегания неудачи. Ключевым моментом в формировании мотивации достижения у детей оказывается характер взаимодействий между ребенком и взрослым. Высокая мотивация достижения формируется у детей, чьи родители постоянно повышают уровень своих требований и умело оказывают им помощь, проявляя в то же время мягкость и теплоту общения с ними. Низкий уровень мотивации достижения формируется у тех детей, чьи родители осуществляли слишком жесткий надзор, директивную опеку над ними либо были безразличны к ним. Тренеру следует знать эту закономерность.

При формировании мотивации достижения у взрослых спортсменов необходимо учитывать следующее:

  • –    формирование у спортсменов синдрома достижения, т. е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи;

  • –    самоанализ результатов своей деятельности;

  • –    выработка оптимальной тактики целеобразования в занятиях спортом;

    – межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе.

Каждое из этих направлений предполагает использование конкретных средств, приемов, используемых в педагогических целях. Так, для формирования, например, у юных спортсменов синдрома достижения рекомендуется следующее:

  • –    обучение способам создания проективных рассказов (по картинкам теста TAT) с ярко выраженной темой достижения. Для этого необходимо подобрать комплект фотографий с изображением на них спортсменов, участвующих в соревновании;

  • –    обучение способам поведения, типичным для спортсмена с высокоразвитой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела; избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т. п.);

  • –    изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.

Эффективность представленных мотивационных тренингов проверялась нами в ходе нескольких педагогических экспериментов со спортсменами – боксерами, дзюдоистами, что показано в следующих работах (2; 3; 8), а также при работе с юными баскетболистами (4). Во всех экспериментах отмечалось повышение уровня сформированности компонентов спортивной мотивации, что способствовало улучшению предстартового состояния спортсменов и повышению результативности тренировочной и соревновательной деятельности.

Положительные результаты проведенных экспериментов позволяют рекомендовать описанные мотивационные тренинги для использования их в работе со спортсменами.

Список литературы Сущность и эффективность тренингов мотивации

  • Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
  • Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Формирование спортивной мотивации. Омск, 2000.
  • Бобровский А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: автореф. дис.... канд. пед. наук. Омск, 2005.
  • Канатов А.В. Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации: автореф. дис.... канд. пед. наук. Красноярск, 2005.
  • Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  • Смоленцева В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов. Омск, 2003.
  • Шумилин А.П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: автореф. дис.... канд. пед. наук. Красноярск, 2003.
  • Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1;
  • Alschuler A., Tabar D. Teaching achievement motivation. Middle-town, Conn., 1970.
  • Csikzentmihalyi M. Emergent motivation and the evolution of the self//Advances in motivation and achievement. Iai. Press Ins., 1985. Vol. 4.
  • Csikszentmihalyi M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adolescents//Amesr, Ames R./Eds./. Research on motivation in education. N.-Y, 1989. Vol. 3.
  • Charms R. De. Personal causation training in the schools//Of Applied Soc. Psychology. 1972. Vol. 2(2).
  • Charms R. De. Motivation enhancement in education settings//Amesr. R./Eds./Research on motivation in education. N.-Y, 1984. Vol. 1.
  • Mc Clelland D.C. What is the effect of achievement motivation training in the schools//Teachers College Record. 1972. Vol. 74(2).
Еще
Статья научная