С.В. Тютюкин. Первая мировая война и революционный процесс в России

Автор: Удальцов Иван Сергеевич, Удальцова Маргарита Ивановна

Журнал: ХХ век и Россия: общество, реформы, революции @sbornik-libsmr

Рубрика: Редкое издание

Статья в выпуске: 9-2, 2021 года.

Бесплатный доступ

Представлены тезисы выступления профессора С.В. Тютюкина на международной научной конференции «Первая мировая война и ХХ век» (24–26 мая 1994 года). На русском языке издаётся впервые.

С. В. Тютюкин, Первая мировая война, революционное движение

Короткий адрес: https://sciup.org/140259911

IDR: 140259911

Текст научной статьи С.В. Тютюкин. Первая мировая война и революционный процесс в России

Публикация подготовлена:

Удальцов Иван Сергеевич, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Удальцова Маргарита Ивановна , вдова С.В. Тютюкина

Публикуемый текст представляет собой тезисы выступления профессора Тютюкина на международной научной конференции «Первая мировая война и ХХ век» (24–26 мая 1994 года)1. Он наглядно демонстрирует умение Станислава Васильевича сжато и доступно излагать сложнейшие исторические сюжеты и делать масштабные историософские обобщения. На русском языке издаётся впервые. Перевод с английского языка выполнен И.С. Удальцовым.

Первая мировая война и революционный процесс в России

Возможные связи между войнами, особенно неудачными, революциями и революционными ситуациями общеизвестны. Поражения царской армии и флота в русско-японской войне, например, ускорили первую русскую революцию 1905–1907 гг., а трагические результаты Первой мировой войны стимулировали распад Российской империи и революции 1918 г. в Германии и Австро-Венгрии.

Было бы большим преувеличением думать, что летом 1914 г. Россия стояла на пороге новой революции, хотя рабочее движение и достигло очень высокого уровня. Тем не менее вступившая в войну страна была охвачена острыми социальными противоречиями, которые грозили усугубиться при удобных обстоятельствах. 1915–1917 гг. были периодом вызревания революционного кризиса.

Внезапное начало войны в июле 1914 г. сопровождалось патриотическим воодушевлением всех слоев русского общества, включая крестьян и рабочих, хотя не обошлось и без шовинистических крайностей. Наряду с патриотизмом официальным

Редкое издание существовал и стихийный народный патриотизм, вызванный немецкой агрессией, заботой о будущем России и солидарностью с российской армией.

Можно заметить по крайней мере два очевидных и важных факта: (1) резкий (в тридцать раз) спад забастовочного движения в последние пять месяцев 1914 г. и (2) почти полное отторжение обществом пораженческих революционных идей. Если бы правительственная политика в тот период стала немного более гибкой, внутренняя ситуация в России могла бы развиваться совсем иначе. Но царизм опять упустил свой шанс.

В 1915 г. в России начал назревать новый национальный кризис. Бремя войны распределялось между разными социальными слоями неравномерно и несправедливо. Царь отказывался делиться властью с русской буржуазией и интеллигенцией. Все реформы в России были свёрнуты до дня будущей победы над Германией. Государственные институты слабели, а престиж династии Романовых стремительно падал. Результатом этого стали апатия, усталость и разочарование общества, пацифизм, оппозиционные настроения и усиление революционного движения.

После глубокого кризиса 1914 г. революционные партии стали восстанавливаться и консолидироваться. В 1915–1916 гг. большевики, левые эсеры и меньшевики-интернационалисты возродили свои подпольные организации. Социалисты-оборонцы успешно использовали различные возможности для легальной деятельности, включая военно-промышленные комитеты.

С другой стороны, мы видим огромный рост экономической и политической стачечной борьбы в 1915 г. и особенно в 1916–1917 гг. Разумеется, не все забастовки были революционными, но даже забастовки чисто экономические, особенно массовые, приобретали политический оттенок в специфических условиях Великой войны и русского самодержавия. Кроме того, в 1916–1917 гг. политическое течение стачечного движения становилось все более внушительным и влиятельным, особенно в Петрограде.

Судьбу Империи Романовых решил стихийный социальный взрыв в российской столице, произошедший 23–28 февраля 1917 г. Не существовало никакого революционного заговора или сценария народных выступлений на улицах Петрограда. Люди единодушно требовали мира, хлеба и свободы. Главными действующими лицами тех событий были рабочие и солдаты петроградского гарнизона, однако участвовали в них и революционные партии: большевики и левые эсеры – на улицах и в казармах, меньшевики и правые эсеры – в Петроградском Совете, созданном 27 февраля 1917 г.

После Февральской революции народное движение, побуждаемое войной, экономическим и политическим хаосом, деятельностью большевиков и левых эсеров, развивалось быстрыми темпами. Октябрьские события 1917 г. определили выход Советской России из войны, однако за Брест-Литовским мирным договором последовали Гражданская война и иностранная интервенция. Таким образом, Великая война 1914– 1918 гг. послужила катализатором великих революционных потрясений, а те, в свою очередь, стали причиной нового кровопролития. Германия и Австро-Венгрия как побеждённые в 1918 г. страны прошли через свои собственные революции, а страны Антанты избрали, как известно, другой, более цивилизованный путь.

Список литературы С.В. Тютюкин. Первая мировая война и революционный процесс в России

  • Тютюкин С.В. Первая мировая война и революционный процесс в России // Первая мировая война и ХХ век. Материалы международной конференции 24–26 мая 1994 года. М.: ИВИ РАН, 1995. С. 86–87.
Статья научная