Тело и материя в «Плотиновых проповедях» Амвросия Медиоланского. Амвросий Медиоланский. О благе смерти, перевод и комментарий

Автор: Аристова Екатерина Павловна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Переводы

Статья в выпуске: 2 т.8, 2014 года.

Бесплатный доступ

Проповеди Амвросия Медиоланского «О благе смерти» и «Об Исааке, или о душе» называют «плотиновыми» из-за обилия скрытых цитат Плотина и общего настроения ненависти к телу. Характер описания тела и материи в этих сочинениях не позволяет их назвать подлинно «плотиновыми». В мире, каким его видит Амвросий, отсутствует иерархия вещей по близости к их источнику, материя рассматривается не как космическое начало, а как ощущение сопротивления тела душе, душа и тело предстают одинаково хрупкими сотворёнными вещами, телесность, противодействующая уму, представляется не условием, а следствием греховного падения души. С практической целью наставления паствы Амвросий предлагает своеобразную христианскую антропологию и исследует связь тела и души, вводя термин «аффект» для обозначения точки их взаимного влияния: «человеком» кто-либо называется благодаря обращённости к Богу, восстановление совершенства человеческой природы и гармонии души и тела достигается внутренне преображающим действием Творца.

Еще

Отцы церкви, неоплатонизм, креационизм, человечность, грех, тело, материя, ощущения, аффект, душа

Короткий адрес: https://sciup.org/147103370

IDR: 147103370

Список литературы Тело и материя в «Плотиновых проповедях» Амвросия Медиоланского. Амвросий Медиоланский. О благе смерти, перевод и комментарий

  • Адамов, И. И. (2006) Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад.
  • Адо, П. (1991) Плотин или простота взгляда. Ю. А. Шичалин, пер. с фр. Москва.
  • Афонасин, Е. В. (2002) Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. Санкт-Петербург.
  • Афонасин, Е. В., пер. (2003) Климент Александрийский. Строматы. Т. 1-3. Санкт-Петербург.
  • Берестов, И. В. (2007) Свобода в философии Плотина. Санкт-Петербург.
  • Доддс, Э. Р. (2003) Язычник и христианин в смутное время. Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. А. Д. Пантелеев, пер. с англ. Санкт-Петербург.
  • Еремеев, И. С., сост. (1995) Плотин. Эннеады. Пер. Г. В. Малеванского и др. Киев.
  • Рист, Дж. М. (2005) Плотин: путь к реальности. Е. В. Афонасин, И. В. Берестов, пер. с англ. Санкт-Петербург.
  • Ситников, А. В. (2001) Философия Плотина и традиция христианской патристики. Санкт-Петербург.
  • Brown, P. R. L. (1988) The Body and Society: Men, Women, and Sexual Renunciation in Early Christianity. New York and Guildford.
  • Courcelle, P. (1958) “La colle et la clou de l'âme dans la tradition néo-platonicienne et chretiénne (Phédon 82e; 83d),” Revue Belge de philologie et d'histoire 36, 72-95. Courcelle, P. (1973) Recherches sur Saint Ambroise. Vies anciennes, culture, iconographie (Paris)
  • Hadot, P. (1971) Marius Victorinus. Recherches sur sa vie et ses oeuvres (Paris) Madec, G. (1974a) “L'homme intérieur selon St. Ambroise de Milan”, Ambroise de Milan XVIe Centenaire de son election épiscopal, Études Augustiniennes, 283-308.
  • Madec, G. (1974b) Saint Ambroise et la philosophie. Paris. Maes, B. (1967) La loi naturelle selon saint Ambroise de Milan. Rome.
  • Schenkl, C., ed. (1986) Corpus scriptorium ecclesiasticorum latinorum Vol. XXXII. Pars 1. S. Ambrosii opera. Vienna.
Еще
Статья научная