Тема "русской морали" в культурной самобытности России
Автор: Хвощевская Ирина Валерьевна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 4, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблематика «русской морали» как одного из основополагающих факторов становления культурной самобытности и идентичности в России. Указывается, что нельзя затрагивать вопросы морали отдельно от вопросов религии и философии. Автор выделяет основные постулаты русской философии в области морали, указав на важную особенность русского человека - особое ярко выраженное чувство сострадания, присущее нации на протяжении всего периода истории. Особую важность исследованиям придает указание на особую роль моральных принципов в жизни русского народа, его уникальную особенность открывать свое сердце только Богу, в связи с чем и зародилась эндемичное направление для философии - «учение о сердце», гласящее, что именно сердце есть вместилище для высшего мистического и низшего, неосознанного у человека.
Культурная самобытность, идентичность, мораль, религия, теория сердца, моральные принципы
Короткий адрес: https://sciup.org/149139920
IDR: 149139920
Текст научной статьи Тема "русской морали" в культурной самобытности России
Актуальность изучения проблемы обеспечения духовной безопасности личности в условиях глобализации обусловлена противоречивостью тенденций современного мира. С одной стороны, происходит укрепление взаимодействия людей, ликвидация изоляции стран и народов, что имеет положительный характер. С другой стороны, нарастает опасность утраты этносами самобытности, растворения личности в массовой культуре, потери как личностной, так и этнической идентичностей.
На теоретико-методологической основе исследования проблем духовной жизни личности и общества развивались взгляды о роли этно-социокультурных, ментальных, религиозных факторов в формировании самобытной российской духовности современных исследователей С.С. Аверинцева, А.С. Ахиезера, А.А. Горского, Н.И. Губанова, Г.С. Померанца и др.
Проблемы национальной безопасности в условиях глобализации, в частности проблемы выявления мер по противодействию исламскому религиозному фундаментализму и экстремизму, создающим угрозу как национальной безопасности, так и ее культурно-цивилизационному устройству, нашли отражение в трудах Р.Г. Абдулатипова, В.Х. Акаева, С.Е. Бережного, В.В. Де-гоева, И.П. Добаева, И.В. Юрченко и др.
Кризис социальных ценностей в контексте духовной безопасности анализируется в работах Е.И. Башкировой, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, Г.В. Осипова, А.О. Панфилова, А.Г. Эфендиева. Духовная безопасность личности в ее различных аспектах рассмотрена в работах А.В. Агафонова, В.Я. Асановича, А.И. Буркина, Е.Д. Бреевой, А.В. Возженикова, С.А. Дерби-чевой, Ю.Н. Казакова, А.А. Прохожева, В.В. Стрельченко и др.
Несмотря на возрастание научного интереса к проблемам обеспечения духовной безопасности личности и российского общества, за пределами внимания исследователей остается ряд важных моментов. Так, исследователи обходят вниманием вопросы обеспечения безопасности личности как носителя национальной (этнической) безопасности. Между тем духовная безопасность личности в российских регионах – это важнейший фактор духовно-нравственной безопасности российского общества в целом.
Актуальность обозначенной проблемы и ее недостаточная изученность определили цель исследования, которая видится в выявлении латентных возможностей этнических культур, способных противостоять угрозам и рискам современности и обеспечить духовную безопасность личности. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
-
– охарактеризовать глобальные тенденции, вызовы, создающие угрозу для духовной безопасности личности;
-
– определить основные направления по повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности в условиях глобальных изменений;
-
– раскрыть роль этнокультурных духовно-нравственных ценностей в обеспечении духовной безопасности личности.
Исследовательская гипотеза автора заключается в том, что глобализация, преимущественно основанная на либеральных западных ценностях, приводит к утрате личностью своей идентичности и этнической самобытности.
Среди исследователей проблемы безопасности наиболее распространенным является взгляд на безопасность как на условие сохранения объекта и надежности его функционирования. Толковый словарь русского языка трактует безопасность как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»1. Среди этих условий важное значение имеет духовная безопасность личности. В данном случае имеются в виду духовные, морально-этические, культурные, интеллектуальные ценности личности. Духовная безопасность личности и общества в целом является основой государственной стабильности, залогом политической консолидации российского общества. Таким образом, в силу необходимости, перед государством встает первостепенная задача определить приоритеты социального развития и политики обеспечения безопасности личности. Поэтому в официальных документах и нормативных правовых актах Российской Федерации формирование развитого гражданского самосознания людей рассматривается как важная государственная задача.
Так, указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, которая в числе основных задач называет обеспечение национальной безопасности и устойчивого развития страны, что, в свою очередь, подразумевает реализацию ряда целенаправленных мероприятий для обеспечения безопасности личности.
