Текстиль из захоронений XVII в. в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря

Автор: Лкина И. И.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Новое время

Статья в выпуске: 236, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются текстильные изделия из захоронений архимандритов Варсонофия (†1680 г.) и Германа I (†1682 г.), изученных в 2011 г. при археологических раскопках в Ново-Иерусалимском монастыре. Дается характеристика тканей и шитья.

История и технология текстиля, монашеские погребения, некрополь, ново-иерусалимский монастырь, воскресенский собор

Короткий адрес: https://sciup.org/14328089

IDR: 14328089

Текст научной статьи Текстиль из захоронений XVII в. в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря

Захоронения представителей духовенства XVII века с текстильными остатками единичны, а своеобразие обряда погребения высших иерархов до сих пор археологически мало изучено. При работах Ново-Иерусалимской экспедиции ИА РАН (под руководством Л. А. Беляева, с 2009 г.; обзор первых лет исследований: Беляев , 2012. С. 23–30; Он же , 2013. С. 30–42) изучено несколько кладбищ, в том числе, в 2011 г., 12 кирпичных склепов XVII – начала XX в. в монастырском соборе. 1 Наиболее ранние из них – хорошо известные науке благодаря сохранившимся каменным доскам-эпитафиям погребения в церкви Всех Святых, в нижнем ярусе колокольни. Это могилы двух архимандритов монастыря, Вар-сонофия (†1680 г.) и Германа I (†1682 г), известного как одного из первых и самых одаренных русских стихотворцев конца XVII в. ( Зеленская, Святославский , 2006; Дорошенко, 2009. С. 131 ).

Склеп с захоронением архимандрита Варсонофия 2 примыкал к северной стене колокольни и сложен из большемерного кирпича на известковом растворе. Внутри склепа частично сохранился деревянный гроб; при захоронении под голову погребенного было положено деревянное полено, покрытое плетеной рогожей. На костяке выявлены многочисленные текстильные фрагменты церковного облачения. На черепе погребенного обнаружен сильно фрагментированный клобук, состоящий из двух предметов – камилавки и покрова (или мафория, он же кукуль) с тремя длинными концами–воскрилиями ( Орленко , 1996. С. 105). Оба предмета шиты из плотной шерстяной ткани. Для изготовления головного убора использована ткань полотняного переплетения, сотканная из равномерных по толщине, крученных в Z-направлении, темных шерстяных нитей. Плотность составляет по основе 20 н/см и утку 16 н/см. Основа и уток приняты условно. По конструктивным швам кукуля дополнительно проходит двойная строчка

Рис. 1. Остатки парамана из захоронения архимандрита Варсонофия (†1680 г.). Шерстяная ткань, вышивка цветными шелковыми нитями шелковыми нитями. Края камилавки и кукуля окантованы шелковым плетеным шнуром. Шнур толщиной 3 мм четырехгранный, плетен в 8 концов.

Несмотря на фрагментарность, можно уверенно определить форму клобука как древнюю, сферическую, имевшую символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». Нижняя часть покрывала, разделяющаяся на три длинных конца, знаменует Троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха. Использование плотной шерстяной ткани было вызвано необходимостью защиты головы во время ненастья. У монахов издавна существовал обычай завязывать концы мафория (кукуля) под подбородком в холодную и ветреную погоду, а также для того, чтобы клобук, снимаемый в определенные Уставом моменты богослужения, не занимал рук. Современная форма монашеского головного убора из твердой цилиндрической камилавки, обтянутой шелком, и легкого шелкового мафория – позднего происхождения и принята русской Церковью от греков в эпоху патриарха Никона ( http://www.liturgy.ru/article_odeyanie1 ). В момент захоронения боковые воскрилия мафория (кукуля) были сложены в несколько раз и закрывали лицо архимандрита.

При детальном изучении текстильных остатков мафория (кукуля) под вос-крильями обнаружились остатки вышитого цветным шелком парамана (рис. 1), лежавшего непосредственно на лице погребенного. Несмотря на неудовлетворительное состояние парамана (сохранились крошечные фрагменты ткани и, частично, вышивка), его форма и изображение реконструируются практически полностью. Параман представлял собой плат квадратной формы размерами 13×13 см, состоявший из лицевой стороны, на которой выполнена вышивка, и подкладки. По периметру параман был окантован плетеным шелковым шнуром. Для изготовления лицевой стороны использована темная шерстяная ткань полотняного переплетения, аналогичная ткани клобука. Ее небольшие фрагменты зафиксированы в нижнем правом углу парамана и в центральной части под вышивкой. Подкладка выполнена из более темной и более грубой ткани. Ее остатки зафиксированы под сохранившимся фрагментом лицевой ткани и частично по периметру парамана.

