Тактика допроса подозреваемого в совершении преступления в сфере банковской деятельности

Автор: Дворников Денис Сергеевич, Родивилина Виктория Александровна, Смолькова Ираида Вячеславовна

Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz

Рубрика: Криминалистика. Судебно-экспертная деятельность. Оперативно-розыскная деятельность

Статья в выпуске: 4 (16), 2020 года.

Бесплатный доступ

Актуальность темы обусловлена ростом числа преступлений, связанных с банковской деятельностью, приводящих к большим финансовым потерям как физических лиц, так и организаций. Раскрывается предмет допроса подозреваемых по делам в сфере банковской деятельности. Авторами подчеркивается значимость участия специалистов, возможность и значение использования технических средств в ходе производства рассматриваемого следственного действия. Даны практические рекомендации.

Тактические приемы, следственные действия, допрос подозреваемого, предмет допроса, экономические преступления, преступления в сфере банковской деятельности, технические средства

Короткий адрес: https://sciup.org/143173387

IDR: 143173387   |   DOI: 10.24411/2587-9820-2020-10077

Текст научной статьи Тактика допроса подозреваемого в совершении преступления в сфере банковской деятельности

Допрос относится к числу наиболее часто используемых следственных действий, в том числе и по делам о преступлениях в сфере банковской деятельности. Успех расследования уголовных дел зачатую зависит от того, насколько грамотно следователь сможет собрать и проверить доказательства, в том числе и посредством производства допроса.

При расследовании рассматриваемых преступлений круг лиц, подлежащих допросу, весьма велик, т. к. подобного рода преступления совершаются разными способами и квалифицируется по нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно данным ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области, в 2018 г. в банковском секторе выявлено 18 преступлений экономической направленности (из них по ч. 2 ст. 159 УК РФ — 6; ч. 4 ст. 159 — 2; ч. 3 ст. 30 ч. 4 ст. 159; ч. 6 ст. 159 — 1; ч. 1 ст. 174.1 — 6; ст. 196 — 1); за 2019 г. выявлено 8 преступлений экономической направленности (из них по ч. 4 ст. 159 — 4; ч. 1 ст. 174.1 — 1; п. «б» ч. 4 ст. 174.1 — 1; ч. 1 ст. 187 — 1), а за два квартала 2020 г. в банковской сфере выявлено 28 преступлений экономической направленности (из них по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ — 13; ч. 3 ст. 183 — 13; п. «б» ч. 4 ст. 158 — 1; ч. 1 ст. 174.1 — 1).

Также подразделениями ЭБиПК ведется активная работа по пресечению противоправной деятельности организованных групп, осуществляющих обналичивание денежных средств, использующих в преступных схемах юридические и физические лица, зарегистрированные на подставных лиц, подконтрольных фигурантам. Данная преступная деятельность квалифицируется по ст. 172 УК РФ («Незаконная банковская деятельность»). В рамках расследования уголовных дел по указанным статьям ведется активная работа по обращению денежных средств, добытых преступным путем, в доход государства. Дополнительно возбуждаются уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 173.1 УК РФ («Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»), ст. 173.2 УК РФ («Незаконное использование документов для образования (создание, реорганизация) юридического лица»).

Расследование ни одного преступления не обходится без такого основополагающего следственного действия, как допрос, на что указывают многие ученые [1—4].

Тактическое обеспечение допроса по уголовным делам в сфере банковской деятельности базируется на общих положениях криминалистической тактики, и при расследовании преступлений в сфере банковской деятельности необходимо наиболее верно выбрать тактику ведения допроса подозреваемого. При этом с учетом характерной специфики допрашиваемых от следователя требуется достаточно высокий уровень коммуникативной компетенции [5].

Однако на практике очень редко встречаются следователи, которые обладают навыками общения с подозреваемыми (обвиняемыми) по уголовным делам, возбужденным по преступлениям в сфере банковской деятельности. В ходе проведенного нами интервьюирования 30-ти респондентов было выявлено, что это обусловлено несколькими факторами, чаще всего субъективными, например, недостаточность времени для изучения соответствующей литературы, отсутствие образования в сфере экономики и банковской деятельности, незнание тонкостей в области экономики, небольшой опыт работы и др.

Определение предмета допроса, доказательств и материалов, которые могут быть использованы для разоблачения виновных лиц, последовательность проведения допросов при наличии нескольких подозреваемых, а также возможность сформулировать вопросы и определить их последовательность — все эти факторы должен учитывать следователь при подготовке к допросу подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам рассматриваемой категории.

Предметом допроса по рассматриваемой нами категории дел являются:

  • —    время, место, способ, последствия, т. е. обстоятельства, связанные с событием преступления;

  • —    технические аспекты реализации преступных действий;

  • —    виды носителей электронной информации, используемые для совершения преступления;

  • —    действия, производимые с носителями электронной информации;

  • —    сведения о порядке проведения расчетных операций, технических особенностях электронной системы, которая подверглась воздействию и др.;

  • —    обстоятельства, подтверждающие или опровергающие виновность конкретных лиц и мотивы их действий, влияющие на степень и характер ответственности подозреваемого;

  • —    характер и размер ущерба, нанесенного преступлением;

  • —    сведения о потерпевшем;

Пристальное изучение документов, содержащих сведения о проведении конкретной финансовой операции, нормативно-правовых актов, касающихся деятельности финансовой организации, а также изучение лог-файлов системы безопасности финансовой организации и лог-файлов, полученных у интернет-провайдера, поможет при подготовке к допросу подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления в сфере банковской деятельности.

