Сырьевые стратегии верхнепалеолитического населения Малой Сыи

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты анализа сырьевой базы и геологического строения территории, на которой расположен известный памятник верхнего палеолита - Малая Сыя. Местонахождение демонстрирует один из редких случаев локализации палеолитической культуры в горном обрамлении Северо-Минусинской котловины, и современный этап исследований открывает новые возможности для установления пространственных связей населения юга Средней Сибири в эпоху палеолита. Геолого-петрографическая оценка района памятника, характер сырья в целом и коллекции артефактов указывают на наличие двух стратегий в отборе каменного сырья. Первая подразумевает использование местного сырья для производства орудий и получения пигмента. Вторая предполагает использование приносимого, «экзотического» сырья (талькитов) для изготовления предметов неутилитарного назначения.

Еще

Каменное сырье, стратегия, верхний палеолит, сибирь

Короткий адрес: https://sciup.org/145144858

IDR: 145144858

Текст научной статьи Сырьевые стратегии верхнепалеолитического населения Малой Сыи

Определение культурно-типологической принадлежности, хронологии и корреляция материалов изучаемого объекта с известными, хорошо изученными опорными геоархеологическими объектами способствуют решению вопро сов типологической принадлежности к археологической культурной общности, археологического районирования, определения культурной специфики и т.д. Анализ сырьевой базы позволяет установить характер адаптационных стратегий, территориальные связи, вероятно сть культурной трансляции и социальных миграций. Ресурсные стратегии освоения территории, используемые палеолитическими обществами, являются определяющими для охотников-собирателей и предполагают существование подвижных, постоянно функционирующих механизмов обеспечения основных потребностей сообществ – присвоения ресурсов [Хаценович, Рыбин, 2012; Кulik, 2014]. В нашем случае интере с представляют как использование

«экзотического» каменного сырья, так и оценка территориальных, пространственных связей обитателей стоянки.

Объект расположен на территории Ефремкин-ского карстового участка на во сточном склоне Кузнецкого Алатау, на его границе с Северо-Минусинской котловиной, и приурочен к левобережью р. Белый Июс (приток р. Чулым) в среднем ее течении [Барков, 2016; Ларичев, Холюшкин, 1992; Лбова и др., 2014, 2015; Лисицын, 2000; Холюш-кин, 2009; и др.]. Радиоуглеродные даты аргументированно соотносят комплекс с каргинским временем с датировками в интервале 28–36 тыс. л.н. [Лбова и др., 2015]. В геологическом отношении эта территория представляет собой тектонический блок раннепалеозойского фундамента, отделенный разломами от Северо-Минусинской котловины, выполненной отложениями девона и карбона. Памятник локализован в северо-западной части блока, вблизи сочленения серии разломов, в поле развития кембрийских магматических пород основного состава, прорванных многочисленными интрузиями ордовикских гранитоидов. Существенно, что в регионе с кембрийскими основными породами связано магнетитовое, а с ордовикскими гранитоидами – медное и медно-молибдено-воль-фрамовое оруденение, так что в пределах этого блока оказываются многочисленные мелкие проявления и более десяти медных и железорудных месторождений.

В северной части блока, отграниченной разломом от субширотной западной части Северо-Минусинской котловины, преобладают осадочные отложения кембрия, венда и рифея – алевролиты, пе счаники и туфопесчаники, а также доломиты и известняки, содержащие силициты.

Определение пород артефактов и минералов-«экзотов» проводилось под бинокулярной лупой МБС-10 с выборочной проверкой последних методом рентгено-фазового анализа (РФА). Для установления пространственной локализации источников минерализации был проведен геолого-петрографический анализ по серии опубликованных ВСЕГЕИ геологических карт и материалов о полезных ископаемых региона.

