Тактические приемы допроса подозреваемого (обвиняемого), проводимого в конфликтной ситуации
Автор: Булгакова А.В.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 11 (41), 2018 года.
Бесплатный доступ
Актуальность темы обусловлена тем, что тактические приемы допроса подозреваемого (обвиняемого) имеет важное значения для правильного разрешения уголовного дела.
Допрос, тактические приемы, подозреваемый, следователь
Короткий адрес: https://sciup.org/140272631
IDR: 140272631
Текст научной статьи Тактические приемы допроса подозреваемого (обвиняемого), проводимого в конфликтной ситуации
Во время допроса возникают различные ситуации, когда подозреваемый (обвиняемый) не признает свою вину. Примененные тактических приемов должно эффективно способствовать противодействию допрашиваемого лица и побудить его дать правдивые показания, а не ложные, как это происходит на практике[1].
Необходимость применения простых и сложных тактических приемов возникает в случаях, когда доказательств недостаточно, либо имеются лишь косвенные доказательства. В данном случае могут успешно применяться тактические приемы такие, как:
-
- Беседа. Данный прием характеризуется в доверительном разговоре, который вскоре может перейти допрос. Сама по себе беседа не решает задач допроса, а служит лишь тактическим приемом для их решения. Цель данной беседы заключается в оказании на собеседника психологического (главным образом эмоционального) воздействия в нужном следователю направлении.
-
- Снятие напряжения. Как показывает практика, что вызванные на допрос лица уже в момент явки находятся в состоянии психического напряжения, либо приходят в такое состояние в ходе допроса. Поэтому это затрудняет прийти к поставленной цели. Следователь должен уметь и видеть, когда человек находится в психическом напряжении и использовать в тактических целях.
-
- Использование положительных качеств личности допрашиваемого. Давая ложные показания, обвиняемый понимает, что действует незаконно и безнравственно, что тем самым проявляет на допросе не лучшие свои человеческие и гражданские качества. Поэтому обращение следователя к лжесвидетельствующему не с осуждением и негативными, критическими оценками, к которым тот был готов заранее, а с высокой оценкой его некоторых положительных качеств, поступков, достижений может оказаться весьма неожиданным для него.
^^^^^^^^^н
"Теория и практика современной науки"
№11(41)
-
- Пресечение лжи. Когда на допросе лицо дает ложные показания, перед следователем возникает проблема - как поступить: оформить эти показания протоколом в обычном порядке, надеясь в ходе дальнейшего расследования опровергнуть их, или с помощью тактического воздействия на допрашиваемого (эмоционального либо логического) попытаться пресечь лжесвидетельство на уровне рассказа (до записи в протокол) и добиться правдивых показаний.
-
- Выжидание. В психологической установке лица на дачу ложных показаний изначально заложен противоположный компонент - сомнения в полезности и целесообразности реализации этой установки при определенных условиях.
Суть приема состоит в том, чтобы сначала обесценить ложную версию и параллельно актуализировать блокирующие эту версию сомнения, а затем оставить допрашиваемого на некоторое время наедине с самим собой в ситуации нарушенного психологического равновесия (с задачей сделать окончательный выбор). Умелым применением данного приема, актуализирующего борьбу положительных и отрицательных мотивов у допрашиваемого, следователь чаще всего добивается успеха[2].
-
- Допущение легенды. Данный тактический прием дает хорошие результаты во многих ситуациях, но особенно - при опровержении ложных алиби.
Столкнувшись с ложными показаниями, следователь должен сделать вид, будто верит всему, о чем говорит допрашиваемый, скрывающий свою или чью-либо причастность к преступлению.
-
- Внезапность вопроса или предъявления доказательства. По ходу изложения допрашиваемым своих ложных построений следователь, определив нужный момент, задает ему вопрос не по теме его рассказа, а о
том или ином обстоятельстве его (или другого лица) причастности к преступлению. В таком контексте вопрос приобретает характер внезапного, неожиданного. Следует добавить, что данный прием может успешно применяться вслед за «допущением легенды».
-
- Отвлечение внимания. Данный тактический прием надлежит применять в ситуациях, когда следователь уверен, что допрашиваемый не даст правдивых показаний о каком-либо событии, связанном с преступлением. Суть приема состоит в том, что с целью отвлечения внимания допрашиваемого от связи данного события с преступлением следователь ставит это событие в совершенно иной контекст, что и обеспечивает получение правдивой информации о данном событии [3].
