Технология оценки и измерения правового сознания

Автор: Худойкина Татьяна Викторовна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 21, 2015 года.

Бесплатный доступ

Технология рассматривается как последовательное осуществление оценочно-измерительной деятельности. Дается общая характеристика правового сознания. Раскрывается суть изучаемой технологии, определяется ее главная задача. Правосознание может оцениваться как единое целое и по составным частям: имеющимся правовым знаниям и отношению к разным правовым явлениям. Анализируются оценка и измерение характера правового сознания.

Измерение, исследование, оценка, правовая установка, правовое сознание, правовые знания, технология

Короткий адрес: https://sciup.org/14937787

IDR: 14937787

Текст научной статьи Технология оценки и измерения правового сознания

Правовое сознание как одна из форм общественного сознания выражает представления и чувства о праве и урегулированном им поведении. Оно передает юридическую реальность в форме правовых знаний, оценочных отношений к самому праву и практике его реализации. Правосознание – достаточно сложное образование, оно не только является формой отражения норм права и правовой действительности, но и включает знание, мотивы, цели, установки [1, с. 160].

Правовое сознание позволяет оценивать состояние правовой действительности, а также «реально просчитывать пути ее совершенствования» [2, с. 3]. В целях развития правосознания постоянно необходимы его оценка и измерение. Данный вид деятельности обязательно должен быть технологичным, то есть представлять собой определенную технологию (от греч. techne – умение, мастерство, искусство + logos – учение).

Главная задача технологии – это выявление разных закономерностей в целях определения и использования наиболее эффективных и качественных операций (от лат. operatio – действие (или совокупность действий для достижения какой-либо цели)), требующих минимальных средств и способов. Технология отвечает на вопрос: как делать, в какой последовательности осуществлять те или иные действия. Ее можно охарактеризовать как последовательный процесс осуществления операций, в ходе которых применяются необходимые (рациональные) средства, приемы, методы.

Технология оценки и измерения правового сознания представляет собой единый процесс, в котором и оценка, и измерение являются очень взаимосвязанными операциями: одна вытекает из другой, одна включает другую (например погрешность измерения – это оценка отклонения измеренного показателя от его истинного значения). Оценка как философская категория – способ установления значимости чего-либо. Измерение – совокупность действий для определения отношения одной измеряемой величины к другой однородной величине. Под оценкой может пониматься и измерение.

В рамках данной статьи автор не ставит перед собой цель разработать полную теорию исследуемой технологии со всеми средствами, приемами, способами, а лишь осуществляет попытку определить общее направление развития такой технологичной деятельности.

Правосознание может оцениваться как единое целое и по составным частям: правовым знаниям (правовой информированности) и отношению к правовым явлениям. Итак, приведем основные структурные элементы, которые постоянно должны подвергаться исследованию (оценке и измерению).

  • 1.    Знание права. Его уровень может измеряться, например, в результате постановки в анкете вопросов о знании конкретных правовых норм. В таком случае объем знаний определяется количеством полученных правильных ответов.

  • 2.    Правовая установка личности [3]. Социально-правовая установка – это стабильная готовность к определенному типу юридически значимого (правомерного или противоправного) поведения. Правовое сознание налицо, если у его носителя сформирована положительная установка, которая обозначает не что иное, как уважение к праву. Например, «представления о справедливости прав и обязанностей, запретов и дозволений оказывают влияние на формирование мотивов и установок» правомерного поведения [4, с. 4].

По мнению В.А. Шегорцова, в оценке правосознания решающую роль играет оценка его характера, затем идет оценка объема и содержания правовых знаний [5, с. 152–173]. Анализ особенностей индивидуального правосознания говорит о типе правосознания, отношении индивида к праву в целом и его составным частям, о степени активности правосознания, то есть это оценка качественной стороны. Оценка объема и содержания правовых знаний – восприятие его количественной составляющей.

Измерить и оценить характер правового сознания – значит определить его тип на основании анализа особенностей правосознания путем установления:

  • 1)    степени овладения основными принципами права и выработки убежденности в необходимости соблюдения законов;

  • 2)    типа отношения к требованиям конкретных норм права.

  • 1 . Человек чаще всего поступает в жизненных ситуациях в соответствии со своим пониманием права, его принципов, идей и требований. Овладение основными постулатами права и выработка убежденности приводят к тому, что человек, не обладая соответствующим запасом правовых знаний, стремится поступить согласно нормам закона.

