Свойства спутной оболочки, образующейся в мезосфере вокруг ЛА при гиперзвуковом движении
Автор: Тамбовцев В.И., Шевяков И.А., Баринов А.Е.
Журнал: Физика волновых процессов и радиотехнические системы @journal-pwp
Статья в выпуске: 1 т.19, 2016 года.
Бесплатный доступ
Одно из направлений в физике ионизованного газа связано с изучением возмущений среды вокруг сверхзвукового ЛА в мезосфере Земли, что необходимо при рассмотрении вопроса организации надежного радиоканала связи. В работе при исследовании механизма радиопрозрачности возмущенной среды в качестве модели рассматриваются столкновительный ионизованный газ и его плазменное состояние.
Плазменная оболочка, столкновительный ионизованный газ, мезосфера, летательный аппарат, фронт ударной волны, радиопрозрачность, скин-слой
Короткий адрес: https://sciup.org/140255953
IDR: 140255953
Текст научной статьи Свойства спутной оболочки, образующейся в мезосфере вокруг ЛА при гиперзвуковом движении
Перед спускаемым аппаратом (СА) образуется ударная волна (УВ). Происходят ионизация газа и его снос по потоку, и, как следствие, возникает проблема с организацией радиообмена. Существуют также вопросы и для радиолокации. Рабочая частота ю при этом должна превышать критическую частоту ω0, которая равняется электронной плазменной частоте ω p = 2πν p для плазменного состояния. Если частота столкновений электронов ν е превышает расчетное значение плазменной частоты ν p , то ионизованный газ не достигает плазменного состояния, но существенно ослабляет радиосигнал. Эти задачи возникают и на активном участке траектории вывода космического аппарата (КА). Так, значительную часть времени КА многоразового использования находится в мезосфере Земли (40...45 – 85…90 км), развивая при этом суперзвуковую скорость. Актуальность задачи возрастает в связи с развитием космического туризма.
1. Образование оболочки
В скачке уплотнения УВ происходят нагрев газа, диссоциация и, наконец, ионизация. Известно, что керамическая защита антенны СА разогревается до 3000 К. Газ же достигает температуры 104 К. На рис. 1 пре д ставлен результат компьютерного моделирования [1]. СА малого размера окутываются плазмой практически полностью. У крупных объектов с обратной сто-
роны относительно направления вектора движения остается окно радиопрозрачности.
На рис. 2 показаны расчетные зависимости электронной плотности ne от скорости СА v при торможении на различных высотах [2]. Плотность ne возрастает с уменьшением высоты, но скорость v уменьшается. На высоте h = 75 км при скорости v = 5 км/с плотность ne ≈ 1018 м - 3 при частоте столкновений ν e ≈ 1011 Гц, что наблюдается и на высоте h = 100 км.
На рис. 3 в качестве примера представлена схема температурного нагружения поверхности «Бурана» [3]. Максимальная температура в носо-

Рис. 1. Торможение СА: 1 – космическая капсула; 2 – область УВ с температурой 6000 К и выше; 3 – спутный поток с температурой 5000 К; 4 – след, 4000 К; 5 – след, 3000 К; 6 – область перемешивания, 2000 К; 7 – то же, 1000 К; 8 – невозмущенное пространство

Рис. 2. Плотность электронов ne в области прямого скачка уплотнения в зависимости от скорости движения v при торможении СА