Немаловажным этапом подготовки к допросу подозреваемого по рассматриваемой нами категории преступлений является своевременное назна- чение экспертиз, т. к. их данные могут подтвердить или опровергнуть показания подозреваемого.

Всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности банка (учредительные, уставные, регистрационные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, различные черновые записи, отражающие мошеннические операции) должен стать первостепенной задачей на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере банковской деятельности.

В ходе допроса с разрешения следователя специалисты могут задавать допрашиваемому уточняющие и конкретизирующие вопросы, не выходя за рамки своей компетенции, обращать внимание следователя на замеченные неточности и несоответствия в ответах допрашиваемого на поставленные вопросы. Кроме того, они могут давать квалифицированные пояснения по возникающим специальным вопросам.

До начала проведения допроса необходимо оценить оперативную информацию, на основе которой можно сформулировать вопросы, ответы на которые будут иметь большое значение для расследования уголовного дела, также необходимо получить и изучить информацию о личности допрашиваемого и проанализировать уже имеющиеся в деле доказательства. Необходимо иметь ввиду, что, многие из преступников, совершающих преступления в указанной сфере, имеют высшее образование (финансово-экономическое, юридическое), опыт работы в финансовых органах и знают все особенности, в том числе и изъяны в сфере банковской деятельности, что может помочь им избежать ответственности. Все это поможет следователю принять меры по установлению психологического контакта с подозреваемым, а также спрогнозировать возможную линию его поведения в процессе допроса.

Характер задаваемых вопросов в каждом конкретном случае расследования зависит от сложившейся следственной ситуации, но в большинстве случаев следователь должен выяснять следующую информацию:

  • —    как давно имеет навыки работы по проведению тех или иных банковских операций;

  • —    условия и порядок их совершения;

  • —    условия и порядок наступления ответственности за невыполнение взятых обязательств;

  • —    уровень организации информационной безопасности организации;

  • —    когда возник преступный умысел, что повлияло на это решение;

  • —    почему выбрал именно данный объект для преступного посягательства;

  • —    каковы мотивы совершения преступления;

  • —    какова цель незаконного завладения денежными средствами;

  • —    кто инициатор преступления, распределение ролей между участниками преступления;

  • —    характер связей между коммерческими структурами, фигурирующими в подложных документах и связей их руководителей; имелись ли между ними договорные отношения;

  • —    какие конкретные действия по подготовке к преступлению совершались допрашиваемым;

  • —    осуществлялось ли предварительное изучение объекта преступного посягательства;

  • —    открывались ли фиктивные предприятия (интернет-магазины) или фиктивные электронные счета в банках;

  • —    происходило ли получение платежной карты (для перевода похищенных денежных средств и т. п.) и т. п.;

  • —    правомерен ли его доступ к сети организации и работа в ней;

  • —    закреплены ли за ним по месту работы реквизиты доступа к банковским компьютерным ресурсам для проведения электронных расчетов;

  • —    использовалось ли вредоносное компьютерное обеспечение и где оно было взято.

Допрос подозреваемого, особенно на начальном этапе, должен быть наиболее объемным, касаться всех блоков преступной деятельности, ведь повторный допрос по аналогичным вопросам может сопровождаться отказом от ранее данных показаний. Желательно предложить допрашиваемому собственноручно нарисовать схему того или иного процесса. Кроме того, нужно предоставить допрашиваемому возможность подкрепить свои слова ссылкой на документальное подтверждение, вещественные доказательства, которые помогут детализировать, подтвердить или опровергнуть полученные показания. Перечень вопросов, требующих выяснения, определяется конкретной следственной ситуацией, сложившейся на начальном этапе расследования, и обстоятельствами, которые подлежат доказыванию.

На сегодняшний день набирает популярность проведение судебно-психологических экспертиз, объектом исследования которых являются видеозаписи с зафиксированными показаниями [6, с. 220].

В ч. 6 ст. 164 УПК РФ указано, что следователем могут быть применены технические средства с предупреждением об их применении участвующих в следственном действии лиц. Часть 2 ст. 166 УПК РФ предусматривает возможность использования стенографирования, фотографирования, киносъемки, аудио- и видеозаписи при проведении следственных действий. Как совершенно справедливо пишет С. Б. Россинский, «предусмотренные законом возможности использования дополнительных средств фиксации различных процессуальных мероприятий приобретают значение действенных гарантий в вопросах объективизации познания обстоятельств уголовного дела и обеспечения прав и свобод участвующих лиц» [7, с. 94].

