Таксономически значимые особенности облика лося Западной Сибири в связи со структурой их мтДНК
Автор: Немойкина О.В., Холодова М.В., Тютеньков О.Ю., Москвитина Н.С.
Журнал: Принципы экологии @ecopri
Статья в выпуске: 3 (19) т.5, 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147112791
IDR: 147112791
Текст статьи Таксономически значимые особенности облика лося Западной Сибири в связи со структурой их мтДНК
ТАКСОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЛИКА ЛОСЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СВЯЗИ СО СТРУКТУРОЙ ИХ МТДНК
Немойкина О.В.1, Холодова М.В.1,2, Тютеньков О.Ю.1, Москвитина Н.С.1
Население лося Западной Сибири отличается высоким уровнем генетического разнообразия и своеобразием митотипического состава (Немойкина и др., 2016): здесь присутствуют как уникальные западно-сибирские гаплотипы (западно-сибирская гаплогруппа – ГЗС), так и характерные для других частей ареала от Европы (европейско-уральская гаплогруппа – ГЕУ) до Восточной Азии (американская гаплогруппа – ГА). Поэтому генетические особенности населения лося Западной Сибири вкупе с пограничностью данной территории для европейского и восточносибирского подвидов предполагают возможность обнаружения здесь животных с внешними таксономическими признаками как A. a. alces , так и A. a. pfizenmayeri . Для проверки данного утверждения в качестве экстерьерных признаков были использованы сведения об окраске хребта (наличие или отсутствие черной полосы на хребте), нижней части живота, нижних частей конечностей, морды (темно- или светлоокрашенные), а также информация о форме рогов (лосеобразные, оленеобразные, промежуточного типа). Известно, что наличие черной полосы на хребте, темная окраска живота, нижних частей конечностей, морды, а также лосеобразные и промежуточного типа рога характерны для восточносибирского подвида, населяющего Сибирь восточнее Енисея (Данилкин, 1999). В данной работе использована информация о внешнем облике 50 животных. Все они были генотипированы по контрольному региону (D-петле) мтДНК (Mikko, Andersson, 1995). В ГЕУ вошло 30 образцов, разделившихся на 5 гаплотипов, в ГЗС – 18, также с 5 гаплотипами, и в ГА – только 2 с единственным гаплотипом.
Окраска животных, отнесенных к разным гаплотипам, варьировала от типичной для европейского лося (12 экземпляров) до типичной для восточносибирского (7 экземпляров), и чаще имела смешанные черты (31 экземпляр). Для одного из животных, нуклеотидные последовательности которых вошли в ГА, отмечены признаки, характерные для восточносибирского лося, для другого – признаки европейского. Животные, отнесенные к ГЕУ и ГЗС, также отличались разнообразием окраски. Для животных ГЕУ черная полоса на хребте отмечена в описании 50% особей; темноокрашенные низ живота и нижние части конечностей – в описании 23% и 53% соответственно; конец морды темноокрашенный или черный в 57% случаев; форма рогов лопатообразная или промежуточного типа – у 50% особей. Для облика ГЗС эти же черты менее характерны. Так, черная полоса на хребте отмечена у 22% животных; темноокрашенные низ живота и нижние части конечностей – у 17% и 44% животных соответственно; темноокрашенный или черный конец морды – у 44%; лосеобразные рога и рога промежуточного типа – у 39%. Таким образом, лоси ГЕУ отличаются большим экстерьерным разнообразием, чем животные ГЗС. Это может быть связано с тем, что ГЗС в свое время претерпела более жесткое бутылочное горлышко, чем ГЕУ, сохранившись только в одном плейстоценовом рефугиуме. Сегодня это проявляется, с одной стороны, распространением ГЗС на меньшей территории, чем ГЕУ, с другой – меньшим генетическим (Немойкина и др., 2016) и экстерьерным разнообразием западно-сибирской гаплогруппы в сравнении с европейско-уральской.
Авторы благодарят сотрудников Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды и охотников Томской области за предоставленные материалы.
Работа выполнена в рамках госзадания (проект № 6.657.2014/К), Программы повышения конкурентоспособности ТГУ (НИР №8.1.25.2015) и при поддержке РФФИ (проект №16-3400773).