Рис. 3. Уровни внешнего нагрева корпуса «Бурана»: h = 63 км, М = 17

Рис. 4. Ударные волны в сверхзвуковой аэродинамической трубе, образующиеся при обтекании модели летательного аппарата
вой части 1410 °C. Разогрев газов осуществляется за счет ударной волны. Температурное поле оболочки с учетом 10 % коэффициента тепло-переноса вблизи поверхности на порядок выше (точными данными авторы не располагают).
2. Исследуемая среда
При обтекании сверхзвуковым газовым потоком твердого тела на его передней кромке образуется ударная волна (иногда и не одна, в зависимости от формы тела). На рис. 4 видны ударные волны, образованные на острие фюзеляжа модели, на передней и задней кромках крыла и на заднем окончании модели [3].
На фронте ударной волны скачкообразно происходят кардинальные изменения свойств пото- ка – его скорость относительно тела снижается и становится дозвуковой, давление в потоке и температура газа скачком возрастают. Толщина фронта ударной волны имеет порядок длин свободного пробега молекул, что позволяет в расчетах фронт заменить поверхностью разрыва [4]. За фронтом газ образует по направлению Z сло- истую структуру, и внутри слоев газ можно считать однородным. Так называемая адиабата Гюгонио идет круче, чем дозвуковая адиабата. Для гиперзвуковых УВ (число Маха М = v / a превышает 6) для плотности р получается:
р1 = (цД
Ро (Y - 1) .
Здесь у — показатель классической адиабаты. Индекс «0» соответствует невозмущенной части, «1» – сжатму состоянию.
Предельное сжатие для одноатомного газа равно 4 (три степени свободы), а для двухатомного – 6 (пять степеней свободы). Оставшаяся при относительном торможении энергия идет на нагрев газа, диссоциацию, ионизацию.
Обратимся к электронной компоненте ионизованного газа, которая определяет радиофизические свойства исследуемой среды. Степень ионизации определяется скоростями прямых и обратных процессов. Условие равновесия ионизации при электронном ударе и рекомбинации при тройных столкновениях имеет вид k1 nane = knin2, где na, ni и ne — концентрации атомов, ионов и электронов; k1 и k2 – константы скоростей процессов. Концентрация заряженных частиц определяется формулой Саха. Такими же соотношениями определяется равновесие при термической ионизации – происходят идентич- ные процессы.
Запишем формулу Саха для концентрации электронов ne [4]:
n e = ( 2n m e ) 0.7 5 ( k b T )0.2 5 P 0 0. 5 h "L5 exp
), (2)
2 kT J
где m e — масса электрона; x r — энергия ионизации; h – постоянная Планка; T – кинетическая температура, P 0 – давление нейтрального газа; kb – постоянная Больцмана. В смеси газов рассматривается легкоионизируемая компонента, концентрация которой n 0. Естественно, что n e < n 0 . Но если не хватает легкоионизируемой компоненты, то пополнение электронной концентрации происходит за счет следующей по степени ионизации компоненты.
Столкновительный ионизованный газ (СИГ) – это трехкомпонентная среда электронов, ионов и атомов (молекул) с относительно малой степенью ионизации. Радиус Дебая – Гюккеля – 5 характеризует масштаб квазинейтральности или электрической неоднородности СИГ (здесь и далее предполагается, что параметры приводятся в усредненном виде). Кулоновское взаимодействие частиц мало в сравнении с kT при выполнении неравенства
e kT
"T” s < ,
4лб о О e
где S o — электрическая постоянная.
Основными характеристиками СИГ также яв-
ляются v e — частота столкновений электронов и
to p — плазменная частота [5]:
В переходной области применимы комплексные характеристики. Комплексная проницаемость S в мнимой части содержит проводимость S = S — i ст / ( s q to ) , что связано с наличием «потерь». Представим проводимость в комплексной форме: ст = ст r — i ст i . Рассмотрим материальное уравнение для плотности тока: j = ст E , где j = en e u . Запишем уравнение движения (5) в комплексной форме для электронов, имеющих скорость u ( t ) = U exp ( i to t ):
u v e = e ; to p К
2 0.5 n e e
(S 0 m e J
me
du ( t ) dt
= i to meu ( t ) = - e E - v emeu ( t ).
Плазменные колебания могут развиваться и существовать на т e - интервале между двумя столкновениями: т e = 1/ v e . Характерные параметры для ионизованного газа и газовой плазмы: to p т e > 1, 5 ^ L , N g » 1 — газовая плазма;
to p т e < 1, 5 « L , т m = S o / ст, N g » 1 — ионизованный газ. (4)
Из материального уравнения и уравнения движения получаем действительную — ст r и мнимую — ст i компоненты комплексной прово-
димости:
e ne v e _ _ _e n e to
” 27 2; c i = 2~ 2 .
m e v e + to m e v e + to
Здесь L – линейный масштаб исследуемой среды; N g — количество заряженных частиц в сфере Дебая; т м — максвелловское время установления квазинейтральности (для СИГ связано с v e ); ст — коэффициент электропроводности. При малом N g газ становится слабоионизиро-ванным, и тепловое движение «маскирует» действие кулоновских сил. При 2nv e > to p электроны сталкиваются с частицами газа столь часто, что
3. Радиофизические свойства среды СИГ
Итак, рассмотрим два принципиально различных состояния СИГ – плазменное и не плазменное. Для фазовой функции — в и функции затухания — а известны частотные зависимости [6]:
в2 = 2/ to 2Л
2 - 2 (v e + to2)
характер их движения определяется газодина-
X
'2 + to2 - to2)2 + v 2 to 4 + to(v 2 + to2 epepe
-
(8) to p ) ) ,
мическими, а не электрическими силами.
Характер поведения электронов в целом определяется дифференциальным уравнением движения (относительно координаты z ):
2 = to X
2 c 2 (v e + to2)
x (^2(v e +to2 - to p ) 2 +v 2 to p - to(v 2 +to2
me
d 2 ze dt
- to p ) ) .
- eE z
+ v e m e
d ( Z o - Z e ) dt
+
e ne
S o
( zo
- z e )■
Последнее слагаемое определяет наведенное поле за счет динамического воздействия со стороны нейтральной компоненты при ее движении. Если исключить влияние внешнего поля E и массовое движения газа, то, естественно, получается плазменная частота to p .
В рамках феноменологического подхода радиофизические свойства СИГ описываются «материальными уравнениями среды». Диэлектрические свойства среды характеризуются относительной диэлектрической проницаемостью s(to), а проводящие свойства — проводимостью c(to).
А. Не плазменное состояние столкновительно-го ионизованного газа – собственно СИГ при 2nv e > to p (здесь to p — расчетный параметр). На толщине скин-слоя 5 поглощение происходит практически без отражения. Заметим, что диапазон перехода к радиопрозрачности здесь четко не определен.
В правых частях уравнений (8) и (9) введем безразмерные частоты относительно v e :
to top v =----и v = ——. (10)
r 2nve rp 2nv e
В левых частях (8) и (9) введем безразмерную форму записи:
P 2 i =в2 и a A = a2 —. (11)
v 2 e v 2 e

