Святочные обряды обских коми (по полевым материалам 2000-х годов)

Бесплатный доступ

У обских коми - этнолокальной группы коми-ижемцев, проживающих на севере Западной Сибири, - как у большинства христианских народов, Святки (период от Рождества до Крещения) входили в число основных праздников годового цикла. Святочная обрядность обских коми во многом совпадала с календарной обрядностью русских и ряда других народов, но существовали и различия. С одной стороны, обские коми придерживались народно-православных традиций: посещали церковь, соблюдали пост, на Рождество дети ходили по улицам с рождественской звездой, славили Иисуса Христа, в день Крещения освящали воду. С другой стороны, совершались языческие обряды, гадания и маскарады. Святки считались временем особенной активности нечистой силы, поэтому в этот период большое внимание уделяли магической защите людей и жилища, соблюдали табу на некоторую работу. Запрещалось заниматься определенными видами рукоделия, крутить, вертеть, набирать воду и выносить мусор после заката солнца, работать с металлом, издавать «деревянный» шум в темное время суток. Семантика этих табу связана с представлениями о рождении солнца, обновлении космоса, контактах людей с представителями нижнего мира. Существовавший у северных коми обряд «топтания чудов» на Ижме совершался в день Крещения и был логичным завершением святочного периода, символизируя изгнание нечистой силы. У обских коми аналогичный обряд происходил в первый день нового года - в то время, когда святочные духи (чуды) только появлялись (вылезали из под земли или из воды), и, вероятно, носил превентивный характер.

Еще

Обские коми, коми-ижемцы, святки, календарная обрядность, табу, "топтание чудов", нечистая сила

Короткий адрес: https://sciup.org/14522287

IDR: 14522287

Текст научной статьи Святочные обряды обских коми (по полевым материалам 2000-х годов)

Святки – период от Рождественского сочельника до Крещения – в культуре исповедующих христианство народов был одним из основных праздников годового цикла. С одной стороны, Святки связаны с солнцеворотом – астрономическим началом увеличения светового дня, которое в народном понима-503

нии расценивалось как победа светлых (божественных, природных, космических) сил над темными, возрождение солнца и новой жизни, обновление мира. С другой стороны, под влиянием христианства, Святки слились с важнейшими датами церковного календаря – Рождеством и Крещением, что способствовало сближению древних дохристианских обрядов календарного цикла с церковными.

Святочная обрядность у коми (см.: [Дукарт, 1978; Конаков, 1993]) во многом совпадала с календарной обрядностью зимнего праздничного цикла русских и ряда других народов. Однако существовали отличия, обусловленные этнической спецификой и локальными особенностями различных групп коми.

У обских коми – этнолокальной группы коми-ижемцев, проживающих в бассейне нижнего течения Оби (в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО Тюменской обл.), – как у большинства православных, первым днем святочного праздничного цикла было Рождество ( Рöштво ). Канун праздника, 6 января (24 декабря ст. ст.) – Рождественский сочельник – обычно был посвящен подготовке к торжеству. Хозяйки пекли шаньги, пироги с мясом, рыбой, ягодами, готовили мясные блюда для праздничного стола. Одним из названий сочельника у коми было куття лун («день кутьи»). Во многих семьях обских коми в куття лун соблюдали пост, ели кутью из ячменя или пшеницы, пили только воду. Праздник начинался 7 января (25 декабря ст. ст.). В советский период, когда многие храмы были закрыты и верующие люди не могли присутствовать на церковной службе, рождественское утро начиналось с домашней молитвы всех членов семьи перед иконами. « В нашей семье все верующие. Отец был партийный, а в Бога верил, только тайно, не разрешал иконы в доме на виду держать. Раньше было время такое. Мама иконы прятала от посторонних, а в праздник доставала, все иконы ставила на полку, учила нас молиться. На Пасху, на Рождество иконы всегда были на божнице» (ПМА: п. Саранпауль, 2011). После молитвы собирались за столом всей семьей, ходили в гости к родственникам. Дети и подростки обычно не засиживались подолгу за праздничным столом. Собираясь небольшими группами (по 5 – 10 человек) ходили по селу из дома в дом, носили рождественскую звезду, накануне сделанную из соломы, ткани или цветной бумаги, прикрепленную на палку. Заходя в дома, пели тропари, духовные стихи, прославлявшие Христа. « Раньше, когда мы еще были ребятишками, на Рождество ходили по домам. К соседям заходили, к род -ст венникам. Пели божественные песни, а хозяева угощали нас стряпней и конфетами» (ПМА: 504

с. Шурышкары, 2011). « До войны в Рождество ходили по улицам дети, Христа славили, несли звезду на палке. Звезду делали из тряпок, набивали соломой и привязывали на длинную палку, далеко было видно» (ПМА: с. Мужи, 2006).

