Свадебный хлеб байник у поморов: культурно-языковой аспект
Автор: Дьячкова И.Н.
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Русский язык. Языки народов России
Статья в выпуске: 6 т.46, 2024 года.
Бесплатный доступ
Этнографические записи второй половины XIX-XX веков, включающие описание поморского свадебного обряда (П. С. Ефименко, П. В. Шейн, Н. П. Колпакова, Т. А. Бернштам, А. П. Разумова, Т. В. Зеленина и др.), свидетельствуют о повсеместном распространении на территории Беломорья традиции приготовления специального ритуального хлеба - байника (баенника, банника). Актуальность и новизна настоящего исследования состоят в том, что в нем впервые к анализу этой обрядовой практики привлекаются данные диалектных словарей, которые позволяют уточнить не только ее вербальное, но и предметно-акциональное, ритуально-смысловое, локальное наполнение. Помимо отмеченных в этнографических источниках выражений, таких как собирать байник, дать на байник, положить на байник, шить байник и др., словари фиксируют возможность переноса данной номинации на другие смежные объекты: скатерть, в которую этот хлеб зашивался, поднос / стол, на который его ставили, дары, которые клали на них родственники невесты, сам обряд приноса даров и под. В работе осуществляется этнолингвистический анализ таких обрядовых терминов, как зашивание и расшивание (распарывание) байника, транслирующих идею замыкания - закрытия и размыкания - разрушения, связанную с невестой, утратой ею девичества и в различных формах представленную в свадебном ритуале в целом. Особое внимание уделяется изучению символической корреляции невестиной бани, которая проводилась накануне венчания, и обряда собирания байника, рассматриваемой как дополнительное обоснование языкового родства данных наименований.
Байник, баня, свадебный хлеб, свадебный обряд, поморье
Короткий адрес: https://sciup.org/147244424
IDR: 147244424 | DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1069
Список литературы Свадебный хлеб байник у поморов: культурно-языковой аспект
- Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 237 с.
- Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). М.: Современник, 1985. 390 с.
- Бернштам Т. А. Народная культура Поморья в XIX - начале XX в.: этнографические очерки / АН СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука: Ленинградское отд-е, 1983. 233 с.
- Гревцова Т. Е. Принципы номинации форм обрядового свадебного хлеба у восточных славян // Проблемы истории, филологии, культуры. Языкознание и литературоведение. 2013. № 3. С. 381-390.
- Дранникова Н. В. Фольклорная экспедиция Поморского университета в село Зимняя Золотица // Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология: Материалы V Междунар. школы молодого фольклориста (6-8 июня 2001 года) / Отв. ред. Н. В. Дранникова. Архангельск, 2002. С. 83-92.
- Зеленин Д. К. Свадебные приговоры Вятской губернии // Зеленин Д. К. Избранные труды / Сост., науч. ред. В. А. Поздеев. Киров: О-краткое, 2013. С. 21-52.
- Зеленина Т. В. Описание свадебного обряда в Сумском Посаде // Народная культура Русского Севера. Архангельск, 1997. С. 161-182.
- Колпакова Н. П. Свадебный обряд на реке Пинеге // Крестьянское искусство СССР. Вып. 2. Искусство Севера. Л., 1928. С. 117-187.
- Мезенская традиционная свадьба в записи М. Н. Мякушина // Из истории русской фольклористики / [Ред-кол.: Е. А. Костюхин (отв. ред.) и др.]. СПб., 2006. Вып. 6. С. 335-419.
- Резниченко Е. Б. Свадьба на «пецяльненьком славном синём море» // Живая старина. 2011. № 4 (72). С. 6-9.
- Русская свадьба Карельского Поморья: (В селах Колежме и Нюхче) [Тексты и ноты / Изд. подгот. А. П. Разу-мова, Т. А. Коски]. Петрозаводск: Карелия, 1980. 222 с.