Технологизация социальных процессов в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи и критерии оценки их эффективности

Бесплатный доступ

В статье обосновывается важность и актуальность разработки и внедрения критериев и показателей оценки эффективности социальных технологий, применяемых в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи; приводится попытка разработки таких критериев и показателей и апробации их на технологиях, успешно применяемых специалистами по работе с молодежью на федеральном и региональном уровне, с дифференциацией по уровню соответствия заявленным критериям. Также в статье представлены основные выводы проведенного исследования.

Технология, социальные технологии, оценка, эффективность, критерии, гражданско-патриотическое воспитание, молодежь

Короткий адрес: https://sciup.org/147228482

IDR: 147228482

Текст научной статьи Технологизация социальных процессов в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи и критерии оценки их эффективности

Конец ХХ – начало ХХI в. ознаменовали в России целый ряд изменений: переход к формированию рыночной экономики, утрату духовно-нравственных ориентиров, мировоззренческих и идейных основ общества, патриотизма и многие другие [7]. Страна до сих пор претерпевает общесистемные трансформации, требующие поиска путей воспроизводства духовных ценностей, повышения консолидации россиян во благо развития страны на основе общих интересов [5]. Об этом неоднократно заявляли многие российские ученые: Л.В. Рожкова, Е.Г. Ясина, Т.И. Заславская [1] и др.

В подобных условиях проблема патриотизма и гражданственности приобретает первостепенное значение. Особенно остро она стоит в системе государственной молодежной политики, где пер-

воочередной задачей является поиск и определение инструментов, призванных способствовать воспитанию инициативной, ответственной и патриотически настроенной личности молодого человека. Такие инструменты должны отвечать современным условиям жизни и запросам общества, темпу происходящих в нем изменений, быть способными приносить максимальный результат при минимальных финансовых, человеческих, материальных и иных затратах в долгосрочной перспективе. Однако, для определения таких инструментов (технологий) необходима четко разработанная система критериев оценки их эффективности. И уже на данном этапе мы сталкиваемся с целым рядом проблем.

Во-первых, большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных, причем не самых важных аспектов определения и обоснования критериев и оценки результатов применения технологий гражданско-патриотического воспитания молодежи, в то время как рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы данной проблемы. Во-вторых, исследователи, в частности В.И. Лутовинов, отмечают, что основная проблема подобных научных разработок кроется в недооценивании, а нередко и игнорировании, роли и значения критериев для выявления состояния, уровня и оценки конкретных результатов применения данных технологий. В-третьих, существующая практика анализа и оценки эффективности технологий гражданско-патриотического воспитания сводится по существу к факту проведения запланированных мероприятий данной направленности. И в-четвертых, технологии, применяемые в данной сфере, чаще имеют архаичный характер, они не обновляются, а значит - не учитывают особенности современной молодежи, изменения в их духовно-нравственных и ценностных ориентирах, политические и экономические изменения в стране.

В своем исследовании мы попытались приблизится к решению обозначенной выше проблемы и обозначить основные критерии и показатели оценки эффективности технологий гражданско-патриотического воспитания с целью их дальнейшего внедрения в профессиональную деятельность специалистов по работе с молодежью. Анализ научной литературы, в той или иной мере затрагивающей вопросы технологизации социальных 299

процессов и отношений, а также сущности понятий «патриотизм» и «гражданственность», позволил нам сделать вывод о том, что критерии оценки эффективности технологий гражданско-патриотического воспитания молодежи необходимо разделить на две группы.

К первой группе мы отнесли критерии, центральное место в которых занимают условия соответствия исследуемого объекта или явления признакам технологизации социальных процессов и отношений. Ко второй группе - критерии, отражающие гражданско-патриотическое сознание (знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности и т.д.), и гражданско-патриотическую деятельность, выражающуюся главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности или группы граждан, характеризующих гражданско-патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнении долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах. В виду дифференциации компонентов гражданско-патриотического сознания, особенностей духовного мира каждой отдельно взятой личности или группы людей, критериям второй группы присуща субъективная основа в лице человеческого фактора. В то время как критерии первой группы носят более объективный характер.

Немаловажным фактором для критериев и характеризующих их показателей является объективность и определенность. Они достигаются посредством формирования их основного содержания, отражающего важнейшие стороны реальной действительности, а также недвусмысленностью, ясностью, однозначностью понимания критериев. Только в этом случае они могут быть надежным и действенным средством изучения, анализа и оценки результатов применения технологий по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи [4].