На лицевой стороне парамана вышито двухступенчатое изображение Голгофы, двенадцатиконечного равноконечного креста и стилизованных орудий Страстей (Копие и Трость с Губою). Орудие Страстей слева от креста (Копие) не сохранилось. Вышивка выполнена цветными шелковыми нитями. Для получения разнообразного декоративного эффекта в ней использованы шелковые нити как минимум двух цветов (красного и синего), а также применены различные варианты техник вышивки: вышивка крестом, тамбурный и стебельчатый шов.

Погребенный был облачен во власяницу – темную одежду из довольно грубой ткани, сотканной из шерсти овцы. Об этом свидетельствуют многочисленные остатки, зафиксированные на костяке погребенного. Ткань соткана из темных шерстяных нитей, крученных в Z-направлении. Плотность по основе и утку составляет 12–14 н/см.

Над власяницей находилась сильно фрагментированная епитрахиль шириной 28 см (длина не установлена), шитая из дорогого восточного «рытого» бархата, предположительно, красного цвета. В орнаменте ткани угадываются мотивы «восточных огурцов». Епитрахиль окантована полосой импортной шелковой камки шириной 3 см. Аналогичная полоса камки проходит по центральной линии епитрахили. Из полос той же ткани выложены и нашиты на епитрахиль 6 равноконечных крестов размерами 5×5 см. Нижний край епитрахили украшали цветные шелковые кисти (как минимум 8). Разноцветные кисти длиной 7 см выполнены из тонких шелковых витых шнурков. Ворворка (головка) кисти изготовлена из плетеной тесьмы.

На руках погребенного сохранились поручи шириной 14 см, шитые, подобно епитрахили, из аналогичного бархата и окантованные полосами шелковой камки шириной 2 см. Также из более узких полос камки на поручах выложены и нашиты по одному равноконечному кресту размером 4×4 см. На груди погребенного лежал деревянный наперсный крест, подвешенный на плетеный шелковый шнур (шнур четырехгранный, толщиной 2,5 см, плетен из красных шелковых нитей). Сохранившаяся кожаная обувь была надета на онучи, шитые из темной шерстяной ткани. Об этом свидетельствуют ее остатки, зафиксированные на внутренней стороне обуви.

В погребении архимандрита Германа 3 (†1682 г.) из текстильных предметов выявлены фрагментированный параман (рис. 2, на вклейке, с. 394) и остатки власяницы. Последние, в виде тлена и многочисленных мелких фрагментов ткани, зафиксированы в основном в нижней части погребения. Грубая шерстяная ткань была соткана из темных шерстяных нитей.

Параман покрывал лицо погребенного и представляет собой прямоугольный плат (13×15 см), шитый из темной шелковой ткани. Центральную часть парамана занимает вышитое изображение восьмиконечного Голгофского креста с орудиями страстей. По периметру парамана проходит текст молитвы. К сожалению, ввиду фрагментарности предмета текст молитвы не реконструируется. Вышивка выполнена золотными и цветными шелковыми нитями в технике шитья в прикреп. Остатки подобного парамана в виде фрагмента центральной части с изображением восьмиконечного Креста с орудиями страстей были обнаружены на лицевой части черепа погребенного в одном из захоронений усыпальницы князей Пожарских в Суздале ( Елкина , 2013. С. 238). Он также выполнен из шелковой ткани в аналогичной технике шитья в прикреп золотными и цветными шелковыми нитями. Под Крестом изображена Глава Адама, в левой части, возле Копия, сохранились буквы IC и NIK.

Исследованные захоронения не только мемориально значимы – они демонстрируют особенности погребального обряда и облачение представителей высшего духовенства периода позднего Средневековья, которые, как оказывается при сравнении, существенно отличаются от более поздней модели XVIII–XIX вв.

Список литературы Текстиль из захоронений XVII в. в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря

  • Беляев Л.А., 2012. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: археология и вопросы реставрации//Реставрация и исследования памятников истории и культуры/Отв. ред. А.Б. Бодэ. М.; СПб.: Коло. Вып. 5. С. 23-30
  • Беляев Л.А., 2013. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь как памятник археологии начала Нового времени//РА. № 1. С. 30-42.
  • Ёлкина И.И., 2013. Текстиль из усыпальницы князей Пожарских и Хованских. Спасо-Евфимиев монастырь, 2008 г.//Беляев Л.А. Родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля: 150 лет изучения. М.: ИА РАН. Приложение 5.
  • Зеленская Г.М., Святославский А.В., 2006. Некрополь Нового Иерусалима: историко-семиотическое исследование. М.: Древлехранилище. 418 с.
  • Дорошенко С.М., 2009. Настоятели Воскресенского монастыря Нового Иерусалима: живая история обители//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. № 2. Спецвыпуск. С. 127-176.
  • Одеяния духовенства: http://www.liturgy.ru/article_odeyanie1. Дата обращения: 24.01.2015.
  • Орленко Л.В., 1996. Терминологический словарь одежды. М.: Легпромбытиздат. 345 с.
Статья научная