-
- Инерция. Этим приемом можно воспользоваться в ситуациях, когда допрашиваемый скрывает событие, интересующее следователя. Создавая условия для применения данного приема, следователь в ходе допроса ведет разговор с допрашиваемым на какую-либо отвлеченную тему. Обсуждение ее ведется в ровном, спокойном темпе, в доброжелательном тоне и столь долго, сколь следователь сочтет необходимым для достижения промежуточной цели - сосредоточить внимание, память, функции самоконтроля обвиняемого только на этой теме. Затем, выбрав соответствующий момент, следователь, задает вопрос из области совершенно иной, нужной ему темы, но, не меняя при этом ритма беседы, ее тона, никак не выделяя этого вопроса (ни голосом, ни особой редакцией, ни иными акцентами).
-
- Использование «слабых мест» личности. В ходе допроса следователь может с успехом использовать для получения правдивых показаний «слабые места» личности допрашиваемого. Естественно, сначала их надо обнаружить. К числу слабостей личности можно отнести
недостатки интеллекта, трусливость, вспыльчивость, тщеславие, прямолинейность [4].
-
- Повторность допроса. Обычно повторные допросы проводятся для восполнения упущений и устранения недостатков первоначальных. Однако они могут выступать и в совершенно иной роли - тактического средства выявления фактов намеренного искажения допрашиваемым истины и одновременно конкретизации содержания и отдельных деталей ложной информации. Повторный допрос применяется после дачи лицом ложных показаний. При этом требуется соблюсти важное условие - обеспечить относительно длительный интервал (например, месяц, если позволяют сроки следствия) между проведенным допросом (с ложными показаниями) и планируемым повторным допросом[5].
-
- Демонстрация возможностей расследования. Сущность данного тактического приема заключается в демонстрации допрашиваемому некоторых современных возможностей установления каких-либо скрываемых им обстоятельств независимо от его показаний. Данный тактический прием допроса встречается в двух вариантах. В одних случаях допрашиваемому демонстрируются возможности получения изобличающих его доказательств путем производства определенных действий (допросов, очных ставок, осмотров и т. п.). В других - ему показываются возможности применения современных научных методов исследования доказательств при проведении различных видов экспертиз.
-
- Создание преувеличенного представления у допрашиваемого об осведомленности следователя. Данный прием предполагает сообщение допрашиваемому подробных сведений о каких-нибудь частных обстоятельствах событий, связанных с исследуемым, при одновременном умолчании о главном событии или отдельных его сторонах.
Допрос подозреваемого и обвиняемого имеет свои особенности, которые проявляются уже в специфике установления психологического контакта.
Человек, глубоко раскаивающийся в совершенном преступлении, еще задолго до допроса испытывает раскаяние, чувство стыда, сожаления о содеянном. Такой обвиняемый, видя в следователе человека, сопереживающего вместе с ним, желающего объективно разобраться в случившемся, проникается доверием к следователю и его разъяснению, что чистосердечное признание своей вины и дача правдивых показаний явится смягчающим вину обстоятельством. Такая точка зрения обвиняемого, безусловно, является основой для установления контакта между следователем и допрашиваемым[6].
Особую роль в установлении контакта с обвиняемым играет эмоциональное состояние следователя, тон допроса и его настроенность. По механизму зеркальности допрашиваемый «заражается» соответствующим эмоциональным состоянием следователя. Поэтому спокойный, ровный тон следователя, его эмоциональная уравновешенность снимает напряженность у допрашиваемого, а желание следователя объективно, непредвзято разобраться во всем порождает у допрашиваемого доверие к нему[7].
Таким образом, во время допроса возникают конфликтные ситуации различного характера. Необходимо применять такие тактические приемы, которые были бы наиболее эффективны, нейтрализовали бы противодействие допрашиваемого, побудили бы его дать правдивые показания, соответствующие реальным обстоятельствам. Следственная тактика располагает целым комплексом приемов изобличения подозреваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний, а также оказания на них правомерного психологического воздействия с целью получить правдивые показания.
Список литературы Тактические приемы допроса подозреваемого (обвиняемого), проводимого в конфликтной ситуации
- Дворкин И. Я., Миронова Е.А., Сафин P.M. Производство отдельных следственных действий (допросы) // Дворкин А.И., Боголюбова Т.А., Самойлов Ю.М. и др. Расследование бандитизма: Методическое пособие. М., 2000.-564 с.
- Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. - М.: Госюриздат, 2008. - 646 с.
- Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде - С-Петербург., 2001, 345 с.
- Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976.- 534 с.
- Ратинов А.Р. Психология допроса обвиняемого. - М., 1989. - 414 с.
- Возгрин И.А. Криминалистическая тактика: понятие и предмет исследования // Вестник криминалистики / Отв. ред. А.Г. Филиппов. Вып.2. М., 2001.-354 с.
- Кривошеин И.Т. Криминалистическая характеристика личности обвиняемого и тактика его допроса. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006 - 715 с.