Таким он останется в памяти коллег

Автор: Юрлов И.Е., Баженова Е.Ю., Мхитарян С., Говорухин А.В., Бужакова Я.

Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep

Рубрика: В память о профессоре Борисе Васильевиче Личмане

Статья в выпуске: 2 (55), 2021 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142226993

IDR: 142226993

Текст статьи Таким он останется в памяти коллег

Мхитарян С., лаборант кафедры, УИЭУиП

BORIS VASILIEVICH

AND THE DEPARTMENT OF HISTORICAL DISCIPLINES OF THE URAL INSTITUTE OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND LAW

E.Yu. Bazhenova,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

S. Mkhitaryan, laboratory assistant ofthe department, UIEUiP

Наша кафедра была небольшой, всего три человека в институте и пять коллег-историков в филиалах. Мы редко виделись, так как часто были в разъездах, но, когда встречались, обсуждали и вопросы методологии истории, и новые публикации в научных журналах. Часто наши взгляды на те или иные процессы истории не совпадали, но Борис Васильевич никогда не настаивал на правильности только своей точки зрения. Такое отношение позволяло не зацикливаться на чем-то одном. Время было сложное, ломалась привычная жизнь и разрушались стереотипы оценок многих вопросов истории. Борис Васильевич тактично, но твердо мог высказать свое несогласие с моими научными и методическими приемами в преподавании истории, мог и что-то запретить, но у меня ни разу не возникло желание не выполнить его требование. На кафедре было не только интересное интеллек- туальное общение, но и желание общаться, поздравлять друг друга с днями рождения, пить чай. Я, когда приходила на кафедру, всегда варила кофе, а Борис Васильевич покупал по дороге вкусный пирог. На кафедре всегда незримо присутствовала и жена Бориса Васильевича, Наталья Ивановна, которая знала про дела кафедры все. Мы общались по телефону тогда, общаемся и сейчас. На кафедру часто забегала и внучка Бориса Васильевича, Наташа, которая училась у нас и в колледже, и потом в вузе.

Наша лаборант Сонна всегда заботилась о нас. Борис Васильевич помогал нам в трудной жизненной ситуации. Когда у меня болела мама, он отпускал меня и сам с друзьями-историками работал вместо меня. Мне очень не хватает сейчас и Бориса Васильевича, и той обстановки понимания и поддержки, которая была на нашей кафедре.

ПОСВЯЩАЕТСЯ БОРИСУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ЛИЧМАНУ, УЧИТЕЛЮ И ЧЕЛОВЕКУ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Говорухин А.В., юрист УИЭУиП

DEDICATED TO BORIS VASILIEVICH LICHMAN, A TEACHER AND A MAN WITH A CAPITAL LETTER

A.V. Govorukhin

Lawyer UIEUiP

За семь лет, проведенных в одном кабинете, этот человек стал для меня учителем. Ежедневно общаясь с этим замечательным человеком и ученым, я стал понимать мир и историю человека, коим является наука история, ближе, четче и многограннее. А самое главное - я узнал человека Бориса Васильевича, от его рождения в послевоенной Белоруссии, со шрамами окопов и не зарытых блиндажей, от любви матери и отца, о которых он говорил, и на его лице проступала любовь и благодарность за труд воспитания маленького Бориса.

До начала пути в науке юного Бориса Васильевича, на теплой, богатой историческими событиями неньке -Украине, которую он очень любил, людей и ее землю, с трудностями и поисками первого места работы, желанием найти себя в таком разном мире. Вся его жизнь отдана науке, с первых моментов, когда он понял, что история, это его стихия, его мир. В нем он создал свою науку, свой взгляд на нее, что история многовекторная, а не шоссе, строго проложенное, выверенное и единственно правильное.

Человек, прошедший через множество разочарований и испытаний, через которые он прошел с честью и достоинством, будь то, переезд с Украины, оставив там отца -фронтовика, отчетливо понимая, что жизнь рушится, как и карьера ученого, как и весь устоявшийся мир Бориса Васильевича, ког- да важно сохранить самого себя и решиться уехать из места, где все начиналось в семидесятых, и время девяностых, когда человек сам становится частью истории и событий. На изломе времен, когда человек не защищен и оголен во всех возможных смыслах.

Начать с начала, и не раз, немногим это удается, а этому человеку удалось не впасть в уныние, а уйти в преподавание, в мир истории человечества, написание учебников для тех, кто входит в жизнь, широкую, вечную…

О таких людях, как Борис Васильевич, можно сказать, что они нужны всегда, этот человек делал мир интереснее, богаче. Слушая его как историка, политолога или человека, который давал своим студентам основы римского права, такого же, как он, вечного и нужного, спустя тысячелетия, мы тгдашние студенты, расширяли границы познания данного мира. Мне очень хочется верить, что его взгляд на историю займет достойное место в исторической науке России, его познание науки очень важно, оно не позади, а впереди, и ему еще только предстоит оценка важности такого подхода к истории человечества.

И еще, человека, столь трепетного относящегося к своей жене, я не встречал и, возможно, не встречу. С этим нужно родиться, это невозможно нажить, как багаж, или получить единовременно. С этим ощущением любви к жизни и к конкретному человеку нужно прожить, прочувствовать, обогатить и, наконец, заслужить.

Таким для меня был и есть Борис Васильевич Личман, глыба, человечище, мудрый учитель, каких мало в нашем Отечестве, который болел за свою страну, прошлую и нынешнею, и как жаль, что нельзя зайти в кабинет и поздороваться: «Здравствуйте, Борис Васильевич!»

Я хорошо помню тот день, когда узнала, что Бориса Васильева не стало. Хорошо помню, как в горле встал ком, как сердце пропустило несколько ударов. Помню, как не хотела в это верить, и как до последнего надеялась, что это чья-то плохая и неудачная шутка.

Также я помню первую нашу встречу с ним: я сидела в аудитории и слушала его спокойный голос, окунувшись в атмосферу Древнего Египта. Мне всегда нравились его занятия. Я выполняла домашние задания,

Бужакова Яна, студентка 2 курса, очная форма обучения

Yana Buzhakova, 2nd year student, full-time делала проекты, потому что мне самой было интересно это делать. Борис Васильевич был не только потрясающим преподавателем, но и хорошим человеком. Он был невероятно добрым, и с ним всегда можно было поговорить о чем-то. Он не только помогал в вопросах учебы, но и давал хорошие жизненные советы.

Я помню, как у меня загоралась улыбка в те моменты, когда я видела его предметы в расписании. Я шла в аудиторию и понимала, что следующие часы пройдут потрясающе.

Статья