Теленгитские погребения Южного Алтая

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521346

IDR: 14521346

Текст статьи Теленгитские погребения Южного Алтая

Изучение поздних археологических памятников, относящихся к этнографической современности, хотя и началось еще собственно в XIX веке, находится сегодня в начальной своей стадии. Объясняется это отсутствием устойчивого исследовательского интереса к подобным памятникам, общей немногочисленностью раскопанных этнографических захоронений, которые остаются не систематизированными. Среди исследованных погребальных памятников XVII-XIX веков на Алтае можно упомянуть захоронение в долине р. Улаган, раскопанное С.И. Руденко в 1924 году [Дьяконова, 2001, с. 192], впускное погребение на могильнике Талдура II [Могильников, Елин, 1983, с. 135], погребения на могильнике Мухор-Тархата и Меже-лик [Ларин, Могильников, Суразаков, 1994, с. 68-69], захоронение алтай-ца-теленгита на Средней Катуни [Мыльников, Масумото, 1994, с. 93-96] и некоторые другие. Близкие по погребальному обряду и сопроводительному инвентарю этнографические захоронения были исследованы в высокогорном, монгун-тайгинском районе соседней Тувы [Дьяконова, 1960, с. 151-170]. Значительная часть этих погребений содержит бедный и непредставительный инвентарь. Раскопки большей части этнографических захоронений на Алтае лишь упоминаются в печати, однако остаются не введенными в научный оборот. А между тем, исследование поздних погребальных памятников имеет важное значение для реконструкции процесса этно- и культурогенеза на территории Алтая и сопредельных регионов, его связи с предшествующими историческими периодами и собственно формированием этнографической культуры алтайцев.

Тем интереснее представляется серия теленгитских погребений, исследованных в середине 1970-х – начале 1980-х годов Восточноалтайским отрядом Североазиатской комплексной экспедиции ИИФиФ СО АН СССР (в настоящее время ИАЭТ СО РАН) на территории Кош-Агачского района Республики Алтай**. Эта серия насчитывает восемь захоронений, четы- ре из которых представляют собой впускные погребения в насыпи пазы-рыкских курганов (Уландрык I, к. 12; Уландрык III, к. 4; Уландрык V, к. 1; Уландрык XII, к. 6), по одному во впускном погребении в древнетюркскую оградку (Ян-Гобо) и в насыпь керексура (левый берег р. Юстыд). Ещё одно исследованное захоронение является скальным погребением в урочище Уландрык. Для теленгитского захоронения в долине р. Елангаш был сооружен отдельный погребальный памятник, включающий могильную яму и надмогильную конструкцию - сруб. Материалы всех этих погребений до сегодняшнего дня не публиковались. В числе наиболее интересных захоронений выступает уже упомянутое погребение богатой теленгитки, исследованное В.Д. Кубаревым в 1975 году на правом берегу р. Елангаш. Приведем описание этого погребения*.

На поверхности захоронение маркировали два сруба, которые отстояли друг от друга на расстояние 1,3 м. Сруб для женщины был сделан из толстых жердей в три венца и имел крышу. Его размеры: 2,5 х 1,5 м. Поверх крыши и к стенкам сруба были положены камни различных размеров. Под срубом в могиле находился настил из плах, а также шесты, снятые с войлочной юрты. Здесь же была обнаружена интересная находка: резной деревянный идол в виде фигуры человека длиной 75 см. Его лицо и туловище оформлены достаточно реалистично, тогда как руки и ноги лишь намечены. После снятия перекрытия было выявлено пятно могильной ямы подпрямоугольной формы с округлыми краями. Длинной осью яма была ориентирована почти строго по линии С-Ю, а её размеры составляли: 2,2 х 1,3 м.

На глубине 70 см зачищен костяк женщины, похороненной по обряду трупоположения, лежащей вытянуто, на спине. Погребенная была уложена головой почти строго на север. Её левая рука была слегка согнута в локте, таким образом, что кисть находилась на костях таза. Правая рука – выпрямлена далеко направо, в направлении западной стенки ямы.