При производстве следственного действия положительный результат от применения видеосъемки напрямую зависит от качества подготовки места его проведения [8, с. 160]. При ведении видеосъёмки допроса подозреваемого необходимо выбрать наиболее удачное место для размещения технического средства, таким образом, чтобы кадром охватывались все участвующие в допросе лица, а сам допрашиваемый подозреваемый или обвиняемый был расположен так, чтобы были видны его голова, руки, туловище и ноги [9, с. 188]. Этот аспект очень важен для фиксации поведения допрашиваемого подозре- ваемого (обвиняемого), его мимики, жестикуляции, реакции на задаваемые следователем вопросы. Это обусловлено назначением дополнительного исследования поведения допрашиваемого специалистом-психологом, который при использовании специальных методик может определить правдивость или недостоверность данных показаний, хотя такие выводы и будут носить ориентирующее значение полученной таким образом криминалистически значимой информации. При этом необходимо учитывать, что материалы видеофиксации будут являться дополнительными носителями информации о результатах допроса, т. е. приложением к его письменному протоколу, а не самостоятельным вещественным доказательством.

Также в настоящее время в условиях пандемии всё большую актуальность приобретает возможность производства дистанционного допроса с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (систем видео-конференц-связи) в ходе предварительного расследования. Особенно их использование было бы актуально в случаях нахождения допрашиваемого в следственном изоляторе либо в местах лишения свободы, в отдалении от места расследования [10, с. 111]. Подобные технологии давно применяются при осуществлении правосудия. 23 ноября 2018 го. вступил в силу Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. № 410-ФЗ, закрепивший использование видео-конференц-связи при рассмотрении дел об административных право-нарушениях1. Кроме того, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг. предусмотрено развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации, обеспечение поэтапного перехода государственных органов к использованию инфраструктуры электронного правительства2.

Таким образом, современный уровень развития технического прогресса даёт возможность широкого применения в уголовном судопроизводстве различных технических средств фиксации, особенно видеозаписи. Однако технические и процессуальные возможности применения современных технических средств остаются не в полной мере востребованными следователями при производстве следственных действий в связи с несовершенством уголовно-процессуального законодательства; отсутствием достаточного финансирования органов, ведущих расследование; отсутствием сотрудничества между различными структурными подразделениями и ведомствами на должном уровне, а также рядом иных причин.

Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что процесс расследования преступлений зависит от целого ряда факторов, в который, безусловно, помимо качественного применения научно-технических средств, входит опре- деленный уровень умений и навыков тех, кто их применяет. Использование видеосъёмки процесса допроса подозреваемых и обвиняемых не только отразит ход и результаты следственного действия, но и зафиксирует поведение допрашиваемого, обеспечит гарантию отсутствия психологического или физического воздействия на подозреваемого (обвиняемого).

Список литературы Тактика допроса подозреваемого в совершении преступления в сфере банковской деятельности

  • Варданян А. В., Говоров А. А. Общие положения допроса подозреваемых, обвиняемых по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов / А. В. Варданян, А. А. Говоров // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2019. - № 1 (88). - С. 127-136.
  • Грибунов О. П., Ишигеев В. С. Актуальные вопросы теории и практики раскрытия и расследования серийных убийств / О. П. Грибунов, В. С. Ишигеев // Российский следователь. - 2018. - № 9. - С. 3-8.
  • Загорьян С. Г., Смолькова И. В. К вопросу соблюдения прав граждан при производстве допроса / С. Г. Загорьян, И. В. Смолькова // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - № 3 (11). - С. 30-34.
  • Третьякова Е. И., Гафеева Т. В., Шаевич А. А. Тактические приемы преодоления конфликтной ситуации при допросе: вопросы теории и практики / Е. И. Третьякова, Т. В. Гафеева, А. А. Шаевич // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. мат-в XXV междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 268-271.
  • Черевко И. М., Никонович С. Л., Шаевич А. А. Психологические основы коммуникативной стороны профессиональной деятельности следователя / И. М Черевко, С. Л. Никонович, А. А. Шаевич // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и практики. - 2016. - № 7-1 (69). - С. 198-201.
  • Шаевич А. A., Родивилина В. А., Соколов А. Б. Тактические и организационные особенности организации применения видеозаписи при производстве допроса несовершеннолетнего / А. A. Шаевич, В. А. Родивилина, А. Б. Соколов [Электронный ресурс] // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. - 2019. - № 2 (2). - С. 219-224. - Электрон. текст. дан. (32 124 928 байт). - 60 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.
  • Россинский С. Б. Приложение к протоколу следственного действия: признавать или не признавать как вещественное доказательство? / С. Б. Россинский // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2017. - № 2 (81). - С. 91-104.
  • Скаковский И. И., Антонов А. А. К вопросу использования и практического значения видеозаписи в процессе доказывания / И. И. Скаковский, А. А. Антонов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 6 (96). - Ч. 4. - Июнь. - С. 160-162.
  • Монгуш Х. В. Особенности фиксации допроса несовершеннолетних с помощью технических средств / Х. В. Монгуш // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. VIII междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: «Наука и Просвещение», 2018. - С. 187-189.
  • Овчинникова О. В. Дистанционные следственные действия: современное состояние и перспективы / О. В. Овчинникова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2019. - № 1 (47). - С. 108-116.
Еще
Статья научная