Тембровые особенности «Сонаты с двух нот» для домры и фортепиано Е. М. Попляновой

Бесплатный доступ

В статье рассматривается творчество челябинского композитора Елены Михайловны Попляновой. Основное содержание исследования составляет анализ новой версии «Сонаты с двух нот» для домры и фортепиано в исполнительской редакции Марии Александровны Лебедевой. Цель статьи основывается на исследовании данного произведения, в определении тембровых особенностей ансамбля домры и фортепиано. Акцентируется по-новому воплощение музыкальных образов благодаря применению сложных ритмов, скачков, динамических оттенков и использованию всех регистров в сольных партиях инструментов. Одним из важных элементов построения сонаты становятся индивидуальные особенности творческого мышления композитора, которые раскрывают художественный образ лирического и гротескового персонажей. В статье обращается внимание на ритмическую устойчивость, опорой которой становятся специфические артикуляционные и выразительные средства. Раскрыты главные аспекты: характерные черты жанра сонаты, черты концертности, содержание, композиционная структура. И самое главное - исполнение, выполнение задач музыкантом: координация действий рук и звукоизвлечение на домре выходят на первый план. Исполнение всех музыкальных приемов становится одним из основных способов передачи образного содержания «Сонаты с двух нот».

Еще

Композитор, соната, домра, тембр, исполнительское искусство

Короткий адрес: https://sciup.org/147239515

IDR: 147239515   |   DOI: 10.14529/ssh230106

Список литературы Тембровые особенности «Сонаты с двух нот» для домры и фортепиано Е. М. Попляновой

  • Семаков, С. В. Домра в России: из истории становления и развития музыкального инструмента / С. В. Семаков, И. Б. Семакова. – Петрозаводск, 2022. – 470 с.
  • Волчков, Е. А. Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов: автореф. дис. … канд. искусствоведения / Е. А. Волчков. – Ростов-н/Д.: РИО РГЛ им. С. В. Рахманинова, 2011. – 26 с.
  • Морева, Е. А. Соната как вид музыкально-
  • речевой практики: структурный подход / Е. А. Мо-рева // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 11 (16). – С. 137–142.
  • Синецкая, Т. М. Композиторы Южного Урала / Т. М. Синецкая. – Челябинск: Дом печати, 2003. – 352 с.
  • Зеленый, В. П. О звукоизвлечении на домре. Классификация артикуляционных обозначений и приемов игры / В. П. Зеленый // Русские народные инструменты (история, теория, методика): сборник научных статей. – Красноярск, 1993. – С. 100˗119.
  • Рыжкова, Н. О некоторых тенденциях формообразования в современной советской музыке / Н. Рыжкова // Традиции музыкального ис-кусства и музыкальная практика современности: сборник научных трудов. – Л., 1981. – С. 43–59.
  • Манафова, М. М. Темброколористические свойства оркестровой ткани в музыке второй по-ловины ХХ века (на примере творчества Э. Дени-сова): автореф. дис. … канд. искусствоведения / М. М. Манафова. – СПб., 2011. – 22 с.
  • Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. – Л., 1977. – 158 с.
  • Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. – Л., 1971. – 376 c.
  • Банщиков, Г. Основы функциональной инструментовки / Г. Банщиков. – 2-е изд. – СПб., 1999. – 240 с.
  • Браудо, И. Артикуляция (о произношении мелодии) / И. Браудо. – Л., 1961. – 199 с.
  • Мациевский, И. В. Инструментализм и эт-нокультурная история / И. В. Мациевский // Вопросы инструментоведения: материалы Шестой Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения». Вып. 6. – СПб., 2010. – С. 8˗12.
  • Имханицкий, М. И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании / М. И. Имха-ницкий. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. – 232 с.
  • Веприк, А. Трактовка инструментов оркестра / А. Веприк. – М., 1961. – 300 с.
  • Энциклопедия мысли: сборник мыслей, изречений, афоризмов. – М.: ТЕРРА: Книжная лавка – РТР, 1996. – 496 c.
Еще
Статья научная