Телесный код русской культуры и симулякративный процесс
Автор: Горлова Ирина Ивановна, Баниже Олег Николаевич
Журнал: Культурологический журнал @cr-journal
Рубрика: Теоретическая культурология
Статья в выпуске: 3 (25), 2016 года.
Бесплатный доступ
Телесный код культуры является универсальным и интегративным. В осуществлении культурной трансляции большую роль играет взаимодействие телесного кода с именным. Культурный процесс включает в себя взаимодействие реального и ирреального. Симулякративный процесс органичен для духовно-антропологического контекста истории. Он осуществляется средствами мифологического и идеологического сознания. Рефлексивное осознание этого процесса происходит с помощью экзистенциально-религиозных категорий. Это характерно для некоторых мотивов русской философии. Экзистенциальные и апокалиптические проблемы являются органической частью этой философии.
Телесный код, именной код, симулякративный процесс, основная антропологическая проблема, экзистенциальная антропология, тело, душа, смерть, вечная жизнь
Короткий адрес: https://sciup.org/170174355
IDR: 170174355
Список литературы Телесный код русской культуры и симулякративный процесс
- См.: Гриценко В.П. Социокультурные коды и механизмы культурной трансляции / Наука. Искусство. Культура. - 2014. - № 3. - С. 5-6.
- Кузьмин А.А. Трансформация «телесного кода» в русской традиционной культуре (на материале волшебных сказок) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 4. - С. 104.
- См.: Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Психолого-типологический аспект. - М., 2003. - С. 25, 43.
- Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Труды по знаковым системам. ВыпЖ -Тарту, 1973. - С. 286.
- См.: Гудков Д.Б., Ковшова М.Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. - М.: Гносис, 2007. - С. 77.
- Незнание антропонимической системы XV- XVI вв. может привести к путанице лиц, так как в то время на Руси существовала система двойных и даже тройных имён. Имена были «мирские», похожие на прозвище, - Кобыла, Тать, Хрипун, Попадея и т.п. - и были имена христианские. Но существовало так же дедичество- наименование по имени деда. И тогда получалось, что среди Плещеевых были Очины, Охотины, Басмановы, Колодкины, Павлиновы. И надо, при этом, уяснить, что Алексей Данилович Басманов и Алесей Данилович Плещеев - одно лицо.
- Вольская Н.С. Семиотика древнегреческого мифа // Вопросы философии. - 1972. - №4. - С. 123-124.
- Кузьмин А.А. Трансформация «телесного кода»... С. 105.
- Распад СССР и создание постсоветской социальности сопровождалось сотворением новой мифологии в контексте переименования городов, улиц, учреждений, организаций, должностей.
- Новик EC. Система персонажей русской волшебной сказки . - URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/novik8.htm (дата обращения: 26.04.2016).
- Указ. по: Афанасьев А.Н. Народные русские сказки (полное издание в одном томе). - М., 2008.
- Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира. - М., 2002. - С. 19.
- См. об этом: Гачев Г.Д. Язык тела в Еванглии // Телесный код в славянских культурах. - М.: Ин-т славяноведения РАН, 2005. - С. 8.: Ветхий завет почтенен к телу и во Второзаконии множество предписаний по отношению к нему. В Новом Завете позиция более спиритуалистическая. Однако Иисус распят и страдания его невозможно объяснить, не прибегая к телесному облику наказания. Еванглие от Матфея самое ветхозаветное и в нем важна родословная, существенно телесное. Евангелие от Иоанна уже духовно-метафизическое: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог» Иоанн: (1: 1-5). Евангелие от Матфея как бы восхождение к Духу, а Евангелие от Иоанна - нисхождение. Отношение Бога и человека, духа и плоти предстает как два встречных вектора: один - это нисхождение Слова в плоть, а другой - это восхождение плоти к Духу. Вектор Ветхого завета - это телесность, владение телесным (животные, стада), привязка к месту. Вектор Нового завета в расставании с плотью и вещественностью: «Блаженные нищие духом.» (Мф. 5:3).
- См.: Шилков Ю.М. Психосоматические структуры сознания. // Метафизические исследования: Сознание. Альманах «Метафизические исследования». Вып. 6. - СПб.: Алетейя, 1998. - C.76. -URL. http://anthropology.ru/ru/text/shilkov-yum/psihosomaticheskie-struktury-soznaniya (дата обращения: 12.01.2016).
- Метафизику любви и сердца в противоположность европейскому интеллектуализму разрабатывали Г.С. Сковорода, Б.П. Вышеславцев, П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский.
- Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека / П.Д. Юркевич. Философские произведения. - М.: Правда, 1990. - С. 69 - 103.
- С нашей точки зрения, это близко или равносильно понятию психосомы как способности поддерживать совокупный жизненный опыт личности, как «суммы приспособлений» человека (Х. Ортега-и-Гассет), способу обладания миром (М. Мерло-Понти).
- Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. - Париж: UMCA PRESS, 1931. - С. 270.
- Там же. С. 271
- Там же. С. 279-280.
- Там же. С. 273.
- См.: Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. - М.: Канон+, Реабилитация, 1998.
- Названную связь прослеживает А.И. Пигалев. См.: Культурология. - Волгоград, 1998.
- См.: Флоренский А.А. Имена. - М., 1989.
- См.: МатяшД.В. Парадоксы манифестации идеи негации смерти в культуре // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 13-14. - М.: Академ. проект; РИК, 2005. - С. 298-299.
- См.: Демичев А.В. Фигуры Танатоса: искусство умирания. - СПб.,1998. - С. 54-55.