Технология и киноискусство: проблема философско-антропологического обоснования

Автор: Волков А.В.

Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3 (28), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринята попытка экспликации философского-антропологических оснований синтеза искусства и визуальной технологии на примере кинематографа. Обращаясь к истории искусства, автор показывает, что ряд элементов кинематографической эстетики (рама, линейная перспектива, пространственная глубина кадра) сформировались уже в лоне новоевропейской живописи. Однако прежде чем данные элементы появились и были заимствованы, произошла некая «антропологическая революция»: человек утвердился в роли субъекта, а все существующее приняло на себя роль объекта, картины. Основываясь на истории философской мысли, автор приходит к выводу, что картезианская модель человека-субъекта, а также образ бергсонистской «длительности» послужили основой синтеза живописи и кино как искусства и технологии движущегося изображения.

Еще

Человек, субъект, длительность, картина, живопись, кино, философия, искусство, техника

Короткий адрес: https://sciup.org/147241394

IDR: 147241394

Список литературы Технология и киноискусство: проблема философско-антропологического обоснования

  • Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Изд. Иностр. Лит., 1960. 206 с.
  • Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. 383 с.
  • Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. – М.: Искусство, 1965. 213 с.
  • Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. 174 с.
  • Данилова И. От средних веков к Возрождению: сложение художественной системы картин кватроченто. М.: Искусство, 1975. 127 с.
  • Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. 125 с.
  • Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин.: Ээсти Раамат, 1973. 138 с.
  • Метц К. Проблемы денотации в художественном фильме // Строение фильма. М.: Радуга, 1984. С. 102–133.
  • Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма // Строение фильма. М., 1987.
  • Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 586 с.
  • Подорога В. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995. 426 с.
  • Успенский Б. А. Семиотика и искусство. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 357 с.
  • Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.
  • Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М: Прогресс, 1977. 488 с.
  • Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М: Республика, 1993. 447 с.
  • Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М: Гнозис, 1993. 464 с.
  • Ямпольский М. Б. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000. 287 с.
  • Ямпольский М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М: Культура, 1993. 464 с.
  • Deleuze G. Cinema 1: The Movement-Image. Minneapolis: University of Minnesota, 1986. 264 p.
Еще
Статья научная