Рис. 5. Зависимости функций затухания в СИГ от относительной частоты ( а ); зависимости фазовых функций в СИГ от относительной частоты ( б )

а )
Рис. 6. Зависимости функций затухания в СГП от относительной частоты ( а ); зависимости фазовых функций в СГП от относительной частоты ( б )

б )
После выполнения подстановок получаем:
2 _ 2n2v r
Р A =
о(1 + 4п v r )
х (^ю2(1 + 4n2(vr - vrp))2 + 16n4vrpv2 +
+ о(1 + 4n (v r — v rp )) ) .
22n aA =21“
о(1 + 4n v r )
х (^02(1 + 4n2(vr — vrp ))2 + 16n4vrpv2 —
-
— to(1 + 4n (vr — vrp))) .
Модельные зависимости для СИГ пред- ставлены на рис. 5, а и на рис. 5, б для слу- чаев: 1) vrp = 1/ 30; 2) vrp = 1/ 20; 3) vrp = 1/10;
-
4) v rp = 1/ 2п. Анализ представленных здесь частотных зависимостей (рис. 5) показывает, что действительно для СИГ необходимо доопределить значение частоты или частотный диапазон перехода к радиопрозрачности (см. А). Однако на фазовых частотных зависимостях можно отметить особую частотную область, где они сливаются в линию одинакового наклона. Окончательно это происходит при единичной относительной частоте.
В. Плазменное состояние столкновительно-го ионизованного газа — СГП, если 2nv e < to p . Среда становится радиопрозрачной при частоте, превышающей to p . Отражение наблюдается на частоте о ниже to p , но при to > 2nv e .
В правых частях уравнений (8) и (9) введем относительные частоты:

Рис. 7. Зависимости глубины скин-слоя от частоты ν r для СИГ

Рис. 8. Зависимости глубины скин-слоя от частоты νr для СГП to vr = и vre top ve top
.
« В =
vr
2( v 2 e + v Г )
х
х
( 2/2.2 2.2 /2.2
д/ v r ( vre + v r — 1) + vre - v r ( vre + v r
- 1) ) •
e B = 2 vr 2 х
2( v ; e + v 2 )
х
( ^v 2 (v2ee + v 2 - 1)2 + v 2 e + v r ( v 2 e + v 2 - 1) ) ,
где вв = ₽2 -2 и аВ = а2 -2 . (17)
to p to p
Анализ представленных здесь частотных функций (рис. 6) показывает, что действительно значение частоты перехода к радиопрозрачности для СГП определяется выражением to > 2nv e (см. В), что со о тветствует относительной частоте v r = to / to p , равной 1. Для анализа изменения глубины проникновения электромагнитной волны в среду воспользуемся обратной зависимостью от функции затухания – здесь это касается выражения (15). Для СГП с параметрами: 1) v re = 1 /V30, 2) 1 /710, 3) 1/ Т3, 4) 1, частотные зависимости для 5 представлены на рис. 6. Переход к радиопрозрачности действительно наступает при относительной частоте, равной единице, и тем резче, чем меньше частота столкновений. На низких частотах (меньше 0,5 относительной частоты) функции затухания уменьшаются, т. к. длины волн превышают значения скин-слоя и условие модельности нарушается.
Заключение
Для анализа изменения глубины проникновения электромагнитной волны в исследуемые среды воспользуемся определением зависимости глубины скин-слоя 5 от частоты как обратной зависимости от функции затухания [5] – здесь это касается выражений (13), (16). Для СИГ с исследуемыми параметрами (см. А) частотные зависимости для 5 представлены на рис. 7; для СГП (см. В) – рис. 8.
Анализируя зависимости, изображенные на рис. 7 и 8, необходимо отметить следующее.
-
1) Физический смысл величины относительного скин-слоя для СИГ состоит в отражении количества длин волн электрон-атомных столкновений, на котором произойдет затухание сигнала (следует из (10))
-
2) Физический смысл величины относительного скин-слоя для СГП состоит в отражении количества длин волн плазменных колебаний, деленных на 2п, на котором произойдет затухание сигнала (следует из (14)).
-
3) Цена деления оси абсцисс на рис. 7 получается в 2п раз больше в абсолютных величинах, чем для рис. 8 (в силу соотношений (10) и (14)).
-
4) Для оценки корректности полученных модельных зависимостей для СИГ и СГП введен предельный случай (обозначен 4 на всех графиках) (т. е. когда среда является и СИГ, и СГП одновременно). Соответствие очевидно.
Для СИГ наступает прозрачность радиоволн при превышении частоты электрон-атомных столкновений (в 1,5–2 раза). Для СГП прозрачность наступает с превышением частоты радиоволн значения плазменной частоты. При этом выполняется линейность зависимости фазовой функции и стремится к нулю частотная функция затухания. Критическая частота достигает значения 10 ГГц на высоте 70 км [5; 7].
Переход от безразмерных к абсолютным параметрам не требует каких-либо дополнительных математических преобразований и сводится лишь к умножению. Для нахождения оптимальной частоты, зная параметры среды (v e , to p ) и толщину плазменного слоя, необходимо потребовать, чтобы последняя была меньше расчетной величины скин-слоя.
Список литературы Свойства спутной оболочки, образующейся в мезосфере вокруг ЛА при гиперзвуковом движении
- Wolverton M. Piercing the plasma: ideas to beat the communications blackout of reentry // Scientific American. 2009. № 12. P. 28-29.
- Клеймон Дж. След объекта, входящего в атмосферу // Ракетная техника и космонавтика. 1964. Вып. 10.
- Тамбовцев В.И., Шевяков И.А., Литвинов А.А. Радиопрозрачность ионизованной оболочки, образующейся вокруг гиперзвукового объекта в мезосфере // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2015. Т. 15. № 3. С. 142-146.
- Шевяков И.А. О радиопрозрачности плазменной оболочки гиперзвукового летательного аппарата // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Математика. Механика. Физика. 2014. Т. 6. № 2. С. 80-84.
- Тамбовцев В.И., Шевяков И.А., Кучуркин А.А. Радиофизические свойства столкновительной плазмы газового разряда // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Математика. Механика. Физика. 2013. Т. 5. № 1. С. 100-106.
- Баринов А.Е., Прокопов И.И., Тамбовцев В.И. Моделирование радиочастотных характеристик плазменных образований для гиперзвукового объекта в мезосфере Земли // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Математика. Механика. Физика. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. Т. 6. № 2. С. 72-76.
- Тамбовцев В.И., Шевяков И.А. Оценка затухания радиосигнала при прохождении ударной волны гиперзвукового аппарата // Радиотехника и кибернетика. Труды МФТИ. 2013. № 56. С. 188-190.