Таджикистан: социокультурный код эпохи и публичный ислам
Автор: Додхудоева Лола Назаровна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Зарубежный опыт
Статья в выпуске: 9, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье затронута проблема представленности ислама в публичном пространстве Республики Таджикистан - единственной среди стран постсоветской Средней Азии, накопившей уникальный опыт со-бытия секулярно ориентированного государства и полноценно участвующих в социально-политической жизни религиозных конфессий, имеющих длительную историю бытования в регионе (суннизм ханафитского толка и исмаилизм), а также религиозной партии. Партия исламского возрождения Таджикистана получила законодательно закрепленное право участия в работе парламента, издания газет и журналов и проч. в результате мирного урегулирования межтаджикского конфликта 1992-1997 гг. Автор рассматривает композицию мусульманского сообщества страны, новые модели и формы социализации и репрезентации его различных представителей. Особое внимание уделено новому феномену социально-политической жизни республики: появлению мусульманских женщин - активисток исламской партии и исмаилитской общины.
Секуляризм, модернизационный проект, шариат, совет улемов, биконфессиональность
Короткий адрес: https://sciup.org/170167609
IDR: 170167609
Список литературы Таджикистан: социокультурный код эпохи и публичный ислам
- Адиб Халид. 2010. Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии. М.: Новое литературное обозрение. 304 c
- Додхудoева Л. 2011. Абу Ханифа и его эпоха: социально-политический аспект. -Материалы по социально-политической истории Центральной Азии. VIII -нач. XVI вв. (под ред. А.Т.Турсунова). Душанбе: Принт-мастер. C. 540-541
- Додхудоева Л. 2013. От ислама к секуляризму и обратно в ислам? «Женский вопрос» в мусульманских сообществах в ХХ в. Душанбе: Дониш. 271 с
- Додхудоева Л. 2014. От ислама к секуляризму и обратно в ислам? -«Женский вопрос» на страницах прессы Таджикистана (1930-40 и 2000-10 гг.). Душанбе: Дониш. 340 с
- Кисриев Э.Ф. 2012. Арабские революции в глобализирующемся мире и «новый ислам». -Протестные движения в арабских странах, предпосылки, особенности, перспективы. Материалы круглого стола. М.: URSS. C. 104-110
- Мчедлова М.М. 2012. Современные параметры возвращения религии: ракурсы проблемы//Вестник института социологии. № 1(107). С. 11-21.
- Новейшая история исмаилитов. Преемственность и перемены в мусульманской общине (под ред. Ф. Дафтари, Л. Додхудоевой). 2013. М.: Наталис. 480 с.
- Хабермас Ю. 2008. Против «воинствующего атеизма». Постсекулярное» общество -что это такое? О новом европейском порядке//Русский журнал. 23.07. Доступ: http://www.russ.ru/pole/Protivvoinstvuyuschego-ateizma (проверено: 20.04.2012).
- Esposito J.L. 2003. Retreat from the Secular Path. -Turkish Islam and the Secular State: The Gulen Movement (ed. by M.H. Yavuz, J.L.Esposito). -N.Y. Seracuse University Press. P. xiii-xxxiii.
- Rinaldo R. 2010. Women and Piety Movements. -The New Blackwell Companion to the Sociology of Religion (ed. by B.S. Turner). Ch. 26. N.Y.: Wiley-Blackwell