У обских коми, как у других групп коми и у русских, святочный период был временем гаданий и «деревенских маскарадов». Однако, в отличие от русских (а также ряда других народов и этнолокальных групп), у обских коми гадания и маскарады в Рождественский сочельник не практиковались, они начинались с вечера перед днем святого Василия ( Васильев лун ), т.е. 13 января (31 декабря ст. ст.), в канун Нового года. « Особенный день в году наступает, называется Васильев лун. Только в этот день можно свою судьбу узнать. Единственный день в году, когда можно, в другое время грех. В ночь перед Васильев лун сны загадывали – хороший или плохой сон приснится, таким весь год будет» (ПМА: п. Восяхово, 2006) . «Рöштво лун – большой праздник, в этот день Иисус Христос родился, радость всему христианскому миру. На Рождество Богу молились, ходили в гости. Веселились, но не так, чтобы забавлялись, не маскарадничали, это грех. Это потом уже, на Васильев лун по всякому забавлялись, рядились в разных зверей и в нечистую силу. Тоже грех, но в этот день прощается» (ПМА: п. Ямгорт, 2004). « В Васильев лун маскировались. Шубу надевали наизнанку, надевали мамин сарафан. Лицо закрывали марлей, чтобы никто не узнал. Девки у дома кричат: “Пришли маски, принимайте!” А парни озорничали, их боя лись пускать. В дома пускали только девочек, им дарили конфеты, печенье» (ПМА: п. Овгорт, 2004). Способы гаданий были разнообразными (смотрели в зеркало, в кольцо, в воду; бросали валенок; ходили на перекресток слушать лай собак; загадывали сны), преобладали гадания девушек о будущих женихах, о своей судьбе.

Святочный период у обских коми делился на «святые» (от Рождества до Нового года) и «страшные» (от кануна Васильева дня до Крещенского сочельника) вечера. Подобная градация святок была широко известна у русских [Любимова, 2004, с. 114; Фурсова, 2002, с. 94–95 и др.]. Однако представления о том, чем отличаются «святые» вечера от «страшных» нередко были размытыми, гадания и маскарады могли проводиться на протяжении всего святочного периода, начиная с Рождественской ночи. «Святочный период обозначается у коми термином вежа дыр, <…> может означать как святое, так и нечистое время. Амбивалентность понятий обусловлена, очевидно, обозначенным термином потустороннего, загробного, которое может означать как святое, так и нечистое время» [Лимеров, 1998, с. 106].

На протяжении всего святочного периода обские коми большое значение придавали запретам на некоторые виды работы. « В святки нельзя было прясть. Страшный грех. Особенно страшно что-то крутить, чтоб колесо прялки, веретено крутилось. Веревки нельзя крутить» (ПМА: п. Восяхово, 2006). « Девушкам на вечёрках можно шерсть теребить, шить, плести пояса. Вязать можно только дома. Накануне праздника вечером ничего нельзя крутить, веревки скручивать, веретено крутить нельзя. Вот говорят, кто кру-тит-вертит, тому на том свете покоя не будет. А если у кого родители умерли, так это значит, что их беспокоить» (ПМА: п. Овгорт, 2004). « Перед праздником нельзя вертеть, чтобы что-то круглое крутилось» (ПМА: п. Саранпауль, 2011). Очевидно, эти табу были связаны с архаическими представлениями о рождении солнца, нового мира, времени, в которых колесо и действия «кручения» символизировали космогонические процессы, которым человек мог помешать.

У северных коми существовали запреты на работу, связанную с использованием острых металлических предметов (ножниц, ножа, топора) в определенные дни (церковные праздники, по воскресениям и пятницам), а в течение всего святочного периода – в темное время суток. « Как стемнеет, в руки нельзя металл брать, он потом против тебя обернется. Если что-то топором рубить, то отрубишь себе ногу или руку. Одна женщина вечером в Васильев лун стала хлеб резать, а нож как отскочил, порезал палец прямо до кости. Если заранее не подготовил, лучше сидеть в холоде, да в голоде, чем в святые вечера грешить» (ПМА: п. Овгорт, 2004). Существовали также запреты, связанные со стуком и треском («деревянным шумом») – стучать веретеном, щепить, ломать лучину, бросать дрова, поскольку считалось, что такого рода шум может пробудить нечистую силу (святочных духов). « Деревянный стук интерпретируется как вызов, как некий язык вхождения в контакт с самими святочными духами» [Панюков, 2012, с. 91].

