"Светлый путь": теория комического Виктора Ардова и переопределение границ социалистического реализма

Автор: Колотаев Владимир Алексеевич, Марков Александр Викторович, Штейн Сергей Юрьевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 4 (47), 2018 года.

Бесплатный доступ

Противоречие между репрезентативными и идеологическими задачами социалистического реализма всегда решалось благодаря жесткому устройству повествования и топики, восходящим к моделям утверждения власти в драме классицизма. Но в произведениях, рассчитанных на бытовое или комическое восприятие, использовалась более сложная техника, в которой противоречие между чувством и долгом выступало как противоречие между наррацией и функцией зеркала. Пример такой техники мы находим в литературном творчестве и литературной теории Виктора Ардова. Ардов настаивал на воспитательной функции комедии и цирка, при этом ключевое положение о возможности полной идеологизации старых цирковых сцен не подтверждено примерами и оставляет впечатление недосказанности. Но не поясненная мизансцена, не войдя в теорию этого автора, вошла в его практику как канонического автора соцреализма: сценарий фильма «Светлый путь» и поздняя комическая сцена «Глухонемой» представляют собой практическую реализацию этого принципа, опередившую его теоретическое осмысление. Сопоставление сценария «Светлый путь» не только с сюжетом сказки Шарля Перро «Золушка», но и с теоретической позицией Шарля Перро в истории французского классицизма позволяет уточнить, с опорой на учение Лакана о «стадии зеркала» и на достижения искусствоведческой иконологической интерпретации пространства кадра, специфику «миметической зеркальности» в классицизме и соцреализме как определенного разрыва нарратива, который при этом только и позволяет действию обрести настоящее правдоподобие и убедительность. Тем самым, список приемов, создававших правдоподобие в классицистской и соцреалистической драматургии следует дополнить этим изначально цирковым приемом, а также уточнить канон соцреалистической организации связки нарратив-эмоция-правдоподобие, соответствующей лакановской связке реальное-символическое-воображаемое, доказав, что этот канон не является достоянием специфически триумфалистской пропаганды сталинского времени, но благодаря высокой жанровой универсальности советского комического продолжается и в более поздней советской литературе.

Еще

Фельетон, нарратив, мимесис, мизансцена, цирк в литературе, социалистический реализм, комическое, стадия зеркала, рецепция классицизма, ардов, перро

Короткий адрес: https://sciup.org/149127113

IDR: 149127113   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00061

Список литературы "Светлый путь": теория комического Виктора Ардова и переопределение границ социалистического реализма

  • Ардов В. Разговорные жанры эстрады и цирка: заметки писателя. М., 1968
  • Колотаев В.А. Социокультурное проектирование советского субъекта средствами киноискусства 1930 -1950-х гг.: эстетика отчуждения//Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 8. Ч. 2. С. 41-50.
  • Gombrich E.H. Aby Warburg: An Intellectual Biography. London, 1986.
  • Groys B. A Style and a Half: Socialist Realism between Modernism and Postmodernism//Socialist Realism without Shores/ed. by T. Lahusen, E. Dobrenko. Durham, 1997. P. 76-90
  • Miller J.-A. (ed.). The Seminar of Jacques Lacan. Book 1: Freud's Papers on Technique. New York, 1988
  • Tertz A. The Trial Begins, and on Socialist Realism. Berkeley, Los Angeles, 1982
  • Žižek S. How to Read Lacan. London, 2006
Статья научная