Коллекция Малой Сыи интересна тем, что помимо местного галечного сырья для производства массовой каменной индустрии (о чем свидетельствуют остатки галечной поверхности на нуклеусах и отщепах) здесь использовало сь и «экзотическое» минеральное сырье, образующее две группы: «пигментсодержащие» материалы (гематит, гетит, лимонит, малахит) и сырье для изготовления уникальных поделок (талькит, раухтопаз, горный хрусталь). Кроме того, следует отметить присутствие обломков магнетитовой руды в пределах планиграфических структур основного культурного слоя, поскольку на некоторых из них наблюдаются следы применения ударной техники. И хотя содержание «экзотов» составляет лишь около 1 % от всего каменного материала коллекции, именно они дали наиболее ценную информацию о сырьевой стратегии и освоении территориальных ресурсов.

В палеолите известно использование «пиг-ментсодержащих» минералов в качестве основы для цветных пигментов : гамма красного (гематит), коричневого и желтого (гетит, гидрогетит) цветов [Errico, 2008; и др.]. Гематит в артефактах присутствует в виде пластинчатых агрегатов, нарастающих на мелко-среднезернистый магнетит. Гетит наиболее широко распространен в этой группе, его псевдоморфозы по гематиту – чешуйчатые, игольчатые и почковидные агрегаты – перекрываются почковидным натечным гидрогетитом и лимонитом. Взаимоотношения минералов железа свидетельствуют об образовании гетита и гидрогетита в зоне окисления первичных гема-тит-магнетитовых руд, мелкие проявления которых многочисленны в районе памятника. В этой связи становится объяснимым и наличие следов применения ударной техники на обломках магнетитовой руды из культурного слоя; очевидно, от них отсекались участки с гематитом и гетит-гидрогетитом.

Следов обработки на образцах, содержащих малахит, нет. Интерес представляет само нахождение минерала в пределах планиграфических структур культурного слоя, поскольку малахит является наиболее ярким «поисковым признаком» зон окисления. Он присутствует в образцах, представляющих собой брекчию кварцевой жилы, обломки которой сцементированы мелкочешуйчатым гетитом, местами с образованием псевдоморфоз облекания. Малахит приурочен к внутренним частям таких псевдоморфоз – полостям на месте выпавших обломков жильного кварца. Брекчирование кварцевой жилы и совместное нахождение гетита и малахита означают, что образцы взяты из зоны окисления в пределах тектони-че ского разлома, в непосредственной близо сти от поселения. И хотя первичная рудная минерализация при окислении не сохранилась, очевидно, что она содержала и железо, и медь.

Горный хрусталь представлен различными сколами сырья (9 экз.), в т.ч. с ретушью утилизации. Раухтопаз – 4 экз., из них 2 небольших отщепа и 2 обработанных кристалла. Обилие в ближайшем окружении памятника гранитоидных массивов, в занорышах пегматитовых и кварцевых жил кото- рых только и могли сохраниться эти прозрачные разности кварца, не оставляет сомнения в их местном источнике.

Наибольший интерес в коллекции «экзотов» представляют артефакты из мягкого поделочного камня. Среди них 7 изделий из группы персональной орнаментации, 5 заготовок и 23 обломка сырья в виде сколов и отщепов, пригодных для дальнейшей обработки. На большей части артефактов имеются следы скалывания. Почти все изделия изготовлены из талькита – скрытокристаллической породы зеленовато-желтого, светло-коричневого, коричнево-бурого, розовато-бежевого, медового оттенков, состоящей из талька с включениями кальцита, хри-зотил-асбеста, псевдоморфозами по темноцветным силикатам и примесью рудного минерала. Включения повышают твердость талькита по сравнению с чистым тальком до 2,5–3 по шкале Мооса. Заготовки из этого сырья несут следы предварительной обработки резцом. Изделия из него имеют различную геометрическую форму и от одного до трех отверстий, выполненных различными способами (cм. статью Л.В. Лбовой, П.В. Волкова и др. в данном томе) [Лбова и др., 2014].