В современном мире, где усиливается нестабильность, снижается эффективность системы глобальной безопасности, проблема духовной безопасности личности становится особенно актуальной. На ее решение мобилизованы силы общества, государства и человечества в целом. Именно поэтому вопрос безопасности личности всегда олицетворяет систему отношений во взаимодействиях цепочки «человек – общество – государство», где определен приоритет личности. Государство – гарант безопасности личности. Об этом сказано в п. 41 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «Обеспечению государственной и общественной безопасности способствует реализация мер, направленных на усиление роли государства как гаранта безопасности личности»2. Защита личности от конкретных внешних и внутренних угроз, нейтрализация источников опасности – объект компетенции государственных органов.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается: «В настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения» (п. 41 )1. Следовательно, важнейшим условием обеспечения духовной безопасности личности и общества является развитие механизмов самосохранения и саморегулирования личности и общества. Ведь всегда в периоды самых тяжелых испытаний главным условием выживания этноса выступала его духовная сила. Духовный потенциал общества, дух народа - это его этнокультурные ценности, являющиеся важнейшим показателем жизнеспособности общества и условием успешного развития государства.
Как ранее обращалось внимание, процесс глобализации, раздвигая национальные границы, превращает наш мир в транснациональное общество. Ряд исследователей высказывает мнение, что глобализация разрушает старое, формирует новое. И в этих процессах происходит размывание ранее установленных понятий, например таких, как «личность», «индивидуальность», что, в свою очередь, приводит к более опасному процессу - уничтожению социальной структуры общества (Марков, 1993; Прохожев, Карманова 2004). Факторы глобализации усилили кризис идентичности на уровне отдельной личности. Теперь под угрозой находится человеческая идентичность в целом (Кондаков, Соколов, Хренов, 2011).
Глобализация, преимущественно основанная на либеральных западных ценностях, приводит к утрате личностью самобытности, этнической идентичности. Именно поэтому необходимо искать пути альтернативного развития человечества. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что «необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития»2.
На наш взгляд, ответной реакцией на стремительные трансформации глобалистской информационной эры должна стать идея возвращения человечества к истокам этнической культуры. Национальные чувства, культура и самобытность народов складывались столетиями, глубоко укореняясь в сознании этносов. Поэтому традиционные культуры обладают важными объективными основаниями, гарантирующими сохранение многообразия мира. Опорой этого многообразия являются религия, культура, этнические традиции, историческая память и др.
Таким образом, угрозе духовной безопасности личности способно противостоять обращение народов к историческому прошлому, культуре, традициям, религии, языку и самосознанию, которые на протяжении всей истории человечества вносили устойчивый созидательный вклад в духовную безопасность общества.
Так, этническая (национальная) социализация призвана способствовать обогащению духовной культуры исторически сложившейся устойчивой социальной группы. В традиционных культурах характерной чертой является социокультурный порядок, созданный из элементов общечеловеческих ценностей, что указывает на тесную взаимосвязь национального и общечеловеческого в самосознании этносов. Степень включенности народа в единую для всех людей систему ценностей определяет его гражданский потенциал, так как «общечеловеческое - это и индивидуальное, и человеческое, и личностное одновременно» (Гусейнов, Клямкин, Титаренко, Библер, Батищев, Согомонов, Митрохин, 1990). Тем не менее сохранение основополагающих нравственных ценностей и традиций определяет духовную безопасность личности и общества в целом, поскольку именно они способствуют формированию защитного барьера, ограждающего личность и общество от внешних угроз современного мира.
В частности, социализация и коллективизм, основанные на принципах ответственности и единства, стали базой для формирования моральных устоев, борющихся с проявлениями асо-циализации и индивидуализма, укрепляющих в сознании народа единство категорий «личное» и «общественное». В традиционном обществе нравственные нормы и моральные требования, определяющие поведение человека, взращиваются по принципу коллективизма. Они - основа духовности.
Духовный потенциал общества, дух народа - его этнокультурные ценности, являющиеся важнейшим показателем жизнеспособности общества и условием успешного развития государства. Исследование социокультурных и политических процессов современного мира неразрывно связано с именами отечественных обществоведов ХХ в., среди которых А.П. Бутенко, Б.В. Марков, В.А. Тишков и др. Они, в частности, указывают на то, что эти процессы определяются не только политической ситуацией, но и культурными традициями и ценностными ориентациями
(Бутенко, Колесниченко, 1996; Тишков, 1997). Значительное влияние на них оказывает «…соци-ально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа – запечатлевшее результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета» (Казаков, 2007).
И данная мысль не нова: еще Г.В.Ф. Гегель, отмечал, что социально-исторический опыт «…является результатом сбережений всех предшествующих поколений, святилищем, в которое все человеческие поколения благодарно и радостно поместили все то, что им помогло пройти жизненный путь, что они обрели в глубинах природы и духа»1. Такой подход по-прежнему актуален, он характеризует ценностные ориентации личности и социальные стереотипы не только как выражение социальной установки, но и как духовное богатство этноса, как ценнейший пласт культуры.
