Текст судьбы в "Герое нашего времени" Лермонтова
Автор: Кривонос Владислав Шаевич
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 3 (46), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются семантика и функции текста судьбы в «Герое нашего времени» Лермонтова, который является объектом рефлексии и переживаний главного героя романа. Мифологическое представление о судьбе трансформируется в романе в элемент картины мира повествователя или героев. Это представление сочетается с сюжетно-нарративным развертыванием текста судьбы как системы знаков, которые содержат зашифрованную информацию о разнообразных проявлениях и действиях судьбы. Автор раскрывает важные особенности текста судьбы и показывает, как персонажи романа интерпретируют происходящие события с точки зрения манифеста-ций судьбы. Специальное внимание уделяется спору героев о предопределении. Рассматриваются сюжетные ситуации, значимые для решения вопроса о предопределении в романе. Выясняются особенности отношений главного героя с судьбой и специфика формирования текста судьбы. В статье показано, что Печорин признает реальность судьбы и ее вмешательства в жизнь человека. Он подчеркивает свою зависимость от поведения судьбы и ее неизвестного ему замысла. Роль текста судьбы резко возрастает в последней части, активизируя значимую для структурной организации романа цель. Спор о предопределении порождает ситуацию опасной игры с судьбой. Развязка сюжета в финале романа возвращает действие к разговору о предопределении и о тексте судьбы, акцентируя значение метафизического опыта героя. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о связи незавершенности личности главного героя и незавершенности текста судьбы.
Лермонтов, судьба, предопределение, текст, знаки, сюжет
Короткий адрес: https://sciup.org/149127071
IDR: 149127071 | DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00043
Список литературы Текст судьбы в "Герое нашего времени" Лермонтова
- Аверинцев С.С. София-Логос: словарь. Киев, 2006.
- Али-заде А. Исламская апологетика. Баку, 2007.
- Арутюнова Н.Д. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. С. 302-316.
- Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Т. 3. М., 1994.
- Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: этнолингвистические исследования. М., 2007.
- Вежбицка А. Судьба и предопределение // Путь. 1994. № 5. С. 82-150.
- Виноградов В. Стиль прозы Лермонтова // Литературное наследство. Кн. 1. Т. 43-44. М., 1941. С. 517-628.
- Дурылин С.Н. «Герой нашего времени»: комментарии. 2-е изд., с доп. М., 2006.
- Исупов К.Г. Метафизика Лермонтова // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. Т. 2. СПб., 2014. С. 53-72.
- Ковшова М.Л. Концепт судьбы. Фольклор и фразеология // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. С. 137-142.
- Кривонос В.Ш. Сюжет и пространство в «Бэле» Лермонтова // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2014. Т. 73. № 4. С. 39-44.
- Криницын А.Б. О романтическом контексте темы судьбы в романе «Герой нашего времени»: Лермонтов и Метьюрин // Мир Лермонтова. СПб., 2015. С. 544-559.
- Левин В.И. «Фаталист». Эпилог или приложение? // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. Т. 2. СПб., 2014. C. 754-764.
- Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб., 1997.
- Мартынова М.Ю. Боснийцы, бошняки, мусульмане: коллизии идентично-стей // Славяне-мусульмане на Балканах. М., 2014. С. 9-62.
- Неклюдов С.Ю. Тайна старых туфель Абу-л-Касима. К вопросу о мифологической семантике традиционного мотива // От мифа к литературе. М.,1993. С. 198-213.
- Пиотровский М.Б. Ислам и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. С. 92-97.
- Раскольников Ф. «Фаталист» Лермонтова и проблема судьбы в «Герое нашего времени» // Revue des études slaves. Vol. 67. Fas. 2-3. Paris, 1995. P. 353-363.
- Сахно С.Л. Уроки рока: опыт реконструкции «языка судьбы» // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. С. 238-246.
- Седакова И. Судьба // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. Т. 5. М., 2012. С. 203-208.
- Серман И.З. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. 2-е изд. М.., 2003.
- Толстая С.М. Пространство слова: лексическая семантика в общеславянской перспективе. М., 2008.
- Топоров В.Н. Эней - человек судьбы: к «средиземноморской» персонологии. Ч. I. М., 1993.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
- Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.
- Управителев А.Ф. Тайноведение и христианство // Философские науки. 1991. № 5. С. 84-87.
- Миронов А.С. Концепт силы в системе ценностей русской былины // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 2 (23). С. 35-49.
- Цивьян Т.М. Язык: тема и вариации: в 2 кн. Кн. 2. М., 2008.
- Шахматова Е. Оправдание мистицизма: Россия и Европа в зеркале Востока // Россия и Запад: диалог или столкновение культур. М., 2000. С. 47-75.