Тело как предмет в повести Н. В. Гоголя «Нос»

Бесплатный доступ

В статье анализируется проблема телесности в петербургской повести Н. В. Гоголя «Нос», являющей из себя особый вариант антропологических форм в художественном мире классика. В ней отмеченные в ранней прозе писателя тенденции фрагментации частей тела приводят к обращению телесного в предметное. Связанная с ней тенденция - наделение частей тела одушевленностью вплоть до субъектности - достигает своеобразной кульминации в данной повести. Обращается внимание на заметные психологические изменения у майора Ковалева и даже прорастание личностности в момент деформации тела. В связи с принципом фантасмагоричности изображения мира в русской литературе 1830-х гг. показана особая фантасмагория тела у Гоголя, в том числе выделены положительные аспекты в художественном эксперименте писателя.

Еще

Повесть «Нос», проблема телесности, фрагментация тела, тело как предмет, субъектность части тела, фантасмагория

Короткий адрес: https://sciup.org/148328067

IDR: 148328067   |   DOI: 10.18101/2686-7095-2023-4-66-72

Список литературы Тело как предмет в повести Н. В. Гоголя «Нос»

  • Бочаров С. Загадка «Носа» и тайна лица // О художественных мирах. Москва: Советская Россия, 1985. С. 124–160. Текст: непосредственный.
  • Бычкова А. Ю. Ретроспективы и перспективы гоголевской ринологии // Вестник Том. гос. ун-та. 2009. № 324. С. 16–17. Текст: непосредственный.
  • Виноградов В. В. Натуралистический гротеск. (Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Поэтика русской литературы. Москва: Наука, 1976. С. 5–44. Текст: непосредственный.
  • Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 7 томах. Москва, 1983. Т. 3. 448 с. Текст: непосредственный.
  • Грау О. Фантасмагорическое визуальное колдовство XVIII столетия и его жизнь в медиа искусстве. URL: https: // https://cyberleninka.ru/article/n/fantas magoricheskoe-vizualnoe-koldovstvo-xviii-stoletiya-i-ego-zhizn-v-media-iskusstve (дата обращения: 15.06.2023). Текст: электронный.
  • Дилакторская О. Г. Фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Нос» // Русская литература. 1984. № 1. С. 153–166. Текст: непосредственный. 7. Дунаев А. Гоголь как духовный писатель. Опыт нового прочтения «Петербургских повестей» — искусствознание // Журнал по истории и теории искусства. 1998. № 1. С. 391–427. URL://istina.cemi-ras.ru/publications/ article/60589080 (дата обращения: 15.09.2023). Текст: электронный.
  • Кутафина Ю. Н. Предметный мир художественной прозы Н. В. Гоголя: Петербургские повести, Мертвые души: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Елец, 1999. 18 с. Текст: непосредственный.
  • Маркович. Дыхание фантазии // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820–1840 гг.): сборник произведений. Ленинград: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. С. 5–47. URL: https://www.fandom.ru/about_fan/rusromantizm_1.htm (дата обращения: 16.08.2023). Текст: электронный.
  • Полевой Н. Блаженство безумия. Николай Полевой. Избранные произведения и письма. Ленинград, 1986. URL: https://www.6lib.ru/books/read/blajenstvo-bezumia-216803? page=19 (дата обращения: 17.08.2023). Текст: электронный.
  • Смирнов А. С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX в. и творчество Н. В. Гоголя. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. 134 с. Текст: непосредственный.
Еще
Статья научная