Трансформация политической системы, социокультурных ценностей современного общества коренным образом изменила сложившуюся веками социокультурную систему чеченского этноса, при этом исключение составляют этнокультурные ценности, которые, являясь наследуемым продуктом культуры, продолжают храниться в коллективном бессознательном этноса. И «до тех пор, пока это ядро не разрушено, этнос сохранит свою идентичность, меняя лишь формы ее выражения» (Ляушева, 2004). Именно поэтому первоочередной задачей общества в условиях глобализации становится выявление и претворение в жизнь универсальных общезначимых ценностей, заложенных в духовной культуре этноса.
При этом важно, чтобы обращение к историческому прошлому, традиционной культуре не привело этнос в состояние изоляции от внешнего мира, а способствовало вхождению этноса как самобытного и самодостаточного социума в мировое социокультурное пространство. Так, коллективная природа менталитета чеченцев выражена через
-
– приоритет коллективных интересов над индивидуальными; духовно-нравственных ценностей над материальными;
-
– признание ценности каждой личности и глубоком уважении к ней; моральных норм и духовно-нравственных ценностей в вопросах регулирования общественных отношений;
-
– укрепление единства и духовной общности через этнорелигиозное сознание;
-
– национальный приоритет идеи справедливости, которая принимается как общая нравственная санкция, способная быть реализованной лишь в условиях уравнительного распределения благ и услуг;
-
– потребность находить посредника для участия в политических отношениях; отношение к политике как к деятельности, доступной только избранным.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как целенаправленное воздействие официальной власти по укреплению наиболее востребованных традиционных ценностей приводит к реальным результатам. Так, развеян образ чеченца, созданный усилиями средств массовой информации в период политического кризиса конца ХХ века, как вооруженного горца с конфликтной натурой, пренебрегающего властью и законом, и т. д.
Проблемы духовной безопасности современного глобального общества, безопасности духовного развития России, российского общества и отдельной личности в настоящее время требуют коренного переосмысления. Так, для их решения государство и его граждане в целях самосохранения должны опираться не только на исторически сложившиеся традиционные ценности культурной идентичности, но и на созидательные религиозные постулаты и каноны. Ведь именно религия наряду с традицией формирует устойчивое сознание и самосознание народов, отдельных этносов, что, в свою очередь, защищает общество и государство от угроз духовной безопасности.
В чеченском обществе в рамках ислама сложилось религиозное философско-нравственное течение, верование как форма религиозного сознания – суфизм. Оно объединяет все мусульманские учения и нацелено на воспитание уверовавшей высоконравственной личности, свершающей праведные деяния. Исламизация чеченцев оставила неизгладимый след в истории духовной культуры чеченцев. Длительный процесс формирования и развития суфийской доктрины послужил причиной обогащения и развития духовной системы этноса.
Религиозная вера в традиционном обществе является одной из фундаментальных ценностей, соответственно, для чеченского общества она всегда имела большое значение. Суфизм приобрел своеобразный облик в границах этнокультурной традиции чеченского общества. Диалектика ислама и традиционной культуры – универсальный компонент современного чеченского общества. Исследователи отмечают, что комбинированность религиозности и традиционности настолько успешна, что становится сложно обнаружить основы их начального объединения и последующих взаимодополнений. Синтез фундаментальных традиционных и религиозных ценностей становится средством к преодолению чеченским обществом угроз со стороны внутренних и внешних врагов, исходя из своих национальных интересов, а также фактором обогащения духовного потенциала личности.
Выводы. Мировая глобализация, усиливающаяся нестабильность в мире создают условия, в которых возможен риск всемирного беспорядка, разрушение традиционных ценностей. В таких условиях важно обнаружить альтернативные пути развития не только общества, но и личности.
Всё более актуальной становится проблема духовной безопасности личности. При всех политических и социокультурных трансформациях, произошедших в границах традиционной культуры чеченцев, важно то, что архетипическая природа культурной традиции не теряет своей актуальности. Этнокультурные мировоззренческие установки, идеалы и ценности дают возможность субъекту традиционной культуры определить свое место в социальной группе, социальной среде, государстве, мире, в той системе, что обеспечит ему как политическую, так и духовную безопасность. На фоне кризиса для нашей страны жизненно важным становится сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
Список литературы Тема "русской морали" в культурной самобытности России
- Абрамова А.В. Имеют ли нравственную ценность эмоциональные поступки? (на примере исследования природы сострадания) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 4. С. 3-12.
- Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М, 1990. С. 263.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 2006. С. 107.
- Горький М.А. Сборник материалов, переписка, статьи, высказывания. М., 1951. С. 25.
- Еремина З.А. Сострадание как основа христианской морали и нравственного совершенствования в русской религиозной философии // Известия Тульского государственного университета. 2018. № 3. С. 61-69.
- Луначарский А. Русский Фауст// Вопросы философии и психологии. 1902. кн. 63. С. 792.
- Носова Г.А. Язычество в православии. М., 1975. С. 7.
- Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. 624 с.
- Сковорода Г.С. Начальная дверь к христианскому добронравию // Соч.: в 2 т. М.,1973. 542 с.
- Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1988. C. 127.