Сущность принципа состязательности в досудебной и судебной стадии уголовного процесса

Автор: Бисимбаев Даулет

Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order

Рубрика: Уголовный процесс

Статья в выпуске: 1 (16), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье дается характеристика понятия и восприятия принципа состязательности в уголовном процессе, сложившаяся среди специалистов. Формулируется и обосновывается собственная позиция автора по данному вопросу. Также раскрываются признаки, составляющие сущность данного принципа.

Принципы уголовного судопроизводства, равноправие сторон, выявление истины, состязательность

Короткий адрес: https://sciup.org/14119436

IDR: 14119436

Текст научной статьи Сущность принципа состязательности в досудебной и судебной стадии уголовного процесса

THE ESSENCE OF THE PRINCIPLE OF COMPETITION IN THE PRESTIGIOUS AND JUDICIAL STAGE OF THE CRIMINAL PROCESS

D. K. Bisymbayev

Принципы уголовного судопроизводства определяют сущность и содержание всего уголовного процесса, характеризуют самые важные его свойства и качественные черты, предмет и метод процессуального регулирования и эффективность противодействия преступности [5, с. 56]. Принципы уголовного процесса выступают в качестве элементов его системы, то есть, как указывает Т. Ю. Герасимова, представляют собой систему основообразующих правовых положений, которые взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. И в то же время, каждый из принципов уголовного процесса необходимо рассматривать как самостоятельное правовое явление, от которого зависит вся уголовно-процессуальная деятельность его участников [2, с. 19].

Как отмечено С. В. Бурмагиным, «состязательное построение российского уголовного процесса предопределяет, что основу судебной деятельности, направленной на успешное выполнение обеспечительной задачи, составляет обеспечение судом состязательности и равноправия сторон, которая одновременно является необходимым условием и одной из гарантий надлежащего, законного разрешения дела» [1, с. 137].

Состязательность является одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, исходя из сути которого (после принятия и вступления в силу УПК РФ 2001 г.) изменилось восприятие и смысл уголовно-процессуального закона, а также многие институты уголовно-процессуального права. В самом общем виде, как отмечает В. М. Лебедев, этот принцип подразумевает равенство процессуальных условий, возможности сторон представить свои доводы, а также недопущение преимущества одной стороны над другой [12, с. 53]. Состязательное построение уголовного судопроизводства, в том числе и в досудебных стадиях, призвано обеспечить равные возможности сторон в реализации предоставленных им прав. Так, Конституция РФ закрепляет принцип состязательности и прямо указывает на то, что «судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон» (ч. 3 ст. 123 Основного Закона)1.

Рассматривая состязательность, профессор А. В. Смирнов выделял следующие признаки, составляющие сущность данного принципа:

  • 1)    наличие двух противоположных сторон обвинения (или уголовного преследования) и защиты. Это необходимо постольку, поскольку для всякого состязания нужны как минимум два конкурирующих субъекта;

  • 2)    процессуальное равноправие, или равенство сторон, ибо состязание можно считать справедливым только тогда, когда противоборствующие стороны находятся примерно в одной «весовой категории», то есть обладают сравнимыми стартовыми возможностями для защиты своих законных интересов;

  • 3)    наличие независимого от сторон суда, так как справедливое состязание немыслимо без нейтрального арбитра» [10, с. 19—20].

Интересное мнение о состязательности высказано Л. Ф. Шумиловой, которая ее определяет как «...конкуренцию участвующих в деле лиц, когда самостоятельные действия одних участвующих в деле лиц эффективно ограничивают возможность других односторонне воздействовать на исход судебного разбирательства при наличии активной роли суда, наделенного функциями правосудия по руководству и управлению процессом» [13, с. 55].

В свою очередь, сущность и значение принципа состязательности в стадиях уголовного процесса, М. С. Жамборов устанавливает как «...закрепленные в законе приемы и методы выявления истины в судопроизводстве, представляющие возможность каждой стороне изложить свою правовую позицию на основе имеющихся доказательств и оспорить доказательства противоположной стороны в присутствии беспристрастного суда» [4, с. 424].

Автор статьи разделяет позицию М. С. Жам-борова, и развивает её (позицию). При этом считает правильным уточнение Е. 0. Нику-лочкина, утверждающего, что принцип состязательности позволяет и даёт равные права использовать в доказывании не только уголовно-процессуальные средства, но средства, применяемые в гражданском судопроизводстве^, с. 67—70]. Использование гражданско-правовых средств всё более глубоко проникает в структуру собирания, проверки и оценки доказательств при производстве по уголовным делам, когда требуется установить факты легализации преступно приобретённого [7, с. 85—87] или когда расследуются преступления, связанные с противозаконными способами лишения прав собственников на владение, управление и использование результатов экономической деятельности акционерных обществ (криминальное рейдерство).

При этом И. В. Смольковой отмечено, что «состязательность сторон относится к категории самостоятельного, сквозного принципа уголовного судопроизводства» [11, с. 94]. Однако следует обратить внимание на некоторую особенность реализации принципа состязательности на стадии судебного разбирательства. Особенность возникла как следствие продолжающейся правовой реформы по дифференциации форм уголовного судопроизводства [9, с. 119], когда кроме процедуры классического судебного разбирательства, возникло судебное разбирательство уголовного дела и постановление приговора в особом порядке (гл 40 УПК РФ). В данной правовой ситуации принцип состязательности реализуется в усечённом объёме [2, с. 78].

Изложенное выше позволяет сформулировать следующие выводы.

  • 1.    Принцип состязательности определяет процессуальные взаимоотношения лиц, участвующих в деле (каждое из которых, в условиях конкуренции, выполняет возложенную на него функцию защиты либо обвинения), имеющих относительно равные процессуальные права и возможности при представлении доводов в обоснование своей позиции. Разрешает данный правовой спор независимый суд.

  • 2.    Разнообразие форм уголовного судопроизводства является характерной чертой современной системы Российского правосудия. При этом элементы правовой системы находятся в непротиворечивой связи и обусловленности, что является результатом следования уголовно-процессуальным принципам и указывает на высокое качество разрешения уголовно-правовых конфликтов в разумные сроки (ст. 6.1 УПК РФ).

  • 3.    Принцип состязательности имеет особенности реализации в зависимости от формы судебного разбирательства.

  • 4.    Правовые предписания следования принципам уголовного судопроизводства

на современном этапе нельзя считать совершенными. На современном этапе правовое регулирование уголовного процесса (правотворчество) продолжается на постоянной основе и обуславливается правовыми позициями Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, верховного Суда РФ.

Список литературы Сущность принципа состязательности в досудебной и судебной стадии уголовного процесса

  • Бурмагин, С. В. Уголовный суд России: монография / С. В. Бурмагин. - М.: Юрлитинформ, 2010. - С. 137.
  • Герасимова, Т. Ю. Проблема принципа состязательности / Т. Ю. Герасимова. - Краснодар: Изд-во КуГУ, 2016. - С. 19.
  • Григорьев, В. Н. Дознание в органах внутренних дел учеб. пособие / В. Н. Григорьев [и др.]; Челяб. юрид. ин-т МВД РФ. - Челябинск, 2005.
  • Жамборов, М. С. Конституционный принцип состязательности как способ аргументированного обоснования правовой позиции сторон в Российском судопроизводстве / М. С. Жамборов // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 4. - С. 424.
  • Майоров, А. В. Приоритетные научные направления в сфере противодействия преступности / А. В. Майоров // Правопорядок: история, теория, практика. - 2017. - № 2 (13). - С. 56-63.
Статья научная