Представления об опасных, «хаотических» свойствах святочного периода отразились в поверьях коми о вежа куття – святочном злом духе и подводных существах чудах, выходящих на сушу в Новый год и вплоть до Крещения пугающих по ночам людей [Несанелис, 2006, с. 52]. «Вечерами ничего нельзя делать, ни воду носить, ни сор вытаскивать. Мама говорила, что можно с водой принести в дом куля. Он из воды в ведро как прыгнет! Ты и не заметишь, принесешь. Оттого и нечисть в доме заводится» (ПМА: п. Ов- горт, 2004). «После захода солнца нельзя за водой ходить, а в святые вечера совсем страшно. В это время по земле чуды гуляют, веселятся. Так Богом заведено, он им дал шесть дней по земле гулять. Остальное время чуды эти под водой сидят, солнечного света боятся, только ночью могут вылезти» (ПМА: с. Мужи, 2004).

У северных коми существовал святочный обычай «топтание чудов », зафиксированный на Ижме в 1850-е гг. известным этнографом С.В. Максимовым. «Между другими остатками старины следует обратить внимание на обычай зырян в день Богоявления, после освящения воды, кататься с криком и возможно быстрее на лошадях и оленях кругом селения Ижмы и по улицам его. Этим, как говорят, прогоняют они злого духа, побежденного святым церковным обрядом» [Максимов, 1984, с. 421]. Воспоминания о проведении аналогичных обрядов (относящиеся к 1930–40-м гг.) сохранились в памяти старшего поколения обских коми. Однако на Сибирском Севере « чудов топтали» не в день Крещения, а в первый день нового года. « В Василь ев лун мама нам маленьким говорила: “Идите чудов топтать”. Мы бегали по деревне, играли, в снегу валялись, друг друга упихивали. А кто такие чуды – не знаю» (ПМА: п. Овгорт, 2004). « Помню, что в Васильев лун народ на лошадях ездил, а кто без лошади, так ногами снег топтали. Всем селом выходили топтать чудов. Все смеются, ребятишки толкаются в снег» (ПМА: там же). « На старый новый год раньше чудов топтали. Чтобы не вылазили, их в снег утаптывали» (ПМА: с. Мужи, 2006).

В Крещенский сочельник вечером проводили обряды изгнания нечистой силы: угольком или мелом рисовали крестики на дверях, оконных рамах, по углам дома, в хлеву; дома и в пригоне кропили святой водой, окуривали можжевельником (у северных коми считалось, что нечистая сила не выносит можжевелового запаха). Завершались святки днем Богоявления, 19 (6 ст. ст.) января, в который, согласно православной традиции, происходило освящение воды, очищение от грехов. Освященную крещенскую воду хранили в течение года, ее по капельке добавляли в воду для питья, в тесто; использовали для освящения жилища и в народной магии.

Таким образом, святочные обряды обских коми, во многом соответствуя общим православным и, одновременно, дохристианским традициям, имели ряд специфических особенностей. Кроме универсальных табу святочного периода – заниматься определенными видами рукоделия, «крутить», «вертеть», набирать воду и выносить мусор после захода солнца – у обских коми существовали запреты на работу с металлом и «деревянный» шум в вечернее время. Семантика этих табу связана с верованиями о нечистой силе, которая активизируется в святочный период, а также с представлениями о рождении солнца, обновлении космоса, контактах людей с представителями иномира. Существовавший у северных коми обряд «топтания чудов» на Ижме совершался в день Богоявления и был логичным завершением святочного периода, символизируя изгнание (затаптывание в снег) нечистой силы. У обских коми аналогичный обряд происходил в первый день нового года – в то время, когда святочные духи, согласно местным верованиям, только появлялись (вылезали из под земли или из воды) и, очевидно, носил превентивный характер.

Список литературы Святочные обряды обских коми (по полевым материалам 2000-х годов)

  • Дукарт Н.И. Святочная обрядность коми конца XIX -начала XX века//Традиционная культура и быт народа коми. -Сыктывкар, 1978. -С. 91-103. -(Тр. ИЯЛИ АН СССР; вып. 20).
  • Конаков Н.Д. От святок до сочельника: коми традиционные календарные обряды. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. -127 с.
  • Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. -Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1998. -128 с.
  • Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. XIX -начало XX века. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004. -240 с.
  • Максимов С.В. Год на Севере. -Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. -605 с.
  • Несанелис Д.А. Традиционные формы символического поведения народов Европейского Севера России. -Архангельск: Поморский ун-т, 2006. -153 с.
  • Панюков А.В. Образ мороза в календарной мифологии коми-зырян//Изв. Коми науч. центра УрО РАН. -Сыктывкар, 2012. -Вып. 1 (19). -С. 89-92.
  • Фурсова Е.Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX -начало XX в.). Ч. I: Обычаи и обряды зимне-весеннего периода. -Новосибирск: Агро, 2002. -286 с.
Статья научная