В связи с вышесказанным, к основным критериям первой группы мы отнесли: 1) организационный, определяющий условия, при соблюдении которых возможна технологизация социальных процессов и отношений, характерные признаки социальных тех- нологий; и 2) содержательный, определяющий наличие конкретных элементов структуры социальной технологии.

К числу показателей организационного критерия мы относим следующие: 1) наличие признаков социальной системы; 2) субъект и объект социального воздействия; 3) разграничение, разделение и расчленение деятельности на внутренние, взаимосвязанные этапы, фазы, процедуры, операции; 4) возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях; 5) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций; 6) динамичность, которая проявляется в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с объектом в эвристическом характере деятельности; 7) непрерывность; 8) дискретность. К показателям содержательного критерия мы относим: 1) теоретическое обоснование; 2) технологические процедуры; 3) технологический инструментарий; 4) критерии и методы оценки результатов; 5) замеры результатов; 6) гуманитарно-экономическое обеспечение; 7) этапы внедрения социальной технологии [6, с. 30]. Обозначенные критерии и показатели являются в своей совокупности основой для отнесения исследуемой деятельности в разряд социальных технологий.

К критериям второй группы мы отнесли положения, отражающие сущность гражданско-патриотических сознания, чувств, убеждений и поведения. Отметим, что патриотическое сознание определяет характер поступков, их целесообразность, мотивы поведения человека в той или иной ситуации. Оно является фундаментом, на котором строятся и развиваются необходимые для гражданина качества. Вместе с патриотическим сознанием формируются патриотические чувства. Они активизируют познавательные усилия человека, его волю, желание развиваться и служить на благо Отечества. Наивысшей формой развития патриотических чувств являются патриотические убеждения. Они формируют уверенность человека в правильности знаний о патриотизме и необходимости их применения в жизни, способствуют осознанию личностью общечеловеческих ценностей, их значения для осуществления жизненных планов [3]. В полной мере о сформированности патриотического сознания можно судить в условиях патриотической деятельности на основе фактов 301

сознательного и добровольного патриотического поведения -сознательной, целеустремленной деятельности человека, направленной на объекты, процессы и явления Родины с целью принести благо, пользу своему народу, стране [2]. Таким образом, для оценки гражданско-патриотического сознания важно обратить внимание на чувства, убеждения и, прежде всего, поведение человека.

В связи с этим ко второй группе мы относим следующие критерии (по В.И. Лутовинову): когнитивный (уровень развития патриотически ориентированных знаний и представлений, являющихся основой понимания патриотизма и гражданственности); мировоззренческо-ценностный (степень сформированности системы взглядов, убеждений, принципов личности); мотива-ционно-потребностный (уровень патриотической направленности личности, группы, их ориентации, цели, установки, определяемые духовно-нравственными и социально-значимыми потребностями и интересами); деятельностно-поведенческий (готовность личности к полноценной самореализации в качестве гражданина - патриота Отечества в одной или нескольких сферах социально значимой деятельности) [4].

В каждом из приведенных критериев можно выделить несколько показателей, позволяющих определить степень сфор-мированности гражданско-патриотического сознания у конкретно взятой личности. В полной мере описание показателей представлено в нашей выпускной квалификационной работе «Оценка эффективности технологий гражданско-патриотического воспитания молодежи: принципы, подходы, реализация» (защищена 30.06.2017 на философско-социологическом факультете ПГНИУ).

Первые три критерия и соответствующие им показатели носят в большей степени субъективный характер, о чем было сказано ранее. Это связано прежде всего с тем, что они являются выражением нравственно-психологических свойств, сторон личности, ее внутреннего мира. Однако, их анализ необходим с целью определения потенциала личности как субъекта гражданско-патриотической деятельности. Последний критерий второй группы более объективен, т.к. именно он фиксирует конечные резуль- таты применения технологии гражданско-патриотического воспитания, проявляющиеся в поведении и деятельности личности.

Основываясь на критериях первой группы, деятельность специалиста по работе с молодежью можно дифференцировать на три основных уровня в зависимости от степени ее соответствия условиям технологизации социальных процессов и отношений: высокий (деятельность полностью соответствует условиям и признакам технологизации социальных процессов и отношений, она характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации); средний (деятельность частично соответствует условиям технологизации, характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием технологического инструментария); низкий (деятельность не соответствует условиям технологизации или соответствует минимальным образом, обладает малоуправляемым, неорганизованным, стихийным характером, взаимодействие между субъектами отсутствует).

