Тактика предъявления для опознания живых лиц
Автор: Катаранов Н.А.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 6 (34), 2019 года.
Бесплатный доступ
актуальность темы статьи обусловлена необходимостью выявления тактических особенностей предъявления для опознания живых лиц.
Тактика, предъявление, особенности, лица
Короткий адрес: https://sciup.org/140286826
IDR: 140286826
Текст научной статьи Тактика предъявления для опознания живых лиц
Распознавание объектов - это способность воспринимать физические свойства объекта (такие как форма, цвет и текстура) и применять к нему семантические атрибуты (например, идентифицировать объект как плюшевого мишку или пироженное). Этот процесс включает понимание использования семантических атрибутов (это – мишка, это – пироженное), предыдущий опыт работы с объектом (мы вспоминаем, что уже идентифицировали конкретного человека как соседа или друга) и то, как он соотносится с другими объектами. Независимо от положения или освещения объекта, люди обладают способностью эффективно идентифицировать и запоминать его. В то же время, живые объекты люди распознают лучше, чем неживые предметы.
Способность быстро распознавать объекты, происходит в нашем головном мозге через каскад рефлексивных вычислений, которые достигают высшей точки в префронтальной коре. Однако алгоритм, создающий это решение, остается мало понятным. Если говорить о времени, необходимом для идентификации, то стоит отметить, что на распознавание объектов мозгу требуется всего 100 миллисекунд с момента появления изображения в поле зрения.
Описанный выше процесс распознавания может объяснить, как потерпевший оказался способен опознать подозреваемого, которого видел несколько секунд, почему он запомнил лицо (голос) нападавшего, но не запомнил марку его автомобиля или его одежду.
Именно на данном процессе основано такое следственное действие, как предъявление для опознания.
Способами опознания живых лиц являются:
-
1. Опознание по голосу.
-
2. Внешние признаки: фотография, наколки, рост, вес, цвет глаз.
-
3. Особенные признаки: походка, жестикуляция, привычки.
При этом, по таким же признакам возможна и идентификация лица при проведении экспертиз. Однако, предъявление лица для опознания нельзя отождествлять с идентификационными экспертизами. Отличие заключается в том, что в ходе опознания человек опирается только на чувственные органы и ресурсы своего мозга. Например, при опознании по голосу свидетель использует свой слух, и отождествляет услышанное с тем, что сохранилось у него в памяти. При фоноскопической экспертизе эксперт использует технические средства, которые позволяют ему сравнивать звуковые дорожки. Другой пример - для идентификации используются следы пальцев рук. Однако, нам представляется сомнительным, чтобы кто-то проводил опознание по отпечаткам пальцев. Вряд ли свидетель или потерпевший способен дать описание папиллярных узоров на пальцах подозреваемого.
Перед проведением данного следственного действия требуется подробно допросить лицо о том, какими приметами обладал опознаваемый. Вопросы в допросе задаются с учетом требований к описанию словесного портрета. В частности, ответить на вопросы относительно возраста, строения лица, роста, веса, телосложения опознаваемого субъекта, цвета его глаз, цвета и длины волос, наличие шрамов, переломов, болезней у опознаваемого, а также отличия его походки, особенности его привычек (курение, употребление определенных слов и выражений, посвистывание). Если допрашиваемый затрудняется назвать цвет глаз, длину волос, стоит воспользоваться тактическим приемом - применение ассоциаций, задать вопрос: «Может у кого-то из Ваших знакомых такие же глаза?». «Он был выше или ниже Вас?»
В тоже время в ходе допроса следует иметь ввиду, что особенностью нашего мозга является тот факт, что мы не можем дать детальное описание человека. Но узнаем его, увидев. Это связано с особенностью запоминания и узнавания живых лиц. Так, мы распознаем определенные части лицевой структуры и используем их, чтобы отделить известное от неизвестного. Это делается так называемыми саккадами - быстрые движения обоих глаз в одном конкретном направлении. Из-за этого мозг запоминает «всю картинку» целиком, не сосредотачиваясь на конкретных признаках. Поэтому, даже, если лицо не может уверенно описать все черты, не стоит пренебрегать предъявлением для опознания.
В некоторых случаях определяющими факторами могут стать внешние особенные признаки, такие как сгорбленность, сутулость, хромота, шаткая или неровная, прыгающая походка. Поэтому следует показать допрашиваемому различные варианты движущихся людей, способных ему напомнить о фактическом человеке.
Часто допрашиваемый не знает, как описать запомнившиеся ему черты человека (пигментация на руках, морщинистое лицо, торчащий кадык, седая щетина. Поэтому демонстрируя ему различные варианты типов лица, можно получить более развернутое описание субъекта.
Следует при этом учитывать, что под влиянием сильного волнения от пережитого, допрашиваемый может немного преувеличивать внешние признаки лица или внешности опознаваемого (высокий рост, крупный нос, страшные глаза, длинные руки, большой вес).
В тоже время, ни в коем случае нельзя демонстрировать фотографию предполагаемого преступника, т.к. иначе проведение опознания будет невозможным.
После проведения допроса проводится само предъявление для опознания. Для фиксации опознания живого лица необходимо присутствие двух понятых, которые предварительно не контактировали с обоими лицами и не заинтересованы в исходе решаемого вопроса.
Во время допроса необходимо выяснить, не было ли у допрашиваемого травм головы, не состоит ли он на учете в психоневрологическом диспансере, не было ли у него инсультов. Это делается, поскольку некоторые повреждения головного мозга (равно как и психические заболевания) уменьшают способность распознавать лица. Поэтому человек страдающий прозопагнозией никогда не сможет запомнить лицо, но в тоже время может запомнить голос, походку, возраст, телосложение. Аналогичная ситуация с людьми, перенесшими инсульт, у них может резко снизиться способность запоминать лица.
Для опознания опознаваемый предъявляется с двумя статистами, которые должны быть похожи внешне. Нередки случаи, когда биологический возраст лица не соответствует его внешности, человек может выглядеть моложе или старше своих лет. В такой ситуации стоит провести видеофиксацию предъявления для опознания, чтобы при проверке допустимости данного следственного действия. Было очевидно, что статисты похожи, даже, если они старше/моложе опознаваемого. Если по какой-то причине видеофиксация невозможна, стоит по окончании следственного действия допросить понятых, которые подтвердят, что статисты были схожи.
Для опознания желательно, чтобы опознаваемое лицо было одето в одежду, максимально схожую к той в которой его наблюдал опознающий. Если невозможно продублировать точно, необходимо чтобы одежда, обувь или головной убор были идентичными по цвету, фасону, степени износа и размеру. Если это невозможно, то одежда должна не выделяться среди статистов.
Необходимо исключить контакт опознаваемого и допрашиваемого до опознания, для этого указанные лица вызываются порознь. Важно быть готовым к тому, что лицо будет испытывать некоторые затруднения при опознании или сомневаться, тогда необходимо помочь ему: иные допрашиваемые могут задавать опознаваемым вопросы.
Если свидетель/потерпевший указал на опознаваемого, как на лицо, совершившее преступление, его спрашивают, по каким признакам он опознал. Эти данные заносятся в протокол. При этом недопустимо писать: «опознал по чертам лица», поскольку эта фраза не указывает на идентификационные признаки.