Теизм и атеизм: гносеологическое тождество в различии
Автор: Поросенков Сергей Владимирович, Шишкина Мария Константиновна
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 4 (44), 2020 года.
Бесплатный доступ
Гносеологическое исследование особенностей теистическоого и атеистического мышления вне аксиологической и культурно-исторической противопоставленности соответствующих мировоззренческих позиций открывает взаимодействие и моменты тождества теизма и атеизма. Принцип академического объективизма, который сводит к минимуму аксиологическую обусловленность оппозиции теизма и атеизма, позволяет в гносеологическом аспекте установить взаимополагание теизма и атеизма, тождественные антропоморфные познавательные компоненты в теистическом и атеистическом мышлении, одинаковое развертывание оппозиций общего и единичного в объеме исходного понятия теистического и атеистического объяснения мира. Экзистенциальная потребность человека в определенности абсолютного бытия также ведет к однотипному процессу рационального выражения принципов теизма и атеизма. В этом выражении значительную роль играют символы, образующие смысловое поле рационализации указанных принципов. Моменты гносеологического тождества теизма и атеизма позволяют сделать вывод о возможности положительного продуктивного взаимодействия субъектов виртуального общения в Интернете и при глобальном взаимодействии культур. Также процесс быстрого роста религиозности в России после эпохи атеизации в значительной степени объясняется гносеологическими компонентами тождества и совпадения теизма и атеизма. Гносеологические особенности теистического и атеистического мышления в их взаимосвязи позволяют согласовать различные мировоззренческие позиции субъектов образовательного процесса, особенно связанные с преподаванием социально-гуманитарных дисциплин.
Теистическое мышление, атеистическое мышление, бог, материя, бытие, знак, символ
Короткий адрес: https://sciup.org/147229607
IDR: 147229607 | DOI: 10.17072/2078-7898/2020-4-560-568
Список литературы Теизм и атеизм: гносеологическое тождество в различии
- Аквинский Ф. Сумма теологии. М.: Элькор-МК, 2002. Ч. 1. 560 с.
- Барт Карл // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 1. С. 217-219.
- Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция. 2003. 528 с.
- Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н.О. Лосского. М.: Мысль, 1994. 591 с.
- Кентерберийский А. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995. С. 123-165.
- Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. М.: Изд. дом «Nota Bene», 1998. 424 с.
- Куперман А., Сайгал Н., Шиллер А. Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе. Вашингтон: Pew Research Center, 2017. 52 с.
- Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Республика, 1993. 416 с.
- Пивоваров Д.В. Философия религии. Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 640 с.
- Поросенков С.В. Теизм и атеизм в определении предмета философии религии // Религиоведение. 2010. № 3. С. 73-80.
- Поросенков С.В. Философия религии. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006. 114 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. 415 с.
- Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 2000. 200 с.
- Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 181-559.
- Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцер-ковления населения России в конце XX века. М.: Академ. проект, 2005. 297 с.