Источником этого вида сырья являются рифей-ские гипербазиты офиолитовой ассоциации, образующие линзовидные тела в пределах тектонического блока, примыкающего с юго-запада к блоку, в котором находится памятник Малая Сыя. В зоне сопряжения мощных тектонических разломов, разделяющих блоки, гипербазиты превращены в таль-киты, серпентиниты (с которыми связаны проявления хризотил-асбеста), листвениты и родингиты. Примечательно, что четыре из шести таких линзо-видых тел пересекаются западными составляющими Белого Июса на расстоянии, не превышающем 35 км, от памятника.

Анализ геологического строения района и использования каменного сырья позволил установить сырьевую базу и зону активного обитания палеолитического населения Малой Сыи и обнаружить два варианта (или стратегии) освоения каменных ресурсов территории. Главным было использование местного галечного сырья террасы р. Белый Июс в непосредственной близости от палеолитического поселения [Чеха, Оводов, 1992], а выходы окисленных железных и медных руд района обеспечивали до ступность «пигментсодержащего» материала. Второй вариант стратегии – доставка сырья (таль-китов) для изготовления уникальных предметов неутилитарного назначения – требовал одно-двух-дневного перехода.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-50-00036).

Список литературы Сырьевые стратегии верхнепалеолитического населения Малой Сыи

  • Барков А.В. Верхнепалеолитический памятник Малая Сыя (Кузнецкий Алатау) // Актуальная археология - 3. Новые интерпретации археологических данных: тез. Междунар. науч. конф. молодых ученых (Санкт-Петербург, 25-28 апреля 2016 г). - СПб.: Изд-во ИИМК РАН, 2016. - С. 21-23.
  • Ларичев В.Е., Холюшкин Ю.П. Археология верхнепалеолитического поселения Малая Сыя // Археология, геология и палеография палеолитических памятников юга Средней Сибири (Северо-Минусинская впадина, Кузнецкий Алатау, Восточный Саян). - Красноярск: Зодиак, 1992. - С. 109-122.
  • Лбова Л.В., Волков П.В., Долгорукова Н.А., Барков А.В., Ларичев В.Е. Предметы неутилитарного назначения местонахождения Малая Сыя (технологический аспект) // Вестн. НГУ Сер.: История, филология. - 2014. - Т. 13, вып. 5: Археология и этнография. -С. 91-100.
  • Лбова Л.В., Панов В.С., Зенин В.Н., Барков А.В. Новые данные о радиоуглеродном возрасте памятника Малая Сыя // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. - Т. XXI. -С. 103-106
  • Лисицын Н.Ф. Поздний палеолит Чулымо-Енисейского междуречья. - СПб.: Петербург, востоковедение, 2000. - 232 с
  • Хаценович А.М., Рыбин Е.П. Архаичные типы адаптационных стратегий и их развитие в каменном веке // Вестн. НГУ. Сер.: История, филология. - 2012. -Т. 11, вып. 3: Археология и этнография. - С. 50-58
  • Холюшкин Ю.П. Поселение Малая Сыя - ранний этап верхнего палеолита Сибири (к проблеме начала становления культур Homo sapiens в Северной Азии) // Астроархеология - естественно-научный инструмент познания протонаук и астральных религий жречества древних культур Хакасии. - Красноярск: Город, 2009. -С. 137-145.
  • Чеха В.П., Оводов Н.Д. Геология и палеонтология стоянки Малая Сыя // Археология, геология и палеография палеолитических памятников юга Средней Сибири (Северо-Минусинская впадина, Кузнецкий Алатау, Восточный Саян). - Красноярск: Зодиак, 1992. - С. 109-114.
  • Errico F., d'. Le rouge et le noir: implications of early pigment use in Africa, the Near East and Europe for the origin of cultural modernity // South African Archaeol. Soc. - 2008. - Vol. 10: Current themes in middle stone age research. - P. 168-174.
  • Kulik N.A. Raw Materials for Prehistoric tool manufacturing as an ecological factor of the Altai Paleolithic // Topical issues of the Asian Paleolithic. - Novosibirsk: IAET SB RAS Publ., 2014. - P. 99-100.
Еще
Статья научная