Для верной оценки меры уверенности в необходимости соблюдения норм права недостаточно выявить только тип поведения индивида – правомерный или противоправный. Сам факт правомерного поведения еще не говорит о высокой степени осознания, убежденности.

Нужно учитывать, что правомерное поведение само по себе может быть трех видов: а) объективно-правомерное, б) ситуационно-правомерное, в) законопослушное. Последнее, когда индивид сознательно подчиняет свои интересы интересам общества, подразделяется на следующие составляющие:

  • –    законопослушное поведение в силу осознания общественной необходимости соблюдать требования закона;

  • –    законопослушное поведение из-за боязни юридической ответственности;

  • –    законопослушное поведение по причине авторитета группы, к которой принадлежит индивид, нежелания потерять ее доверие [6].

  • 2 . Не менее важное место в характеристике содержания правосознания занимает отношение респондентов к конкретным нормам права и их требованиям. Необходимость обнаружения такого отношения обусловлена тем, что наряду с положительным восприятием права в целом нередко допускается отрицательное отношение к определенным нормам. Оно часто является последствием или «ситуативного» стечения обстоятельств, или заблуждения индивида относительно правового регулирования каких-то общественных взаимосвязей.

Каждый из этих моментов влияет на характер убежденности респондента. Только наличие у последнего объективно-правомерного и законопослушного поведения в силу осознания общественной необходимости свидетельствует о высокой степени его убежденности.

Именно в поведении человека в правовой сфере, его действиях, высказываниях, оценках, даваемых им своему поведению, поступкам других граждан проявляется отношение к требованиям отдельных правовых норм. Важными элементами при установлении данного отношения считаются следующие:

  • –    выяснение мнения респондента о возможном поведении в заданной правовой ситуации, то есть прогнозируемого поведения;

  • –    установление поведения личности в прошлом применительно к правовым ситуациям;

  • –    выявление оценок, даваемых индивидом своему отношению к требованиям конкретных норм права в прошлом.

Перед измерением и оценкой правовых знаний и характера их усвоения необходимо определить средний минимум, которым должен обладать каждый совершеннолетний гражданин для высокой социально-правовой и социально-политической активности. Наряду со знанием требований конкретной нормы права минимальный набор предполагает понимание ряда принципов права, наличие сведений о правоприменительных и правоохранительных органах.

Помимо данного минимума правовых знаний нужно учитывать и то, что каждый человек должен обладать и обладает определенным запасом правовых знаний, обусловленных конкретной профессией опрашиваемого.

Обобщающую оценку багажа правовых знаний в целом можно дать, определив при исследовании их объем, системность, глубину и устойчивость, а также степень осознания, необходимости расширения.

Выявленные сведения о свойствах, объеме и содержании правовых знаний позволяют дать полную оценку правосознанию. Определяющими в его характеристике являются не столько само знание права, сколько отношение к нему, его требованиям, глубина убежденности, степень усвоения основных идей и принципов.

Ссылки:

  • 1.    Зеленков П.Г. Процесс формирования правосознания личности как объект социологического исследования (историко-социологическое исследование) : дис. … канд. социол. наук. СПб., 2008. 172 с.

  • 2.    Кривцов С.И. Правосознание личности в современной России: теоретические аспекты : автореф. дис.... канд. юрид. наук. Омск, 2009. 26 с.

  • 3.    Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986. 125 с.

  • 4.    Тамберг А.А. Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность : дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. 179 с.

  • 5.    Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981. С. 152–173.

  • 6.    Усманова Е.Ф., Брыжинская Г.В. Специфика коммуникативного взаимодействия в профессиональной юридической деятельности // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2013. № 55. С. 37–42.

Список литературы Технология оценки и измерения правового сознания

  • Зеленков П.Г. Процесс формирования правосознания личности как объект социологического исследования (историко-социологическое исследование): дис.. канд. социол. наук. СПб., 2008. 172 с.
  • Кривцов С.И. Правосознание личности в современной России: теоретические аспекты: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Омск, 2009. 26 с.
  • Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986. 125 с.
  • Тамберг A.A. Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность: дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. 179 с.
  • Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981. С. 152-173.
  • Усманова Е.Ф., Брыжинская Г.В. Специфика коммуникативного взаимодействия в профессиональной юридической деятельности//Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2013. № 55. С. 37-42.
Статья научная