В изголовье женщины, в северо-западном углу ямы зафиксировано небольшое деревянное ведерко и деревянная курительная трубка с бронзовыми обоймами (рис. 1, 7 ) и нефритовым мундштуком (рис. 1, 6 ). С противоположной стороны от изголовья найдены остатки ящичка, в котором находились мелкие бытовые предметы и украшения: серьга с массивной подвеской, деревянный гребень (рис. 1, 1 ), бронзовый комуз (рис. 1, 4 ) в оригинально выполненном деревянном футляре-пенале в виде сапожка (рис. 1, 2 ), упаковка от западноевропейских швейных игл с маркой на лицевой части и бронзовый наперсток. Под головой погребенной зафиксированы остатки подушки, выполненной из какого-то органического материала. В области шейных позвонков и груди найдено несколько стеклянных бус. На костях таза обнаружена бронзовая поясная бляха с продетым в нее кожаным ремнем. Еще одна бляха (рис. 1, 5 ) находилась между кистью

Рис. 1. Предметы из теленгитского погребения, исследованного на правом берегу р. Елангаш (Алтай).

1 – деревянный гребень, 2,3 – деревянный футляр-пенал для комуза в виде сапожка, 4 – бронзовый комуз, 5 – бронзовая ажурная бляха, 6 – нефритовый мундштук для курительной трубки, 7 – деревянная курительная трубка с бронзовыми обоймами.

правой руки женщины и западной стенкой могильной ямы, а близ правого бока была найдена пуговица. На всем костяке зафиксированы остатки одежды: фрагменты кожи, орнаментированной ткани и лоскутки меха. На ногах прослежены остатки кожаных сапог.

В ногах костяка зачищены фрагменты седла, под которым находились: конская упряжь, украшенная железными бляхами, подпружные пряжки,

Рис. 2. Бронзовые ажурные бляхи на кожаных ремнях из впускного погребения кургана № 1 могильника Уландрык V.

удила с кольчатыми псалиями, а также два бронзовых стремени. Здесь же был обнаружен небольшой, фабричного производства, эмалированный чайник с носиком, ручкой и крышкой. В непосредственной близости от чайника зафиксированы кости барана в качестве остатков заупокойной пищи.

В 1,3 м на юго-запад от сруба человека было исследовано погребение двух коней, над которыми также имелся сруб. Последний – двухвенцовый, также обложенный камнями и составленный из жердей меньшего диаметра, чем сруб женщины. Размер сруба, как и самой ямы, составил 3 х 2,9 м. На глубине 60 см здесь были зачищены два костяка коней, ориентированные головами на запад. Они лежали параллельно друг другу, на животе с подогнутыми ногами, слегка завалившись на правый бок.

О богатстве погребенной в долине р. Елангаш теленгитки свидетельствует наличие отдельного погребального сооружения (подавляющее большинство этнографических захоронений устроено в насыпях древних курганов), богатого и разнообразного сопроводительного инвентаря, а также сопроводительного захоронения двух коней. Кроме того, исследователями уже отмечалось значительно большее богатство погребального инвентаря 296

женских этнографических захоронений в сравнении с мужскими [Дьяконова, 1960, с. 169]. Материалы елангашского погребения содержат вещи и украшения, соотносимые с этнографически зафиксированными предметами и украшениями конца XIX - начала XX вв. Наиболее ярким примером этому служат подвесные пряжки (рис. 1, 5 ) поясного украшения на чегедеке. Не менее эффектные подвесные пряжки происходят из впускного погребения кургана № 1 могильника Уландрык V (рис. 2). Как известно, подобные пряжки изготавливались местными кузнецами, однако в основном приобретались у китайских и монгольских торговцев. По некоторым предметам фабричного производства, и в том числе западноевропейского, погребение теленгитки из долины р. Елангаш предварительно следует отнести к середине – второй половине XIX века. Очевидно, XVIII-XIX веками датируются и другие исследованные в Кош-Агачском районе Республики Алтай этнографические погребения, упомянутые выше.

Данную публикацию следует рассматривать как предварительную. После окончательной обработки материалов исследованных теленгитских погребений предполагается их полноценное монографическое введение в научный оборот. Важность исследования поздних археологических памятников Алтая определяется тем, что они выступают в качестве ценного источника по истории алтайцев, их материальной и духовной культуры, которая в свою очередь генетически связана с предшествующими историческими периодами.

Статья