Опираясь на критерии и показатели второй группы, можно выделить следующие уровни сформированности патриотического сознания в результате применения технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи: высокий - или убеж-денческий (глубокий интерес к изучению истории и культуры России; гражданско-патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов); средний - формально либо пассивно-поведенческий/неосознанный (понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире; проявление активности при проведении массовых мероприятий); низкий уровень (слабо развиты представления о гражданском долге и патриотизме; патриотические мотивы не обусловливают поведение человека); нулевой - или начальный (ни один из компонентов гржданско-патриотического сознания практически не сформирован, либо сформирован на низком уровне) [4].

С целью апробации представленных в статье критериев и показателей эффективности технологий гражданско-патриотического воспитания нами были проанализированы три технологии, широко используемые специалистами по работе с молодежью на федеральном и региональном уровне: Федеральный проект 303

«Корпус общественных наблюдателей», Всероссийская программа развития социально-значимых инициатив детей и молодежи «Тетрадка Дружбы» и «Большая георгиевская игра». В основу анализа легли критерии первой группы, т.к. применение критериев второй группы на данном этапе исследования не представлялось возможным.

В результате проведенного исследования наша гипотеза о несоответствии представленных технологий критериям эффективности подтвердилась. Ни один из рассмотренных проектов в полной мере не соответствовал всем признакам технологизации социальных процессов. В структуре каждого из них мы выделили перечень недостатков, основными, наиболее распространенными среди которых являются: полное или частичное отсутствие собственных критериев и методов оценки результатов применения технологий; ориентация на формальное выполнение заданных процедур, часто не соответствующих заявленной цели; акцент на сборе статистической информации, что ведет к учету лишь количественных показателей; отсутствие ежегодного мониторинга результатов, который бы позволил скорректировать технологию с целью повышения ее эффективности.

Наиболее разработанной технологией, с точки зрения соответствия критериям и показателям первой группы, является федеральный проект «Корпус общественных наблюдателей». Для его улучшения организаторам необходимо включить в содержание технологии образовательный и/или просветительский компонент. Он может быть выражен в проведение семинаров для учащихся образовательных учреждений на темы, связанные с изучением Конституции РФ; государственных символов нашей страны; прав и обязанностей граждан; законодательства в сфере образования, в целом, и законодательного регулирования процесса организации и проведения ГИА, в частности; значимости самостоятельной сдачи экзаменов для обеспечения своего успешного будущего. Наличие данного компонента будет способствовать формированию у школьников и волонтеров гражданско-патриотического сознания.

В целом же, для формирования патриотического сознания молодежи, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности 304

и мотивы поведений, взгляды и убеждения, навыки поведения. На это, в той или иной степени, и должны оказывать влияние те технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи, которые специалист по работе с молодежью использует в свой профессиональной деятельности [2].

Однако, как показывает практика, применяемые сегодня технологии не отвечают в полной мере признакам и условиям технологизации социальных процессов. В них часто недостает таких важных компонентов, как критерии и методы оценки результатов, на основании которых можно было бы делать выводы об их эффективности или неэффективности, предпринимать меры по улучшению и совершенствованию. Представленные же в данной статье критерии и показатели эффективности являются попыткой обобщить и систематизировать имеющиеся научные знания и практический опыт реализации технологий гражданско-патриотического воспитания молодежи, выделить те из них, которые могли бы выступить в качестве основных требований к подобного рода технологиям, являлись бы своеобразным эталоном, единицей измерения.

№ 3. С. 5–7.

TECHNOLOGIZATION OF SOCIAL PROCESSES

IN THE SPHERE OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH AND CRITERION

Perm State University

Список литературы Технологизация социальных процессов в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи и критерии оценки их эффективности

  • Заславская Т. Структура российского общества через призму трансформационного процесса // Полит.ру. URL: http://polit.ru/ article/2002/09/06/474873/ (дата обращения: 22.08.2017).
  • Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: автореф.. канд. педагог. наук. Майкоп, 2009. 29 с.
  • Луговой А.Ю. Аспекты осмысления и ментальная структура феномена патриотизм // Научные исследования в образовании. 2011. № 3. С. 5-7.
  • Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: монография / Рос. гос. воен. ист.-культ. центр при Правительстве РФ. М.: Армпресс, 2006. 69 с.
  • Рожкова Л.В., Кошарная Г.Б. Гражданственность и гражданские ценности в сознании студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2012. № 3(23). С. 84-90.
  • Фирсов В.А., Григорьева М.И. Технологии социальной работы с безработными: учеб. пособие / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 207 с.
  • Чельцов М.В. Формирование гражданской позиции молодежи вуза в современных условиях: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. 182 с.
Статья научная