Тело и пряжа. Визуализация метафоры в иконографии благовещения

Автор: Аванесов Сергей Сергеевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.12, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрена связь между одной изобразительной деталью традиционной иконографии Благовещения в христианстве и апокрифической подробностью биографии Девы Марии, восходящей к античной метафоре тела как одежды или ткани. В сцене Благовещения присутствуют архангел Гавриил и Богородица, при этом Дева часто изображается с веретеном и пурпурной пряжей в руках. Эта деталь отсылает зрителя к метафоре рождения как творения плоти и крови, как прядения тела в утробе матери, а также символически означает вхождение Бога в телесный мир посредством Девы и кровавую жертву, приносимую во имя спасения мира. Описанная «апокрифическая» деталь сцены Благовещения может быть понята как визуализация известной ещё в античности метафоры о творении тела как прядении или ткани.

Еще

Иконография, христианская литература и искусство, метафорическое значение

Короткий адрес: https://sciup.org/147215776

IDR: 147215776   |   DOI: 10.21267/schole.12.2.13

Список литературы Тело и пряжа. Визуализация метафоры в иконографии благовещения

  • Айналов, Д. В.; Редин Е. К. (1889) Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. Санкт-Петербург.
  • Богуцкий, К., пер., комм. (1998) Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев; Москва.
  • Губарева, О. В.; Невзорова, Н. Н.; Языкова, И. К. (2013) Благовещение Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург.
  • Даниил (2010) «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», Памятники общественной мысли древней Руси. Том 1: Домонгольский период. Москва. 89-140.
  • Качалова, И. Я.; Маясова, Н. А.; Щенникова, Л. А. (1990) Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. Москва.
  • Лазарев, В. Н. (1960) Мозаики Софии Киевской. Москва. Лазарев, В. Н. (1986) История византийской живописи. Москва.
  • Лазарев, В. Н. (2000) Искусство древней Руси. Мозаики и фрески. Москва.
  • Липатова, С. (2006) Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060406140841.htm#7.
  • Логвин, Г. Н. (1982) Киев. По архитектурным памятникам Киева. Москва.
  • Малков, Ю. Г. (1984) «О датировке росписи церкви архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде», Древнерусское искусство. XIV-XV вв. Москва. 196-225.
  • Муравьёв, А. Н. (1863) Путешествие по святым местам русским. Часть 2. Санкт-Петербург.
  • Петров, В. В. (2017) «Душа, облачающаяся в тела, душа, ткущая тела», ΣΧΟΛΗ (Schole) 11, 166-176.
  • Покровский, Н. (1891) Благовещение Пресвятой Богородицы в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. Санкт-Петербург.
  • Прокл, епископ (1996) «Беседа Прокла, епископа Кизического, говоренная в присутствии Нестория в Великой константинопольской церкви, о вочеловечении Господа нашего Иисуса Христа, о том, что святая Дева Мария есть Богородица и что Родившийся от Неё не есть Бог только и не есть человек только, но Еммануил, Который есть вместе Бог и человек, неслитно и непреложно». Деяния Вселенских соборов. Том 1. Санкт-Петербург. 137-142.
  • Свенцицкая, И. С. (1996) Апокрифические Евангелия: Исследования, тексты, комментарии. Москва.
  • Свенцицкая, И. С.; Скогорев, А. П., сост., комм. (1999) Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых. Москва.
  • Сидоров, А. И., пер., комм. (1993) Преп. Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. Москва.
  • Соболева, М. Н. (1968) «Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове». Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. Москва. 7-50.
  • Тахо-Годи, А. А., пер. (1999) Порфирий, «О пещере нимф», Лосев, А. Ф., Тахо-Годи, А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. Санкт-Петербург. 577-591.
  • Топоров, В. Н. (1981) «Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте», Структура текста - 81. Москва, 53-58.
  • Тоцкая, И. Ф., сост. (1984) Державний архiтектурно-iсторичний заповiдник «Софiйський музей». Киïв.
Еще
Статья научная